русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Екатерина Демыгина: «Предпринимателям пора вывести свое дело из «тени»


 20.07.2006 

Не такой уж он и малый
Если вывести этот бизнес из «тени»

Текст: Екатерина Демыгина

Вырастить из «малого» предприятия «среднее»? Легко!


Екатерина Демыгина - заместитель председателя правления АКБ «СОЮЗ».

Кредитование небольших предприятий специфичное дело, в первую очередь, потому, что бизнес большинства заемщиков по-прежнему находится «в тени». Кроме того, многие клиенты не имеют хорошего залога, к примеру, дорогостоящего оборудования. И вообще кредитование малого бизнеса для банка - один из самых рисковых продуктов. Поэтому немногие сегодня специализируются на этой сфере кредитования. Здесь важно уметь поставить этот бизнес на поток, оптимизировать расходы, связанные с мелкими суммами, документооборот. Куда проще выдать кредит на $5 млн., чем по $50 тыс. собирать со 100 клиентов.

Если вывести этот бизнес из «тени» Не такой уж он и малый Проще выдать кредит в $50 млн., чем собирать по $50 тыс. со 100 клиентов

Но мы научились очень качественно работать с таким заемщиком. В банке разработана эффективная методика, которая позволяет свести к минимуму просрочку. Сейчас у нас уровень просроченной задолженности по кредитам малому бизнесу составляет порядка 2%. А основные «хвосты» тянутся еще по ранее выданным кредитам, до 1999 г.

Что касается вопроса, кому легче получить кредит - индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, то шансы у тех и других равны. Единственным отличием является пакет учредительных документов и форма бухгалтерской отчетности. В остальном - процедура одинакова для всех. Анализ бизнеса проводится на основе управленческой отчетности. Сумма и срок кредита утверждается по итогам анализа финансовой деятельности. Кредитный специалист должен понять специфику бизнеса, учесть сезонный фактор, необходимость инвестиционных вложений, в общем, оценить перспективность развития предприятия. В результате клиенту предлагаются такие условия финансирования, при которых вложения в бизнес приносят максимальный эффект при минимальном уровне риска для обеих сторон. Сегодня наиболее привлекательным для банка клиентом является предприятие малого бизнеса со средним годовым оборотом в $300 тыс. Дело в том, что такие клиенты потребляют еще и другие банковские продукты. А у нас сегодня есть все продукты, которые необходимы предпринимателю. Мы можем помочь малому предприятию сделать больший объем официальной выручки, мы готовы предоставить ему эквайринг, зарплатные проекты, инкассацию и т. д. На самом деле мы стараемся вырастить клиента, который постепенно начинает пользоваться всем спектром банковских продуктов, переходя со временем в категорию предприятия «среднего» бизнеса. Добавлю, что за два года реализации программы кредитования малого бизнеса, а мы запустили ее в июне 2004 г., было выдано 2 тыс. кредитов на общую сумму свыше $40 млн.

В планах на 2006 год - предоставление кредитов микрофинансовым предприятиям малого бизнеса на сумму не менее $36 млн.


АКЦЕНТ


«Гипердефицит» на малые ссуды

В России потребность в микрокредитах в размере до $10 тыс. испытывают не менее 3 млн. малых предприятий и занимающихся малым бизнесом физлиц. Однако охват рынка всеми действующими банками и небанковскими микрофинансовыми организациями не превышает 15%, или $1 млрд

Источник: Российский Микрофинансовый Центр



Источник: Национальный Банковский Журнал - №7 (30) Июль 2006 - Банки и бизнес

Поделиться в соц.сетях: