русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Озвучены практические рекомендации участников всех сегментов микрофинансового рынка по итогам круглых столов «Наш вопрос регулятору»


 22.06.2015 

10-11 июня в Ялте состоялась конференция «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия». Организаторами конференции выступилиНациональное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российский Микрофинансовый Центр (РМЦ). Конференция организована при поддержке Центрального банка Российской Федерации.

10 июня в рамках конференции были организованы круглые столы между участниками всех сегментов микрофинансового рынка «Наш вопрос регулятору», на которых обсуждались наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы, касающиеся непосредственно их деятельности, регулирования и взаимодействия с регулятором. По итогам проведенных круглых столов участники рынка подготовили и озвучили свои практические рекомендации для Банка России.

В частности, участниками круглого стола для некоммерческих микрофинансовых организаций под руководством Президента НП «Альянс МФО «ИРМСБ» Андрея Лебедева и Председателя Совета саморегулируемой организации Виктора Емельянова было сформировано консолидированное мнение о необходимости изменения действующего законодательства и внесены следующие предложения по его доработке:

  • Необходимо изменение подхода к формированию резервов на возможные потери по займам

Ввиду особой роли государственных (некоммерческих) микрофинансовых организаций и, учитывая имеющиеся ограничения по максимальному размеру процентной ставки, ограниченной доходной части, некоммерческие микрофинансовые организации при приближении размера формируемых резервов на возможные потери по займам к доходности с действующего микрофинансового портфеля не способны должным образом формировать объем резервов в требуемом количестве.

Саморегулируемая организация НП «Альянс МФО «ИРМСБ» считает резервирование хорошим инструментом для обеспечения надежности микрофинансовой организации и поддержания должного уровня качества микрофинансового портфеля, но, учитывая особенности функционирования некоммерческих микрофинансовых организаций, а также важную социальную роль данного института поддержки малого и среднего предпринимательства, совместно с участниками круглого стола выработала два возможных решения данной проблемы:

1. Внести изменения в Указание Центрального Банка Российской Федерации от 14 июля 2014 г. №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» в целях предоставления микрофинансовым организациям, которые не осуществляют привлечение средств физических и юридических лиц, осуществлять формирование резервов на добровольной основе.

2. Предоставить возможность для некоммерческих микрофинансовых организаций формирования резервов за счет целевых средств капитализации, полученных из бюджетной системы Российской Федерации.

  • Необходимо приравнять некоммерческие микрофинансовые организации, не являющиеся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, малыми предприятиями и микропредприятиями, к первой категории видов некредитных финансовых организаций, указанной в Приложении №1 к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П)

В соответствии с требованиями «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П) в некредитных финансовых организациях, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям и микропредприятиям, для обеспечения реализации ПВК по ПОД/ФТ создается самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определяется входящее в структуру некредитной финансовой организации подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ.

При этом сотрудники подразделений по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в некредитной финансовой организации, за исключением функций, осуществляемых контролером или службой внутреннего контроля (внутреннего аудита), а также при условии, что они не имеют права от имени некредитной финансовой организации совершать операции (заключать сделки) с денежными средствами или иным имуществом, подписывать платежные (расчетные), бухгалтерские и иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации.

Таким образом, в целях обеспечению исполнения требований законодательства Российской Федерации, основываясь на вышеизложенном, микрофинансовым организациям необходимо создавать дополнительное структурное подразделение, в составе не менее 2 человек, которое, в том числе, наделить полномочиями в рамках ПОД/ФТ, что для государственных микрофинансовых организаций, учитывая маленькую численность (например, 2 человека) и размер доходов (учитывая размер уставного капитала и ограниченный размер маржи в 10%), создание подразделения в составе 2 человек повлечет за собой дополнительные расходы, которые не будут покрываться доходами, что поставит под сомнение целесообразность существования конкретной микрофинансовой организации, что, учитывая цели ее создания, нельзя допустить.

В этой связи предлагается внести изменения в Приложение №1 к «Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П) приравняв некоммерческие микрофинансовые организации к первой категории видов некредитных финансовых организаций.

  •  Необходимо разграничение полномочий надзорных полномочий Банка России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением микрофинансовыми организациями действующего с целью исключения практики их дублирования

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Согласно статье 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Банк России.

Учитывая имеющуюся коллизию в законодательстве, по мнению участников круглого стола, органы прокуратуры при проведении проверок деятельности микрофинансовых организаций в ряде случаев могут подменять собой органы Банка России.

По этому вопросу СРО «Альянс МФО «ИРМСБ» была собрана статистическая информация о характере, целях и периодичности проведения проверок своих членов органами Прокуратуры Российской Федерации и направлена в Банк России.

Директор СРО НП «МиР» Андрей Паранич озвучил следующие предложения со стороны рынка МФО.

1. Стимулировать банковское кредитование МФО через изменение норм резервирования и возможности рефинансирования банковских кредитов в ЦБ РФ под залог портфеля МФО. Обязать банки, которые участвуют в программе докапитализации через ОФЗ, кредитовать МФО, работающие с малым и средним бизнесом, в размере не менее 1% их кредитного портфеля.

2. Разработать налоговые льготы для МФО, работающих с малым и средним бизнесом.

3. Усилить и сделать публичной борьбу с нелегальными кредиторами, в том числе, создать координационный Совет по борьбе с нелегальными кредиторами совместно с Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, Банком России и СРО.

4. Сделать возможным выдачу поручительств МФО для компаний малого и среднего бизнеса, участвующих в тендерах по государственным контрактам.

5. При расчете среднерыночного значения ПСК выделить в отдельную группу МФО, аффилированные с банками.

6. Создать рабочую группу по разработке требований к базовым стандартам СРО.

7. Отложить введение в действие указания об отчете движения денежных средств на полгода, для внедрения изменений в программное обеспечение.


Ведущие круглого стола по вопросам кредитной кооперации Алексей Чирков, заведующий сектором регулирования деятельности кооперативов отдела регулирования деятельности микрофинансовых институтов Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, и Анна Байтенова, советник по правовым вопросам, предложили участникам круглого стола обозначить болевые точки, которые требуют незамедлительного решения. Среди таковых первыми были названы вопросы к законодателю: решение вопроса о налоге на доходы физических лиц (скорейшее продвижение в Государственной Думе принятого в первом чтении соответствующего законопроекта) и восстановление в Гражданском кодексе РФ права потребительских кооперативов на распределение прибыли по паям своих членов, тем более что у них единственных среди некоммерческих организаций осталась обязанность членов организации нести субсидиарную ответственность по ее обязательствам при убыточности годового баланса.

Кроме этого, был озвучен целый ряд проблем, решение которых находится в компетенции Банка России:

1. Указание Банка России от 14.07.2014 № 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам" предусматривает обязательность формирования в бухгалтерском учете на 31 декабря 2015 года резервов на возможные потери по займам в размере не менее 30 процентов от установленной в соответствии с Указанием суммы резервов на возможные потери по займам.

В связи с этим требованием кредитные кооперативы обращают внимание Банка России на следующие обстоятельства:

- требование формировать резервы на возможные потери по займам (РВПЗ ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками кредитного кооператива обязательств по займам не учитывает возможной задержки поступления денежных средств по банку, тем самым несмотря на произведенный заемщиком в конце квартала платеж по займу кредитный кооператив вынужден нередко формировать РВПЗ с учетом того, что соответствующие суммы на последнее число квартала на его расчетный счет не поступили, а затем при реальном поступлении этих средств уже в следующем квартале восстанавливать резервы в соответствующей сумме. При этом те кредитные кооперативы, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (6% с дохода) платят налог на прибыль дважды: один раз с общей суммы доходов, включая те средства, которые пойдут на формирование РВПЗ, и затем с суммы восстановленного резерва. В связи с этим кредитные кооперативы просят рассмотреть вопрос о возможности «отсроченного формирования» РВПЗ (в Приложении к настоящему письму приводятся выдержки из соответствующего нормативного документа украинских коллег).

Кредитные кооперативы также обращают внимание Банка России на то, что требование формировать в бухгалтерском учете РВПЗ на конец 2015 года в размере 30 процентов от установленной в соответствии с Указанием суммы резервов на возможные потери по займам для многих из них станет непосильной задачей и приведет к возникновению убытков в балансе по итогам года, что в соответствии со статьей 123.3 Гражданского кодекса Российской Федерации повлечет необходимость внесения членами кооператива дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

В связи с риском массового ухода с рынка кредитных кооперативов, не способных выполнить указанный норматив (тем более после экономического кризиса и в условиях ужесточения санкций, трудности с получением кредитных ресурсов), просим Вас рассмотреть возможность отсрочки применения данного норматива.

2. Введение в законодательство о банкротстве особых норм о банкротстве кредитных кооперативов как финансовых некоммерческих кооперативных организаций сыграло большую роль в обеспечении защиты интересов пайщиков кредитных кооперативов – физических лиц. В то же время, следует обратить внимание на следующие моменты:

- ранее широко использовавшаяся возможность мирового соглашения в процедурах банкротства кредитного кооператива на сегодняшний день практически исключена, так как пунктом 1 статьи 160 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения. Однако кредиторами первой очереди в кредитном кооперативе являются его пайщики – прежде всего те физические лица, которые передали в кооператив свои личные сбережения. Тем самым возможность для них заключить мировое соглашение и получить хотя бы часть от переданных в кредитный кооператив средств исключена: либо им возвращается всё, что практически невероятно, либо им отказывают в мировом соглашении, в связи с чем процедуры банкротства затягиваются и даже те небольшие суммы, которые могли бы быть возвращены пайщикам, тратятся на содержание арбитражных управляющих, текущие платежи, расходы по ведению процедур банкротства;

- кредитные кооперативы выведены из процедур финансового оздоровления, что представляется весьма неоднозначным решением, так как в процессе финансового оздоровления могут быть с меньшими для кооператива и его пайщиков потерями найдены пути восстановления его платежеспособности, нежели в конкурсном производстве;

- важно предусмотреть в нормативных документах Банка России, что нарушения не всех финансовых нормативов свидетельствуют о несостоятельности кредитного кооператива.

3. Кредитные кооперативы просят Банк России уточнить перечень и порядок расчета финансовых нормативов (некоторые из них трудно контролируемы), а также при введении новых нормативов оценивать, сколько организаций рискуют уйти с рынка в связи с отсутствием источников для их выполнения. Предлагается проводить соответствующую оценку, прогноз возможных последствий для участников рынка с помощью саморегулируемых организаций участников рынка.

4. Кредитные кооперативы просят учесть интересы и возможности малых кредитных кооперативов (например, с активами до 2 млн. руб.), упростив требования к велению ими отчетности, экономическим нормативам.

5. Кредитные кооперативы просят Банк России учесть при обсуждении предложений по введению требований к деловой репутации учредителей, членов органов кредитного кооператива, его сотрудников экономические возможности кредитных кооперативов и значительно более ограниченный перечень осуществляемых ими операций по сравнению с теми, которые возможны для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.п. Следует также учесть, что председатель кооператива (председатель правления кооператива), ревизионная комиссия, правление являются выборными органами, формируются исключительно из числа пайщиков кредитного кооператива, и слишком сложные процедуры согласования кандидатур для участия в них фактически сведут к нулю кооперативную демократию, превратят кредитный кооператив в мини-банк либо просто вынудят его прекратить свою деятельность в связи с невозможностью найти в удаленных и труднодоступных населенных пунктах тех лиц, которые могут удовлетворять требованиям по квалификации, опыту работы и деловой репутации.

6. Кредитные кооперативы просят Банк России предусмотреть возможность защиты сбережений переданных в кредитные кооперативы средств физических лиц от риска их потерь в связи с лишением лицензии обслуживающего кредитный кооператив банка: представляется необходимым создать дополнительные гарантии в этих случаях сохранности сбережений физических лиц – членов кооператива.

7. Кредитные кооперативы просят Банк России ускорить рассмотрение вопроса об изменении Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», так как даже при банковской комиссии в размере 0.3% (тогда как в большинстве банков комиссия в разы больше) кредитные кооперативы несут потери в размере сотен тысяч рублей в год, тем самым лишаясь возможности снижения для пайщиков процента по предоставляемым займам. Подобная ситуация нарушает равные конкурентные возможности участников микрофинансового рынка и банков как профессиональных кредиторов, снижает возможности повышения доступности финансово-кредитных услуг для потребителей.

8. Кредитные кооперативы просят Банк России рассмотреть вопрос о возможности систематизации информации, предоставляемой ими и их саморегулируемыми организациями в Банк России: выработки единого формата обращений Банка России, группировки возможных запросов по степени обязательности и срочности. Это помогло бы, в свою очередь, систематизировать вопросы взаимодействия участников рынка и Банка России и повысить его эффективность.

Президент Национального Объединения Ломбардов (НОЛ) Алексей Лазутин озвучил следующие предложения со стороны ломбардов:

  • Обеспечение возможности выдачи займов в ломбарде на банковские карты.
  • Расширение правоспособности ломбардов за счет оказания агентских услуг, в том числе в качестве платежного агента, с возможностью выдачи предоплаченных карт.
  • Внесение изменений в нормативные акты ЦБ РФ, в части представления возможности ломбардам не инкассировать возвращенные займы и начисленные проценты, а использовать их на выдачу новых займов.
  • Внесение изменений в нормативные акты ЦБ, в части возможности использования корпоративных карт на снятия с них денежных средств для пополнения касс ломбардов.
  • Упрощение формы отчетности ломбардов.
  • Ввод единого плана счетов для ломбардов с учетом переходного периода с 01.01.2019 г.
  • Объединение залогового билета и договора займа в единый документ.
  • Представление ломбардам возможности оказывать агентские услуги и сдавать помещения в субаренду.
  • Увеличение до 22.00 времени работы ломбардов.
  • Увеличение лимита для продажи невостребованных вещей без проведения торгов до 300 тыс.
  • Уточнение законодательства в части возможности ломбардам принимать частичный возврат суммы займа и начисленных процентов по приходно-кассовым ордерам.
  • Корректировка и актуализация дорожной карты развития рынка ломбардов. Обеспечение информационной открытости некоммерчеких организаций и СРО для разработки дорожных карт на рынке ломбардов.
  • Доступ ломбардного рынка к фондированию – залог улучшения обеспечения финансовой доступности для 10% жителей РФ. Включение ломбардов в субъекты МСП (ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  • ü Изменение Указания Банка России «3073-У для снижения издержек ломбардов, осуществляющих деятельность в небольших населенных пунктах и малых городах, в части запрета выдачи денежных средств своим Клиентам только за счет средств, полученных с банковского счета.

Все прозвучавшие в ходе работы конференции предложения со стороны участников рынка направлены на рассмотрение в Банк России.

Напомним, подробные итоги и презентации спикеров конференции «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия» представлены на сайте 

Подробный фототчет мероприятия доступен на странице РМЦ на Facebook.




Поделиться в соц.сетях: