русский   ::   english   ::  портал

Главная / Информационная поддержка / Вопросы и ответы

Вопросы применения к микрофинансовым организациям Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с последними изменениями от 28 июля 2004 г.

В адрес РМЦ часто приходят вопросы о правовом регулировании микрофинансирования в России. Поскольку ответы на эти вопросы могут оказаться полезными для всего микрофинансового сообщества, наиболее интересным из них мы посвятили этот раздел, который ведет советник по правовым вопросам РМЦ — Анна Байтенова.


Вопрос 1: Обязаны ли микрофинансовые организации (МФО) вставать на учет в уполномоченном органе?

Вопрос 2: Обязаны ли МФО предоставлять в ФСФМ сведения обо всех сделках, сумма которых равна или превышает 600.000 рублей?

Вопрос 3: Должны ли МФО разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях в соответствии с Законом №115-ФЗ?



Вопрос 1: Обязаны ли микрофинансовые организации (МФО) вставать на учет в уполномоченном органе 1?

Ответ 1: МФО не подлежат постановке на учет в уполномоченном органе, т.е. в ФСФМ.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Закон №115-ФЗ предписывает таким организациям встать на учет в уполномоченном органе 2.

В соответствии со статьей 5 Закона №115-ФЗ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, признаются только:
  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также
  • организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
МФО не являются ни одним из перечисленных видов организаций. Наиболее часто встает вопрос об отнесении микрофинансовых организаций к кредитным организациям. Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое действует на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности и образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество 3. МФО не имеют лицензии Центрального банка РФ и не осуществляют банковские операции. Соответственно, микрофинансовые организации не являются кредитными организациями.

Также микрофинансовые организации, созданные в некоммерческой организационно-правовой форме, например, в форме потребительского кооператива (сельского кредитного потребительского кооператива, потребительского общества, кредитного потребительского кооператива граждан) или фонда, не могут рассматриваться как лизинговые компании, даже если лизинговая деятельность предусмотрена в их уставе. С точки зрения закона лизинговая компания – это коммерческая организация, выполняющая в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателя 4. Следуя данному в законе определению, лизинговая компания может существовать только в форме хозяйственного товарищества или общества, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия 5.

Так как микрофинансовые организации по смыслу статьи 5 Закона №115-ФЗ не относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, уполномоченный орган (ФСФМ) не вправе требовать от них постановки на учет.

Более того, исчерпывающий перечень организаций, подлежащих постановке на учет, приведен в Положении о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу 6. Этот перечень представляет собой список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. По характеру осуществляемой деятельности и иным юридически значимым признакам микрофинансовые организации не подпадают ни под один из видов организаций, указанных в этом перечне. Это еще раз подтверждает правильность утверждения о том, что микрофинансовые организации не должны вставать на учет в уполномоченном органе по финансовому мониторингу.



1 Ранее уполномоченным органом был Комитет РФ по финансовому мониторингу. В настоящее время данный Комитет преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314). Далее по тексту Федеральная служба по финансовому мониторингу будет кратко именоваться «ФСФМ».

2 Абзац 2 пункта 9 статьи 7 Закона №115-ФЗ.

3 Абзац 1 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности».

4 Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

5 Пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ (часть первая).

6 Пункт 2 Положения о постановке на учет в Комитете РФ по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 28).





Вопрос 2: Обязаны ли МФО предоставлять в ФСФМ сведения обо всех сделках, сумма которых равна или превышает 600.000 рублей?

Ответ 2: МФО обязаны по запросу ФСФМ предоставить сведения только о тех операциях (сделках) на сумму равную или свыше 600.000 рублей, которые перечислены в Законе №115-ФЗ, в том числе о предоставлении беспроцентных займов физическим и (или) юридическим лицам 7.

В статье 6 Закона №115-ФЗ перечислены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. ФСФМ не вправе расширять данный перечень операций и требовать предоставления сведений о тех операциях, которые прямо не предусмотрены в статье 6 Закона № 115-ФЗ. Можно заметить, что на практике МФО не осуществляют большинство из перечисленных в Законе №115-ФЗ операций. Наиболее характерными для деятельности МФО являются операции по предоставлению беспроцентных займов физическим лицам и (или) юридическим лицам, а также, возможно, сделки с недвижимым имуществом на сумму равную или превышающую 3.000.000 рублей. Данные виды операций были включены в Закон №115-ФЗ в результате внесения последних поправок от 28 июля 2004 года.

В Законе № 115-ФЗ сказано, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом 8. В настоящее время порядок представления информации в ФСФМ закреплен в Положении о предоставлении информации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом 9. В пункте 2 данного Положения перечислены организации, обязанные предоставлять сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом. Микрофинансовые организации в пункте 2 указанного Положения не упоминаются. Соответственно, микрофинансовые организации не обязаны предоставлять непосредственно в уполномоченный орган (ФСФМ) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом в порядке, предусмотренном Законом №115-ФЗ и вышеуказанным Положением. Однако микрофинансовым организациям рекомендуется следить за изменениями к вышеуказанному Положению, которые возможны в связи с последними поправками к Закону №115-ФЗ.

ФСФМ может направить микрофинансовой организации запрос о предоставлении информации об операциях, указанных в статье 6 Закона №115-ФЗ, в силу того, что одна из функций ФСФМ заключается в сборе, обработке и анализе информации о подлежащих контролю операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом 10. В случае получения запроса ФСФМ следует уточнить порядок предоставления запрашиваемой информации.



7 А именно об операциях, указанных в пунктах 1, 1.1 и 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ.

8 Пункт 4 ст. 6 Закона №115-ФЗ.

9 Положение о предоставлении информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. №245 (с изменениями от 17 января 2003 г.).

10 Подпункт 2 пункта 4 Постановления правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».



Вопрос 3: Должны ли МФО разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях в соответствии с Законом №115-ФЗ? 11

Ответ 3: Закон №115-ФЗ не налагает на МФО обязанность по осуществлению внутреннего контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом. Предусмотренный в Законе №115-ФЗ внутренний контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом входит в обязанности исключительно организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Закона №115-ФЗ. МФО не входят в число таких организаций. Подробнее смотрите ответ на вопрос 1.



11 Абзац 1 пункт 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ.

Поделиться в соц.сетях: