русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Уважаемые коллеги, 9 февраля 2004 года в газете «Ведомости» вышла статья «Кредитные кооперативы для малых предпринимателей».


 25.02.2004 

(Газета "Ведомости")

Попав под сокращение штатов, Галина Владимировна из Нововоронежа решила открыть продуктовый киоск. Она составила бизнес-план и поняла, что для старта ей необходимо $3000. В банках предложили кредит либо под залог квартиры, либо под гарантии четырех поручителей с высокой белой зарплатой. Но таких знакомых у Галины Владимировны не оказалось, а рисковать квартирой она не хотела.
Банковское законодательство устанавливает жесткие требования к потенциальным заемщикам. Чтобы получить кредит, частный предприниматель должен иметь хорошую кредитную историю или же имущество, подходящее для залога. Он также обязан представить банку баланс своего предприятия, но даже это требование многие мелкие бизнесмены выполнить не могут. В российском малом предпринимательстве до сих пор высока доля теневых операций. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота предприятий этого сектора.
Есть и другие причины, по которым малый бизнес не обращается в банки. Согласно опросу центра экономических реформ "Либеральная альтернатива", 28,7% предпринимателей не могут предоставить требуемое обеспечение по кредиту, 28,7% считают, что цена кредита слишком велика, 26,7% не устраивают сроки оформления, а для 6,9% минимальный размер банковского кредита слишком велик.
При этом программы кредитования малого бизнеса, которые появились во многих банках, совершенно не подходят микробизнесу - фирмам с оборотом $2000 - 5000 в месяц. "Для того чтобы получить краткосрочный кредит на небольшую сумму, необходимо предоставить в банк баланс или книгу оборота и другие документы, которых в небольших фирмах, зарегистрированных как предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), просто нет, - говорит гендиректор подмосковного кредитного кооператива "Альтернатива" Людмила Кукушина. - Еще одно препятствие для получения кредита - длительные сроки рассмотрения заявки".
В такой ситуации мелкие предприниматели вынуждены искать альтернативные способы кредитования. Пригодился опыт популярных в советское время касс взаимопомощи - по их образу и подобию стали создаваться кредитные кооперативы.
Сегодня в России действует около 350 кредитных кооперативов, которые объединяют примерно 180 000 пайщиков.
Для того чтобы получить кредит, необходимо сделать вступительный взнос (200 - 500 руб.) и внести свой пай, от размера которого зависит максимальная сумма кредита. Как правило, она не превышает вложенную сумму более чем в пять раз. Пайщики, не испытывающие потребности в дополнительном финансировании, используют кооператив как банк и получают проценты на вложения. В кредитном кооперативе срок оформления первого займа обычно не превышает 2 - 3 дней, для последующих бывает достаточно 2 - 3 часов.
В ноябре 1995 г. 14 владельцев небольших предприятий сферы услуг и торговли из подмосковной Дубны создали кредитный кооператив "Альтернатива" с кредитным фондом около 50 000 руб. Сегодня в его активе 4,2 млн руб., внесенные 1057 пайщиками (более 6% семей Дубны). По словам Людмилы Кукушиной, "все пайщики - люди проверенные", принятые в кооператив по рекомендации. В небольшом городе предприниматели знают друг друга в лицо, а к начинающим относятся с пониманием, говорит она. Обычно члены кооператива - это люди одной профессии или жители одного города, района.
Кого принимать в члены кооператива, на каких условиях выдавать кредиты и под какой процент, определяют на общем собрании сами пайщики.
Благодаря тому, что кооперативы не дают деньги людям с улицы, уровень невозврата кредита у них 0,3%, в то время как в банках - в среднем 2 - 3%, говорит гендиректор микрофинансового фонда "Фора" Татьяна Юдина.
Кооперативы с менее жесткими условиями приема новых членов работают по принципу ломбардов и выдают кредит под 100%-ный залог, но в отличие от банков кредитные кооперативы берут в залог любое имущество.
Иногда члены кооперативов получают дополнительные возможности для экономии. В "Альтернативе", например, часть предпринимателей предоставляют свои услуги и товары пайщикам с 10%-ной скидкой.
Благополучие кредитных кооперативов зависит от нескольких факторов. "Если большинство пайщиков составляют предприниматели, организация обречена на провал, так как они будут постоянно брать кредиты. Они не заинтересованы во вложениях", - говорит Аркадий Ивлиев, финансовый аналитик челябинского кооператива "Поддержка". Проблемой кооператива может стать и, наоборот, нежелание пайщиков брать кредиты. Например, неудачей окончилась попытка создания кооператива для пенсионеров - они только вкладывали деньги, но брать кредиты не хотели. Профессиональная однородность членов кооператива также может таить в себе риски - если, скажем, это сельскохозяйственное объединение. "В прошлом году мы пробовали выдавать кредиты ростовским фермерам и получили большие убытки, - вспоминает Татьяна Юдина из фонда "Фора". - Из-за плохого урожая у предпринимателей не было средств для возврата кредита".
Большая часть мелких предпринимателей берет короткие займы на текущие расходы. По данным центра "Либеральная альтернатива", 30,2% предпринимателей берут кредит на расширение производства, 24,3% - на закупку сырья, 9,6% - на переоснащение, 8,1% - на выплату зарплаты, 8,8% - на погашение задолженности перед поставщиками и 5,1% - на выплату налогов.
Размер кредита устанавливается в зависимости от сроков окупаемости проекта и кредитной истории заемщика. Годовая ставка процента по займу лежит в пределах 48 - 70%, что сопоставимо со ставками банков по программам потребительского кредитования.
"В среднем процентная ставка микрофинансовых организаций по выдаваемым займам несколько выше, чем в банках, что обусловлено более высокими затратами в обслуживании одного заемщика и особенностями кредитных рисков, - говорит Риго Овчиян из Российского микрофинансового центра (РМЦ). - Однако она вполне соответствует структуре себестоимости бизнеса малых предпринимателей, для которых разница в несколько процентных пунктов менее существенна, чем возможность получения финансирования в упрощенном порядке".
Средний размер займа микрофинансовых кооперативов в 2002 г. составил $728. По словам Кукушиной из "Альтернативы", сумму ограничивают сами предприниматели, которым "страшно брать большие суммы единовременно". С ростом бизнеса вырастают и займы, тогда мелкие предприниматели обращаются в микрофинансовые фонды, а затем в банки.
"Рынок микрофинансирования в России начал активно развиваться всего 2 - 3 года назад, и организации пока удовлетворяют существующую потребность предпринимателей менее чем на 5%, - считает менеджер по развитию бизнеса РМЦ Риго Овчиян. - Опыт показывает, что предприниматели охотнее пользуются легальными займами микрофинансовых организаций вместо средств ростовщиков".
Для удовлетворения потребностей в микрокредитах только действующего бизнеса потребуется от $8,9 млрд до $20,2 млрд. А если к этому добавить потребности стартующего бизнеса, то спрос возрастет до $33,4 - 48,6 млрд. В то же время, по оценкам РМЦ, в 2003 г. рынок микрофинансирования не превысил $5 млрд.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости"

Поделиться в соц.сетях: