русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Проект федерального закона, направленный на облегчение создания небанковских депозитно-кредитных организаций, рекомендован к внесению в Государственную Думу РФ


 28.12.2006 

20 декабря 2006 года Экспертно-консультативным советом по вопросам социально-экономического развития фракции «Единая Россия» был рекомендован к внесению в Государственную Думу РФ от депутатов фракции проект федерального закона, направленный на облегчение создания небанковских депозитно-кредитных организаций

На заседании Экспертно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития при фракции «Единая Россия» под председательством вице-спикера Государственной Думы РФ Виктора Алексеевича Пехтина были рассмотрены законопроекты, подготовленные Временной рабочей группой Президиума Генерального совета ВПП «Единая Россия». С докладом о проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» выступил Президент НАУМИР Михаил Валерьевич Мамута.

Он отметил, что цель вносимого законопроекта - расширение круга лиц, одобряемых Банком России в качестве руководителей и главных бухгалтеров небанковских депозитно-кредитных организаций, за счет лиц, имеющих стаж работы на аналогичной должности в кредитном потребительском кооперативе, фонде поддержки малого предпринимательства или иной микрофинансовой организации.

Статья 14 Закона «О банках и банковской деятельности», определяя перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения ею лицензии на осуществление банковских операций, в пункте 8 устанавливает, что кандидаты на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации, обязаны подтвердить опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет.

Это требование, обоснованное и необходимое для банков, работающих с привлеченными средствами физических лиц, осуществляющих расчетные операции, операции инкассации, операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, валютные операции, представляется излишне жестким для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитное обслуживание (НДКО), поскольку Положение ЦБ РФ от 21 сентября 2001 года № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» (далее - Положение № 153-П) запрещает НДКО «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц», «привлечение денежных средств : юридических лиц во вклады до востребования», НДКО не ведут также расчетных операций, операций инкассации, есть ряд иных ограничений их деятельности. В связи с этим они не несут связанных с указанными видами деятельности рисков.

Идентичные банковским требования к стажу руководящей работы в банке для руководящего персонала НДКО не учитывают реалий, сложившихся на рынке финансовых услуг: банки, имея на порядок выше, чем НДКО, размер уставного капитала, располагая большими активами и более широким спектром направлений деятельности, в состоянии привлекать более квалифицированный персонал и устанавливать более выгодные уровни оплаты труда. Поэтому найти для работы в НДКО людей, ранее занимавших руководящие должности в банках, практически невозможно: таких специалистов в достаточном количестве у самих НДКО нет, а «перекупить» их у банков они не в состоянии. В результате существование такого ограничения способно парализовать создание НДКО, развитие ими филиальной сети.

Между тем, уже сегодня есть большое число специалистов с профильным образованием, имеющим опыт руководящей работы в кредитных кооперативах, фондах поддержки малого предпринимательства, иных организациях, ведущих микрофинансовую деятельность - деятельность по выдаче займов на систематической основе субъектам малого предпринимательства, домашним хозяйствам. Их знания и опыт могут и должны быть использованы НДКО в соответствии с общей логикой развития микрофинансового рынка в России: в связи с расширяющимися масштабами использования коммерческих источников микрофинансирования, многие некоммерческие организации, накапливая собственные средства и опыт, рассматривают возможные варианты коммерциализации своей деятельности для расширения круга клиентов и спектра оказываемых услуг. Коммерциализация путем преобразования в НДКО или учреждения таковых - логичный шаг в их развитии. Однако по нынешнему законодательству те самые руководители, которые вывели их на эти рубежи, не вправе далее ими руководить, поскольку их опыт наработан не в кредитной, а в микрофинансовой организации.

Проведенный Российским Микрофинансовым Центром в мае - июне 2006 г. социально-экономический мониторинг участников микрофинансового рынка помог выявить их потребности и возможности к созданию НДКО, аккумулировать предложения по развитию законодательства об НДКО. Каждая вторая из опрошенных микрофинансовых организаций (МФО) считает целесообразным создание НДКО, учредителем (соучредителем) которой будет сама МФО или ассоциация, членом которой является опрашиваемая МФО. При этом 90 % опрошенных признали целесообразным расширить круг лиц, одобряемых ЦБ РФ в качестве руководителя НДКО, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера НДКО, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала НДКО за счет лиц, имеющих опыт работы на аналогичных должностях в МФО (оставшиеся 10% затруднились ответить).

Подтверждает необходимость соответствующих изменений в законодательство о банках и банковской деятельности и опыт работы первой российской НДКО, созданной на базе некоммерческого партнерства «Женская Микрофинансовая Сеть».

В связи с вышеизложенным предложено внести в пункт 8 статьи 14 изменения, согласно которым лица, претендующие на руководящие должности в небанковских кредитных организациях, должны подтвердить наличие высшего юридического или экономического образования, а также опыт руководства подразделениями кредитных организаций или опыта руководства кредитным кооперативом, фондом поддержки малого предпринимательства, иной финансовой организации, принимающей участие в реализации федеральных, региональных, муниципальных программ по развитию малого и среднего бизнеса, отделом или иным подразделением перечисленных финансовых организаций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства такими финансовыми организациями, их подразделениями не менее двух лет.

При формулировке данной нормы за основу взяты ранее одобренные Комитетом Банковского Надзора Банка России предложения по п. 3.14.1 Положения ЦБ РФ от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Участники Экспертно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития при фракции «Единая Россия» поддержали доводы М. Мамуты и рекомендовали законопроект к внесению в Государственную Думу от имени депутатов фракции.

Поделиться в соц.сетях: