русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

23 августа 2007 г. начал свою работу 8 Всероссийский Банковский Форум, традиционно организуемый Ассоциацией Российских Банков совместно с ОАО «Нижегородская Ярмарка» в Нижнем Новгороде.


 30.08.2007 


 Презентация М.Мамуты "Дистанционный банкинг: международный опыт и возможности для России" — Загрузить  >  (PPS, 138 КБ)

Тематика Форума посвящена актуальным и прямо связанным с микрофинансированием вопросам повышения доступности розничных финансовых услуг. Напомним, что Президентом РФ Владимиром Путиным на заседании Президиума Госсовета 14 ноября 2006 года, посвященному вопросам развития банковской системы, была поставлена задача повысить доступность и создать более разнообразную систему оказания розничных финансовых услуг. За прошедший период банковским и микрофинансовым сообществом была проделана большая работа по формированию перечня мер, направленных на реализацию данного поручения, и на Форуме обсуждались первые итоги его реализации.

Форум открыл Президент АРБ Гарегин Тосунян с докладом о необходимости дальнейшей диверсификации и усиления национальной банковской системы, как необходимого условия решения поставленной Президентом РФ задачи. Первый Заместитель Председателя Банка России Геннадий Меликьян в своем выступлении отметил достаточно высокие темпы развития банковской системы РФ в целом, а также быстрое развитие филиальной сети банков (имея в виду не только собственно филиалы, но и другие точки обслуживания – такие как операционные офисы, дополнительные офисы и кредитно – кассовые офисы). С учетом названных типов подразделений, плотность банковских офисов в России составляет 26 на 100 тыс. населения, что сопоставимо с плотностью банковских филиалов в США или странах Восточной Европы, и уступает лишь некоторым странам ЕС. Проблема в том, что данные подразделения распределены по территории страны крайне неравномерно: в крупных городах наблюдается их переконцентрация и жесткая конкуренция за розничных клиентов, в то время как в маленьких городах и населенных пунктах зачастую нет даже одного банковского филиала.

Развивая данную тему, Президент НАУМИР Михаил Мамута в своем выступлении предложил ее решение путем развития технологий дистанционного банкинга. В этой модели, банки, привлекая различных партнеров, таких как микрофинансовые организации, кредитные кооперативы или Почта России, а также мобильные операторы, могут совместно с ними существенно и за короткое время увеличить охват населения и малого бизнеса розничными финансовыми услугами. Как показывает опыт ряда стран, таких как Бразилия, за счет привлечения агентов за 5 лет удалось повысить долю населения, охваченного банковскими услугами, с 15 до 70 процентов. Значительные перспективы здесь также связаны с появлением полнофункционального мобильного и Интернет – банкинга. Однако, как отметил М. Мамута, для успешного развития технологий необходимо совершенствование действующего законодательства и разработка новых нормативных документов ЦБ РФ, поскольку многие из процессов, подлежащих регулированию, отсутствовали на практике еще в недалеком прошлом. Данная работа ведется совместно многими ведомствами и участниками рынка в рамках деятельности Рабочей группы по дистанционному банкингу, созданной в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы и координируемой НАУМИР (презентация М. Мамуты прилагается).

Первый заместитель Председателя Комитета по кредитным организациям Павел Медведев в своем выступлении отметил, что выход на рынок оказания традиционных баковских услуг, таких как платежи в пользу третьих лиц, нефинансовых организаций (имея в виду системы платежных терминалов) существенно увеличил риски, связанные с выполнением данных операций. Участники рынка и потребители, в частности, отмечают примеры мошенничества, связанных с неполным проведением платежей через некоторые платежные сети терминалов. Также Павел Медведев отметил системную неустойчивость работы данной модели в отсутствие надлежащего контроля или требований к операторам. Естественным путем снижения рисков, по мнению депутата Госдумы, являются агентские отношения между банками и организациями по приему платежей, когда банк осуществляет общий контроль за качеством осуществляемых операций.

Поделиться в соц.сетях: