русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

НАУМИР: к 2012 г. уровень доступности финансовых услуг должен достичь 80%


 23.04.2008 

Микрофинансирование – важнейший инструмент социально-экономического развития страны, причем социального - прежде всего. Небольшие деньги, полученные под невысокие проценты на льготных условиях, порой дают возможность в самых отдаленных уголках нашей страны начать свое дело, кормить семью, стать независимым от государства. Банкам работать со стартующим бизнесом зачастую невыгодно: и суммы невелики, и риски довольно высокие. Микрофинансовые организации, имеющие возможность предоставить доступ к финансированию практически в любом населенном пункте, дадут возможность начинающим предпринимателям подняться на ноги и постепенно дорасти до уровня банковских заемщиков.

Для более эффективного развития сети микрофинансирования в РФ Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР) разработало концепцию построения всеохватывающей финансовой системы для повышения доступности розничных финансовых услуг. Как отметил в ходе пресс-конференции, посвященной презентации концепции, президент Ассоциации российский банков (АРБ) Гарегин Тосунян, средства, предоставляемые микрофинансовыми организациями, «дают возможность людям кормить себя, при этом общество начнет качественно преобразовываться». По его словам, «микрофинансирование меняет философию в обществе»: люди стремятся жить лучше и получают возможность для этого.

Однако до сих пор российский бизнес не обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами в полной мере. Как заметил президент НАУМИР Михаил Мамута, на сегодняшний день доступность финансовых услуг в России составляет 50% от потребности, а области микро- и малого бизнеса – 15-20%. Для сравнения: в ЕС этот показатель достигает 93%. Одна из проблем связана с недостаточной развитостью банковской инфраструктуры: хотя в среднем в РФ насчитывается 27 филиалов и точек обслуживания банков на 100 тыс. человек, в Москве плотность банковской инфраструктуры составляет 100 филиалов на 100 тыс. человек, а в сельской местности – 6-7 филиалов, что в 10 раз ниже уровня Евросоюза.

В то же время, считает М.Мамута, даже за счет развития банковской сети решить проблему обеспечения доступа населения к финансовым ресурсам невозможно: банкам неинтересно массово предоставлять кредиты бизнесу на сумму в 2-4 тыс. долларов (средний размер микрозайма), да и открытие банковских филиалов очень затратно и очень трудоемко.

Решением проблемы должно стать развитие наравне с банковской микрофинансовой сети, на что как раз и направленная разработанная НАУМИР концепция. Как сообщил М.Мамута, базовое положение концепции состоит в том, что микрофинансовые организации могут и должны создаваться в небольших населенных пунктах, куда не доходят банки. Причем, добавил он, микрофинансовые организации не стоит рассматривать в качестве конкурентов банкам, так как они занимают свободные ниши. Это подтвердил и Г.Тосунян, подчеркнув, что «это разные сферы предоставления финансовых услуг». Более того, заметил он, микрофинансовые организации готовят клиентов для банков.

Еще одно важное положение концепции состоит в более активном использовании новых технологий, таких как мобильный и интернет-банкинг, сообщил М.Мамута.

По его словам, для развития микрофинансирования в РФ прежде всего необходимо совершенствовать законодательство по кредитной кооперации: принять базовый и внести изменения в отраслевые законы. Кроме того, следует развивать законодательство об электронных деньгах, в области взаимодействия банков и агентов и проч.

М.Мамута сообщил, что концепцию планируется реализовать в течение пяти лет, в результате чего к 2012 году уровень доступности финансовых услуг в РФ должен достичь 80%, а плотность финансовой инфраструктуры – возрасти не менее чем в 10 раз.

Он считает, что данная концепция должна лечь в основу разработки аналогичного государственного документа.

В то же время в сектор микрокредитования необходимо привлечь и банки. Такого мнения придерживается директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Сергей Сучков. Для этого, полагает он, прежде всего нужно внести изменения в федеральное законодательство и нормативную базу ЦБ, с тем чтобы мотивировать банки работать в этой сфере. Например, следует предоставить банкам возможность выдавать такие кредиты напрямую, минуя расчетный счет. Кроме того, С.Сучков считает важным «изменить психологию банков», которые не должны воспринимать микрофинансовые организации как конкурентов.

Основными направлениями работы банков в сфере микрокредитования С.Сучков назвал формирование особого продуктового ряда, близкого к системе потребительского кредитования, а также создание при банке специализированного органа по работе с такими заемщиками. В качестве примера этой работы С.Сучков привел создание ВТБ 24 совместно с Московским центром развития предпринимательства ЗАО «Микрофинанс», которое намерено выйти на микрофинансовый рынок Москвы этим летом.

Источник: Альянс Медиа

Поделиться в соц.сетях: