русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Предлагаем Вашему вниманию статью "Социальное предпринимательство в России. Начало пути" Виктора Глушкова, Oxfam


 02.03.2009 

Термин «социальное предпринимательство» в России уже существует некоторое время, и постепенно его популярность растет. Проводятся различные исследования, круглые столы, дискуссии, но к единому мнению эксперты пока не пришли. В статьях Александры Московской «Феномен социального предпринимательства и его перспективы в России» и «Социальное предпринимательство: сила новых идей» Олега Сестренского в журнале «Деньги и благотворительность» поднимаются вопросы о том, что же такое социальное предпринимательство и каковы перспективы развития этого направления в России. Организация «Оксфам» также хотела бы поделиться своими взглядами и опытом работы в области социального предпринимательства.

Организация «Оксфам» (Великобритания) начала свою деятельность на территории России в 2003 году и главным образом сконцентрировалась на развитие микропредпринимателей в малых российских городах. Так как миссия организации – борьба с бедностью, а одним из инструментов является самозанятость, это и легло в основу нашей «Программы по повышению уровня благосостояния населения в малых городах России». В качестве пилотных городов программы были выбраны Вышний Волочек и Осташков (Тверская область), Алексин и Щекино (Тульская область) и Рыбинск (Ярославская область). В ходе ее реализации мы пришли к выводу, что микропредприниматели действительно являются одними из самых незащищенных и уязвимых слоев населения, однако не самыми бедными. В результате мы разработали еще один проект – «Укрепление потенциала органов местного самоуправления и институтов гражданского общества для эффективного решения проблем бедности», который был подан в Европейский Союз и профинансирован им. Этот проект направлен на решение адресных социальных проблем конкретных социально-незащищенных групп (инвалидов, матерей-одиночек, многодетных семей и т.д.).

Реализовывая два проекта одновременно, мы столкнулись со сложностью в нахождении общих точек взаимодействия между проектами. Поэтому социальное предпринимательство стало такой нитью возможного объединения. Тем более что в рамках социального проекта были созданы так называемые «Группы Самоподдержки» (ГСП), у которых появились вполне коммерческие идеи. Поэтому мы в своей деятельности решили отталкиваться от практики и существующих идей у конкретных социально-незащищенных слоев населения.

Весной и летом 2008 года мы провели два исследования на тему социального предпринимательства силами местного и иностранного экспертов. Мы привлекли И. Б. Рутковскую, чтобы выявить барьеры для развития социального предпринимательства в России (юридические и экономические), а также собрать информацию о существующих идеях социальных предприятий в наших пилотных городах, и Джеффри Кокса (Geoffrey Cox), британского эксперта с 20-летним опытом развития социальных предприятий по всему миру, для разработки рекомендаций по моделям социальных предприятий, которые могут быть применены в России.

Проведенный И. Б. Рутковской анализ ситуации в пяти пилотных городах позволяет сделать следующие выводы:

1. В силу новизны и неоднозначности понятия социального предпринимательства необходимо уделить особое внимание формированию в предпринимательском сообществе и в российском обществе в целом ясного понимания этого термина и связанных с ним понятий «социальное предприятие» и «социальный предприниматель».

2. Большинство участников состоявшихся встреч и интервью видят главную причину социальных проблем в низких доходах населения и связывают социальное предпринимательство с вовлечением трудоспособных представителей малообеспеченных слоев/групп населения в активную экономическую деятельность посредством создания ими собственного бизнеса или создания для них рабочих мест с учетом их возможностей и ограничений.

3. Каждый из пяти пилотных городов обладает достаточным потенциалом для развития социального предпринимательства, который выражается в следующем:

- имеются инициативные люди, располагающие реалистичными бизнес-идеями с целевой направленностью на решение/смягчение существующих социальных проблем и улучшение качества жизни местного сообщества;

- имеется необходимая инфраструктура, включающая организации, оказывающие поддержку начинающим и действующим предпринимателям, а также организации/структуры, ориентированные на решение социальных проблем и способные оказать содействие социальным предпринимателям в реализации их инициатив;

- реализуются целевые программы, направленные на поддержку предпринимательства и решение социальных проблем, которые можно использовать для ресурсного обеспечения деятельности социальных предпринимателей;

- несмотря на отсутствие в федеральном и региональном законодательстве РФ специальных мер поддержки социального предпринимательства, оно содержит ряд норм, которые можно использовать для облегчения налогового бремени и сокращения затрат социальных предприятий.

4. К числу основных препятствий, сдерживающих развитие социального предпринимательства, следует отнести отсутствие у большинства НКО необходимых знаний и навыков предпринимательской деятельности. Поэтому одной из задач программы должно стать их обучение основам предпринимательства и применению бизнес-подходов в решении социальных задач.

Единого определения социального предпринимательства нет. По мнению нашего эксперта из Великобритании Джеффри Кокса, это – экономическая деятельность, основной целью которой является решение социальных или экологических проблем, а не извлечение прибыли, как у традиционного бизнеса. Проще объяснить социальное предпринимательство, описывая следующие его типы: социальные фирмы-предприятия для трудоустройства социально уязвимых групп (например, предприятия инвалидов); торговая деятельность некоммерческих организаций с целью получения дохода для своей социальной миссии; специальные фонды развития – партнерство с целью социально-экономического развития территории между муниципалитетом, некоммерческими организациями и бизнесом; и, наконец, «справедливая торговля» и связанные с ней организации взаимной торговли/услуг. Пример последней – miEnterprise, модель самозанятости, при которой люди с ограниченными возможностями предоставляют услуги (например, уход за садом), а взамен им предоставляются услуги по маркетингу, бухгалтерии и так далее.

В октябре 2008 года мы провели первый семинар по социальному предпринимательству для инициативных групп наших пилотных регионов. Семинар, который провел Джеффри Кокс, был направлен на то, чтобы определить общее понимание среди участников из пилотных городов термина «социальное предприятие» и предоставить навыки использования моделей социального предпринимательства применительно к России. Кроме того, на семинар мы приглашали бизнес-консультантов из пилотных городов, чтобы познакомить их с социальным предпринимательством, для возможного дальнейшего распространения этого течения на местах. По результатам семинара можно сделать несколько выводов: а) необходима разработка тренинга на русском языке по социальному предпринимательству; б) необходима информационная кампания для населения России, разъясняющая понятие социального предпринимательства, возможно, путем презентации ярких, «живых» примеров социальных предприятий в России, и в) необходимо создание коалиции из заинтересованных донорских и других организаций для продвижения идеи социального предпринимательства в России.

В целом примером социального предприятия можно назвать и сам Оксфам. Оксфам был основан в 1942 году, а первый магазин – как коммерческая структура – был открыт в 1946 году в Оксфорде. В настоящее время организация насчитывает в мире 720 магазинов, при этом более 600 из них находятся на территории Великобритании. Доход от торговой деятельности идет на социальные программы Оксфам по всему миру. Первоначально основные товары поступали как пожертвования. Сейчас в этих магазинах продаются товары, которые были пожертвованы, и закупаемые товары, в основном по так называемой «справедливой торговле». Оксфам – также один из основателей Cafedirect, организации, которая продает кофе от мелких производителей из развивающихся стран по «справедливой цене». Вообще, цель справедливой торговли – обеспечить покупку товаров от мелких местных поставщиков по «справедливой цене», которая поддерживает их жизнеспособность, и продажу на рынках, которые готовы платить небольшую премию, превышающую базовую рыночную цену на мировых рынках. Обычно такой «симпатизирующий» рынок – это потребители, которые хотят использовать свою покупательскую способность, чтобы достичь социального блага, в дополнение к покупке товаров, которые им нужны. Справедливая торговля в развивающихся странах работает на примере фермеров, которые объединены в кооперативы. Средства от продажи идут на поддержку мелких предприятий местных сообществ и вкладываются в образование, здоровье, доступ к чистой воде. Данная продукция сейчас сертифицируется, и Оксфам сотрудничает с такими организациями, как Fairtrade (сертифицирующая организация) и IFAT (членская организация).

Очевидно, что социальные предприятия полезны как для непосредственных бенефициантов, так и для государства и НКО. Поиски устойчивых механизмов для решения социальных проблем ведутся давно. И вполне возможно, что социальные предприятия как один из таких механизмов имеют право на жизнь. Но для этого еще много должно произойти. Как сказал на одном из круглых столов М. В. Мамута, президент Российского микрофинансового центра, «социальное предпринимательство в России находится в самом начале своего развития и ему предстоит еще долгий путь». И это действительно так. Ведь применительно к России существует масса практических вопросов по социальному предпринимательству, на которые предстоит ответить как экспертам, так и всему сообществу: Что такое соцальное предпринимательство? Кто такой социальный предприниматель? Кто определяет социальность предприятия? Кто и как должен разъяснить ораганам власти и сообществу о социальных предприятиях? Как поддерживать социальные предприятия – законодательно, инфраструктурно? Как находить людей, которые хотят стать социальными предпринимателями? И так далее. Ведь действительно очень многое зависит от человеческого фактора. И очень часто остаются загадкой мотивы человека, открывающего социальное предприятие и решающего проблемы социальной сферы за счет прибыли своего предприятия.

Что же касается Оксфам, то мы планируем, во-первых, отобрать неколько идей в наших пилотных городах и помочь создать социальные предприятия, при этом постараться отработать несколько моделей социальных предприятий. Возможно, это будет кооперация с социальными предприятиями в Великобритании. Во-вторых, мы также готовы способствовать развитию сектора в целом. Думаю, что в этой работе Оксфам готов делиться своим опытом и, главное, опытом наших партнерских организаций в России и за рубежом, а также участвовать в обсуждении проблем и путей их решения. Нам кажется, что необходимо выявить социальные предприятия, донорские и экспертные организации, заинтересованные и готовые способствовать развитию социального предпринимательства в России; совместно определить наиболее актуальные проблемы и возможные пути их решения, а также обмениваться опытом по социальному предпринимательству и создать постоянно действующую площадку для регулярного обсуждения проблем и успехов этого нового направления.

Автор: Виктор Глушков,
Специалист по развитию малого бизнеса,
Оксфам, Великобритания
Тел: (499) 246-49-44
vglushkov@oxfam.org.uk

Поделиться в соц.сетях: