|
||||||||||||
|
Главная / О РМЦ / Новости РМЦ
Кредитные кооперативы повышают свою прозрачность и безопасность для пайщиков: вступил в силу контроль со стороны Росфинмониторинга 07.09.2009
Как мы сообщали ранее, одновременно с Федеральным законом № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» рассматривался и был принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены кредитные потребительские кооперативы. Указанный закон был подписан Президентом 17 июля 2009 г. и вступил в силу 2 августа 2009 г. Он распространяет на кредитные потребительские кооперативы обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.
В частности, указано, что кредитные потребительские кооперативы обязаны:
1) операции с денежными средствами в наличной форме, в частности снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности, внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме и др.; 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию; 3) операции по банковским счетам (вкладам); 4) иные сделки с движимым имуществом: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. В пункте 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ говорится об обязательности предоставления сведений о подозрительных сделках: в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона № 115-ФЗ. Данная информация представляется в Росфинмониторинг в формате, установленном Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, которая утверждена приказом Росфинмониторинга от 07.07.2005 № 86. Следует учитывать, что в данной Инструкции не отражена специфика правового положения и деятельности кредитных потребительских кооперативов. Поэтому Росфинмониторинг указал, что при представлении информации в Росфинмониторинг кредитным потребительским кооперативам в графе 210 формы 3-СПД следует указывать код вида организации - 180. Для автоматизированного формирования сведений об операциях и направления их в Росфинмониторинг в электронном виде, Федеральная служба по финансовому мониторингу предоставляет организациям на безвозмездной основе специализированное программное обеспечение «Автоматизированное рабочее место «Организация» (АРМ «Организация»), информация о предоставлении которого размещена на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru) в разделе «В помощь организациям - Техническая поддержка». Мы ждем вопросов от кредитных потребительских кооперативов, возникших при прочтении и попытке применения данного Росфинмониторингом разъяснения и указанных им документов и программных продуктов. Вопросы адаптации к новым требованиям законодательство о противодействии легализации станут предметом детального обсуждения на Форуме по правовым вопросам микрофинансирования, который пройдет в Москве, в гостинице «Бородино» 17 ноября с 9.30 до 14.00. Обратите также внимание, что в Федеральном законе № 163-ФЗ речь идет в целом о кредитных потребительских кооперативах без деления их на сельскохозяйственные или «городские». Ваши вопросы присылайте по адресу: abaitenova@rmcenter.ru Поделиться в соц.сетях: |
Российский Микрофинансовый Центр © 2006-2024. Все права защищены. |