русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Информация о результатах исследования «Модели социального предпринимательства в России».


 05.03.2010 

Российский Микрофинансовый Центр совместно с Институтом управления социальными процессами Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) осуществили инновационный проект - провели первое в России пилотное исследование моделей социального предпринимательства. Финансовую поддержку этой работы обеспечил британский Фонд ОКСФАМ.

Социальное предпринимательство – это новый способ осуществления социальной и экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством. В его основе находится создание социальных предприятий – т.е. бизнес предприятий, организованных в социальных целях и для создания социального блага, функционирующих на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. В последнее десятилетие эта практика получила широкое распространение как в развитых индустриальных странах, так и в странах третьего мира, для которых новый способ комбинации экономических и социальных ресурсов является средством вырвать из глубокой бедности значительные слои населения.

Исследования социального предпринимательства – новое направление социальной науки даже на Западе, где такие исследования стали активно развиваться примерно с середины 1990-х годов. В силу многообразия явления и его моделей в разных странах, исследователями пока не выработаны единые критерии и инструментарий анализа социального предпринимательства. В России эта проблема дополняется тем, что и в среде практиков, и в среде исследователей не утвердилось четкого понимания самого понятия социального предпринимательства, поэтому социальные предприниматели могут не идентифицировать себя в качестве таковых. Таким образом в задачи исследования входили: а) поиск и отбор организаций, реализующих разные модели социального предпринимательства, б) разработка инструментария для проведения исследования предприятий социального предпринимательства, в) проведение пилотного социологического исследования с апробированием разработанного инструментария, г) анализ особенностей практики социального предпринимательства в России, основных механизмов и барьеров в его развитии.

В ходе исследования было отобрано и обследовано 10 кейсов – организаций, реализующих принципы социального предпринимательства, относящиеся к разным регионам, формам собственности и направлениям деятельности. Большая часть исследуемых организаций имеет опыт более пяти и даже десяти лет работы в заявленной или смежной области. По отраслям обследованные организации принадлежат к промышленному и сельскохозяйственному производству, социальной реабилитации и социальному обеспечению, здравоохранению, культуре, образованию и финансово-кредитной деятельности. По масштабам это прежде всего - предприятия малого предпринимательства.

Налицо 3 способа создания социальных предприятий: (1) предприятие-первопроходец, где на основе анализа разнообразного опыта и собственной новаторской идеи создается новое предприятие « с чистого листа» (хотя предшествующий опыт организаторов указывает на накопление интеллектуального и социального капитала для этого начинания); (2) развитие идеи СП на основе повседневной профессиональной деятельности отца-основателя и вычленения из нее одного из направлений в самостоятельное предприятие по финансовым, либо практическим соображениям; создание социального предприятия материнской организацией, чаще всего – государственной. Последнее – скорее редкость. Все обследованные организации используют в своей деятельности кооперацию и партнерство с различными организационными структурами и профессиональными группами людей. По сути это – один из важнейших ресурсов социального предпринимательства, который по смыслу является даровым и основан на доверии и опыте взаимной работы в предшествующий период. В целом ряде случаев партнерство является одной из отличительных черт деятельности организации.

Целевые группы клиентов обследованных предприятий различны. Это не только люди с серьезными заболеваниями, но также дети и подростки; сироты; рядовое население региона и туристы (в случае социального предпринимательства в сфере культуры); педагоги и тренеры; малые предприятия. В то же время анализ подготовленного на первом этапе проекта списка предприятий – кандидатов обследования, из которого отбирались респонденты, показывает, что значительная часть предприятий социального предпринимательства так или иначе связана с педагогикой и развитием детей. Это говорит не только на высокой востребованности сегодня работы с детьми и педагогической деятельности, но также, возможно, о проблемах предшествующего периода, когда сложившиеся в советский период механизмы педагогической деятельности и внеклассной работы были отменены или пришли в упадок. Но в сегодняшних условиях вопросы развития детства оказались одновременно и государственной декларируемой ценностью, и естественной общественной необходимостью.

Выбор коммерческого механизма получения финансовых средств (платные услуги) для развития своего дела для многих опрошенных стал вынужденной мерой, связанной с недостатком ресурсов получения грантов или заемных средств. Большинство руководителей организаций признали, что предпочли бы рынку фандрайзинг, если бы таким образом возможно было обеспечить бесперебойное поступление средств, однако именно это в их сфере деятельности является основной проблемой. В то же время некоторые руководители предпочли с самого начала не тратить силы на поиск грантов и положенных по закону льгот в связи с бюрократизацией их предоставления и опираться лишь на собственные силы.

Особенностью проекта явилось то, что наряду с целевыми социальными предприятиями опрашивались их независимые партнеры – стейкхолдеры. Результаты проекта еще предстоит детально проанализировать, в ходе обследования собран уникальный материал, насчитывающий сотни страниц интервью, а также количественных данных о результатах работы предприятий. В то же время уже сейчас можно сделать вывод, что социальное предпринимательство в России, как и в странах развитой рыночной экономики является результатом сложной эволюции самого бизнеса. Феномен КСО или социального предпринимательства возник на Западе на определенном этапе развития отношений бизнеса и общества. Социальная ответственность бизнеса в широко смысле слова как заинтересованность в позитивных социальных результатах своей деятельности возникает в ответ на потребность в социальной ответственности со стороны социально активных граждан и профессиональных групп. Подобные сегменты как в России, так и на Западе – как правило, возникают в социальных группах относительно благополучных и образованных людей, уже получивших позитивные финансовые результаты от своей деятельности и ставящих для себя более амбициозные и социально значимые задачи.

В проекте участвовали предприятия Москвы, Московской области, Самары, Пермской области, ЯНАО, Сыктывкара, Воронежа.
Директор проекта – Михаил Мамута, президент РМЦ
Научный руководитель проекта – Александра Московская, зам.директора ИУСП ГУ-ВШЭ

Поделиться в соц.сетях: