русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Ассоциация «Электронные деньги»: итоги рынка в 2009 г.


 17.03.2010 

16 марта 2010 г. в московском отеле Арарат Парк Хаятт состоялась пресс-конференция «Электронные Деньги в России: основные итоги 2009 года», организованная Ассоциацией «Электронные деньги» (АЭД). В мероприятии принимали участие Виктор Достов, председатель совета АЭД, Михаил Мамута, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), Петр Дарахвелидзе, Директор по развитию WebMoney Transfer, Евгения Завалишина, ген.директор Яндекс.Деньги, Андрей Попков, руководитель проекта «QIWI Кошелек», и Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free.

В рамках мероприятия Виктор Достов представил итоги работы рынка электронных платежей за 2009 г., собранные АЭД. Причем, эти данные представляют собой не очередную экспертную оценку, а статистику, собранную непосредственно от структур – игроков рынка электронных платежей.

Согласно данным, предоставленным Ассоциацией «Электронные деньги» журналистскому сообществу, рынок электронных денег в России в 2009 г. действительно продемонстрировал высокие темпы роста. Число россиян, воспользовавшихся «электронными кошельками», составило порядка 20 млн человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд рублей.

Лидерами российского рынка электронных денег в категории «интернет-платежи» по-прежнему остаются Яндекс.Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90%. В 2009 г. обороты этих компаний выросли на 40% по отношению к 2008 г.: российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн.

Число пользователей рынка электронных денег в категории «мобильные платежи» (не включая прямую оплату мобильного контента) в 2009 г. составило более 15 млн человек, объем платежей – порядка 8 млрд рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100%. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, «Инфон», «Инкор-медиа». По данным управляющего директора компании i-Free Кирилла Петрова, всего на данном рынке на конец 2009 г. насчитывалось порядка 7–8 наиболее активных игроков, 3 из которых появились в отрасли электронных денег за прошедший 2009 г.

В категории «терминальные платежи» безусловным лидером остается компания ОСМП (сервис QIWI). Ее оборот в 2009 г. составил более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года, а число пользователей превысило 6 млн. Темпы роста сегмента терминальных платежей составили 180% в год.

В 2009 г. произошло значительное расширение спектра товаров и услуг, расплачиваться за которые стало возможно электронными деньгами. В частности, важным движителем развития рынка электронных денег стало взаимодействие с банковскими продуктами (возврат кредитов, выпуск виртуальных карт и т.д.); заметно выросли продажи электронных билетов. Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя. В подтверждение этому, косвенным свидетельством зрелости и перспективности российского рынка электронных денег можно считать экспансию таких западных платежных систем как PayPal, MoneyBookers и Ukash.

«Важным событием для рынка электронных денег, – отметил В. Достов, – стало принятие Федеральных законов № 103 и № 120 («О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»). Эти законы, изначально ориентированные на прием наличных платежей через платежных агентов, тем не менее, оказали большое влияние на рынок в целом. Прежде всего, это первые российские законодательные акты, в которых вводится и специально регулируется понятие розничного платежа, в том числе и электронного. Также, принятые законы вносят ряд изменений в другие акты, в частности сильно упрощают проведение небольших (до 15 тыс. рублей) платежей, что позволяет увеличить доступность финансовых услуг, расширить их спектр и заметно снизить долю наличного оборота в пользу электронных инструментов платежа».

Также в ходе мероприятия президент НАУМИР Михаил Мамута представил собравшимся обзор основных событий отрасли за 2009 г.

Значительными событиями в процессе регулирования отрасли электронных денег стали создание концепции закона о Национальной платежной системе и начало работы над законом об электронных деньгах. По мнению участников АЭД, законодательство, учитывающее мировой опыт и деловую практику, может стать мощным толчком к развитию высокотехнологических платежных инструментов. Данные процессы перекликаются с принятием Европейской директивы 2009/110, ставшей обобщением почти десятилетнего опыта применения Европейской директивы 2000/46 об электронных деньгах. Участники отрасли рассматривают принципы Европейского законодательства (равенство банковских и небанковских игроков, упрощенный режим регулирования для небольших и специализированных систем, упрощенную идентификацию для небольших платежей) как ключевые и критически важные для будущего регулирования рынка в России. По мнению М. Мамуты, отрасль электронной коммерции в России на данный момент достаточно развита, что бы регулирование пошло ей на пользу, однако считает, что регулирование данной сферы деятельности должно быть сообразно той ответственности и тем рискам, которые несут на себе операторы электронных денег. Простое приравнивание систем микроплатежей к банковским организациям лишь затормозит развитие данной отрасли в России и спровоцирует приход на российский рынок международных игроков.

Создание летом 2009 г. Ассоциации участников рынка электронных денег (АЭД) говорит о готовности основных игроков рынка электронных платежей объединиться для решения общих задач и свидетельствует о зрелости отрасли.

Следует отметить, что электронные деньги – одна из немногих отраслей, сохранивших в 2009 г. инновационный потенциал. Ряд участников рынка анонсировал и запустил новые проекты, связанные с терминальными электронными кошельками, мобильными платежами, микрокредитованием и платежами в социальных сетях. Несомненно, такой мощный инновационный импульс получит развитие в 2010 г.

Основные показатели рынка электронных денег в 2009 г.

Тип электронных кошельков

Пополнение кошельков, млрд. руб.

Активная аудитория, млн. человек

Универсальные (вкл. терминалы, интернет, мобильные)

11

6.2

Интернет

17

2.3

Мобильные

8

15



Источник: Журнал ПЛАС

Поделиться в соц.сетях: