русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Предлагаем Вашему вниманию статью из Росбизнесконсалтинга о законопроектах, касающихся микрофинансового сектора.


 17.05.2010 

Госдума приняла в первом чтении проект закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", а также законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Законопроект "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" был разработан Минфином в соответствии с планом действий по реализации программы антикризисных мер на 2009г. Документ предусматривает обеспечение создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и определение особенностей указанной деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.

Согласно законопроекту, микрофинансовой организацией признается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций. Не могут признаваться микрофинансовыми организациями бюджетные учреждения. Законопроект не распространяется на кредитные организации, жилищные накопительные кооперативы, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, управляющие компании, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды. Кроме того, документом установлено, что кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц. В связи с включением микрофинансовых организаций в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, поправками в отдельные законодательные акты в связи с принятием указанного федерального закона предусматривается вменить в обязанность указанным организациям осуществление мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Изменения в российское законодательство, предлагаемые к принятию, предусматривают отнесение микрофинансовых организаций независимо от организационно-правовой формы к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Законопроектом устанавливается, что микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте РФ на основании договора микрозайма, в сумме, не превышающей 1 млн руб.

Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать: порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и ее рассмотрения; порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей; иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

Микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером). Также микрофинансовая организация может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется ее внутренними нормативными документами. Запрет на привлечение средств в виде займов от сторонних физических лиц, что позволяет минимизировать возможные финансовые риски, а также их последствия для финансовой системы в целом. Установлено, что микрофинансовые организации не могут осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Микрофинансовая организация обязана ежеквартально представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности и о персональном составе руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.

Юрлицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетных учреждений), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его регистрации в качестве юридического лица. Госреестр микрофинансовых организаций ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными. За внесение сведений в госреестр микрофинансовых организаций взимается госпошлина в соответствии с законодательством РФ.

Решение об отказе во внесении в реестр с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа, сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом документов для внесения в реестр.

Источник: РосБизнесКонсалтинг

Поделиться в соц.сетях: