русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Опубликованы итоги работы Банка России по обеспечению деятельности микрофинансового рынка за 2019 год


 14.05.2020 

Итоги работы Банка России за 2019 год по обеспечению деятельности рынка микрофинансирования опубликованы в годовом отчете регулятора, направленном в Государственную Думу РФ.

ДОПУСК НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Количество микрофинансовых организаций в государственном реестре микрофинансовых организаций по состоянию на 01.01.2020 составило 1774 организации (на 01.01.2019 – 2002).

В 2019 году в государственный реестр микрофинансовых организаций были внесены сведения о 439 микрофинансовых организациях, исключены из указанного реестра сведения о 667 микрофинансовых организациях.

В 2019 году рассмотрено:

  • 92 заявления о согласовании кандидатов на должности руководителей и иных лиц микрофинансовых организаций (удовлетворено 81 заявление, отказано в согласовании 11 кандидатам);
  • 11 ходатайств о выдаче согласия (одобрения) Банка России на совершение сделок, направленных на приобретение более 10% акций (долей) микрофинансовых организаций (удовлетворено семь ходатайств, отказано по четырем ходатайствам);
  • 89 документов, содержащих информацию о структуре и составе акционеров (участников) микрофинансовых организаций, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся микрофинансовые организации.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Законодательное обеспечение деятельности

В 2019 году продолжалась работа по совершенствованию регулирования деятельности микрофинансовых организаций (МФО). При участии Банка России внесены изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», а также в ряд других законодательных актов Российской Федерации.

В целях повышения прозрачности и дальнейшей социализации рынка микрофинансирования принят Федеральный закон №271-ФЗ1, направленный на предотвращение неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовой деятельности. Он предусматривает, в частности, запрет на предоставление МФО гражданам потребительских займов под залог жилья, ограничение круга лиц, обладающих правом выдачи гражданам потребительских займов, обеспеченных ипотекой, повышение требований к деятельности микрокредитных компаний (МКК), в том числе устанавливает для них минимальный размер собственных средств, требования к деловой репутации руководителя и собственников.

Разработаны законопроекты, предусматривающие усиление административной2 и введение уголовной ответственности3 за нелегальную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В целях обеспечения устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации совместно с Минфином России Банк России разработал проект федерального закона №775367-74, предусматривающий введение процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, совершенствование принципов объединения членов кредитных потребительских кооперативов (КПК) по территориальному, профессиональному или социальному принципу и совершенствование информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов, а также проект федерального закона №775302-75, устанавливающий размер пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов.

1 Федеральный закон от 02.08.2019 №271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Проект федерального закона №237560-7 «О внесении изменений в статьи 3.5, 4.1.1 и 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

3Проект федерального закона №237666-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

4 Проект федерального закона №775367-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)». Принят в первом чтении Государственной Думой 06.11.2019.

5 Проект федерального закона №775302-7 «О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации» в части установления размера государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов». Принят в первом чтении Государственной Думой 06.11.2019.

Совершенствование регулирования

Банк России продолжил совершенствование регулирования микрофинансового рынка в целях повышения финансовой устойчивости его участников, обеспечения прозрачности рынка в целом.

Во исполнение положений Федерального закона №271-ФЗ решением Совета директоров Банка России6 определен максимальный размер процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами (КПК) и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (СКПК) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, − 17% годовых.

В целях повышения оценки качества собственных средств (капитала) микрофинансовых компаний (МФК) с учетом правоприменительной практики установлена новая методика определения собственных средств (капитала) МФК7.

Указаниями Банка России №5114-У и №5115-У8 об экономических нормативах МКК и МФК установлена обязанность расчета показателя долговой нагрузки заемщиков.

Для обеспечения мониторинга взаимодействия временной администрации КПК и МФО с правоохранительными органами внесены изменения в указания Банка России №5124-У9 и №5125-У10, устанавливающие обязанность временных администраций КПК и МФО предварительно согласовывать с Банком России направляемые в правоохранительные органы обращения о привлечении к ответственности исполнительного органа.

6 Решение Совета директоров Банка России от 27.09.2019 «Об определении максимального размера процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой» (опубликовано на официальном сайте Банка России).

7 Указание Банка России от 11.09.2019 №5253-У «Об установлении методики определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании» (вступило в силу 13.03.2020).

8 Указание Банка России от 02.04.2019 №5114-У «Об установлении экономических нормативов для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов» (вступило в силу 01.10.2019); Указание Банка России от 02.04.2019 №5115-У «Об установлении экономических нормативов для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридических лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск и размещение облигаций» (вступило в силу 01.10.2019).

9 Указание от 10.04.2019 №5124-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 12 января 2015 года №3531-У «О временной администрации кредитного потребительского кооператива» (вступило в силу 04.06.2019).

10 Указание от 10.04.2019 №5125-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 24 июня 2015 года №3689-У «О временной администрации микрофинансовой организации» (вступило в силу 04.06.2019).

НАДЗОР

Дистанционный надзор

В 2019 году Банк России продолжил работу по реализации риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности и ведению досье субъектов рынка микрофинансирования. Каждое досье содержит полную информацию об организации, включая оценку бизнеса, финансовые показатели деятельности, сведения о рисках и заключение куратора. В рамках внедрения функциональной подсистемы «Единое досье поднадзорной организации» в части функций надзора за некредитными финансовыми организациями проводится работа по подготовке к полномасштабному использованию системы.

Расширение технических возможностей надзора путем внедрения функциональной подсистемы «Единое досье поднадзорной организации» в совокупности со стандартным контролем соблюдения поднадзорными норм законодательства позволяет проводить всестороннюю оценку деятельности компаний.

В ходе надзорных мероприятий происходит расширение границ дистанционного надзора – оцениваются не только финансовое положение некредитной финансовой организации и соответствие ее деятельности нормам законодательства, но и вектор развития компании, а также ее заинтересованность в собственном бизнесе.

Контактный надзор

В ходе осуществления инспекционной деятельности в отношении субъектов рынка микрофинансирования в 2019 году Банк России провел выездные проверки 56 КПК, 52 МФО, семи ломбардов, двух жилищных накопительных кооперативов (ЖНК) и одного СКПК. Проверки шести МФО проводились скоординированно в целях комплексной оценки деятельности компаний, входящих в одну группу.

В деятельности отдельных субъектов рынка микрофинансирования выявлены факты необеспечения финансовой устойчивости в части несоблюдения финансовых нормативов и требований к минимальному размеру собственных средств МФО, установлены факты неоднократного представления субъектами рынка микрофинансирования в Банк России существенно недостоверных отчетных данных, а также признаки финансовой пирамиды в деятельности МФО. По данным фактам приняты меры надзорного реагирования. Важно отметить, что выявленные случаи не носят системного характера.

Надзорное реагирование

В рамках осуществления надзорных полномочий Банка России за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования в течение 2019 года МФО, КПК, СКПК, ЖНК и ломбардам выдано 1813 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, 148 предписаний о запрете осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. Возбуждено 97 дел об административных правонарушениях в отношении МФК, крупных КПК, СКПК и их должностных лиц.

В целях обеспечения финансовой устойчивости и развития финансового рынка Банк России продолжал работу по исключению из государственного реестра МФО организаций, не соблюдающих требования законодательства Российской Федерации, нарушающих права потребителей финансовых услуг, не выполняющих требования к финансовой устойчивости и надежности, не вступивших в саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие МФО, а также не предоставивших в течение года ни одного микрозайма. В 2019 году из государственного реестра МФО исключены сведения о 657 юридических лицах1 : 278 организаций прекратили деятельность в связи с неоднократными в течение года нарушениями законодательства Российской Федерации, 379 организаций добровольно прекратили деятельность, утратив статус МФО на основании заявлений.

1Исключение организации из государственного реестра МФО означает лишение ее статуса МФО, но не ее ликвидацию как юридического лица и, следовательно, не означает ее исключения из ЕГРЮЛ.

По материалам годового отчета Банка России за 2019 год.


Поделиться в соц.сетях: