русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2002 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июль 2002 года


Данный материал имеет только информационный характер и предоставлен в соответствии с грантом USAID через Development Alternatives Inc. и Российский Микрофинансовый Центр. Development Alternatives Inc. и USAID не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Сокращено: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система РФ.

В области налогового законодательства в июле произошли важные события – окончательно приняты два закона, в которых содержатся три новые главы второй части Налогового кодекса:

    - 26.2 "Упрощенная система налогообложения";
    - 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности";
    - 28 "Транспортный налог".
Из этих законов наиболее важным для микрофинансовых организаций является закон со специальными налоговыми режимами для малого бизнеса, поскольку он определяет финансовые условия деятельности для их заемщиков.
Как и действующее законодательство, Закон предусматривает для малого бизнеса два специальных налоговых режима: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход. Вместе с тем в Законе содержатся и некоторые принципиальные изменения, которые могут существенно повлиять на малый бизнес:
    - полностью ликвидируется патентная система налогообложения;
    - сокращен перечень видов деятельности, переводимых на уплату единого налога на вмененный доход;
    - существенно ограничены права субъектов РФ при установлении ставок единого налога на вмененный доход (они могут только снижать ставки налога);
    - через два года ликвидируется право выбора налогоплательщиками объекта налогообложения при уплате налога по упрощенной системе (налог будет уплачиваться только с разницы между доходами и расходами, а уплата налога с выручки будет ликвидирована).
В результате может вырасти количество налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения.
Для микрофинансовых организаций важным является то, что в перечне расходов, принимаемых к вычету при уплате налога по упрощенной системе, указаны и проценты по займам. Вместе с тем в силу плохой технической проработки закона остается открытым вопрос о размере принимаемых к вычету процентов. Согласно пункту 2 статьи 346.16 расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21 пункта 1 этой статьи, принимаются налогоплательщиком в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль в статьях 254, 255, 263 и 264. Однако размер процентов по займам регулируется не в указанных статьях, а в статье 269 (и косвенно – в статье 265) главы 25 НК РФ. Формально размер процентов, относимых субъектами малого бизнеса в расходы, никак не ограничен. Несмотря на это, налоговые органы наверняка попытаются по-своему истолковать закон, чтобы добиться применения ограничений, содержащиеся в статье 269 НК РФ.
Помимо принятых законов в области налогового законодательства в июле Правительство и МНС РФ разработали и приняли целый ряд документов в развитие "технического" Закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ.

Принятые нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Текст закона опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2002 г., № 138-139.
  • Закон дополняет Налоговый кодекс двумя новыми главами: 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
  • На упрощенную систему налогообложения вправе перейти в добровольном порядке организации и индивидуальные предприниматели с годовой выручкой не свыше 15 млн. рублей. Вместе с тем Законом установлен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему.
  • Применение упрощенной системы для организаций предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Кроме того, сумма единого налога может быть уменьшена наполовину за счет пенсионных взносов.
  • По выбору налогоплательщика единый налог при упрощенной системе уплачивается либо с доходов (по ставке 6 процентов), либо с разницы между доходами и расходами (по ставке 15 процентов). При уплате налога с разницы между доходами и расходами налогоплательщик может принять к вычету закрытый перечень расходов, в т.ч. и проценты по займам.
  • На уплату налога на вмененный доход переводятся в обязательном порядке организации и предприниматели, осуществляющие поименованные в Законе виды деятельности (в основном это мелкая торговля и оказание бытовых услуг). По сравнению с действующим законом перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, в новом законе существенно ограничен.
  • Единый налог на вмененный доход будет действовать только в тех субъектах РФ, в которых будут приняты соответствующие налоговые законы.
  • Налог уплачивается в размере 15 процентов от расчетной величины доходов. При этом плательщики вмененного налога освобождаются от уплаты тех же налогов, что и при упрощенной системе налогообложения.

    Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2002 г., № 138-139.
  • Вместо отменяемых с 1 января 2003 г. оборотного налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств устанавливается региональный транспортный налог, регулируемый новой главой 28 части второй НК РФ.
  • По сути транспортный налог – это тот же самый налог с владельцев транспортных средств, но только с более высокими ставками. Субъекты РФ имеют право своими законами устанавливать пониженные ставки налога.
  • Налогоплательщиками нового налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Исключением являются транспортные средства, которые до момента официального опубликования закона зарегистрированы на физических лиц и переданы ими по доверенности на право управления и распоряжения. Налогоплательщиком по таким транспортным средствам является лицо, указанное в доверенности. Однако о факте такой передачи собственник транспортного средства обязан уведомить налоговый орган по месту своего жительства.
  • В Законе содержатся также изменения в некоторые главы второй части НК РФ:
  • в главе 22 "Акцизы" увеличиваются ставки акцизов и изменяется порядок уплаты акцизов на нефтепродукты;
  • в главе 25 "Налог на прибыль организаций" в очередной раз изменяется порядок налогообложения результатов проведенной по состоянию на 1 января 2002 г. переоценки основных средств и, начиная с 1 января 2003 г., изменяется распределение налога на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
  • Действующие в 2002 г. ставки земельного налога и размеры арендной платы за землю индексируются в 1,8 раза для применения в 2003 г.

    Постановление Правительства РФ от 27 июля 2002 г. № 575 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914"
    Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2002 г., № 138-139.

  • В связи с тем, что Законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ изменен порядок применения счетов-фактур, Правительство вносит соответствующие изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
  • Изменилась форма счета-фактуры. В частности, из примечания к этой форме исключена фраза о том, что без печати счет-фактура недействительна.

    Приказ МНС РФ от 3 июля 2002 г. № БГ-3-03/338 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 июля 2002 г. Регистрационный № 3597.
    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 июля 2002 г., № 135.
  • Утверждены новые формы налоговой декларации по НДС.
  • В новой форме декларации заменяются некоторые приложения:
  • исключено приложение "Д", в котором рассчитывалась сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения. Это связано с тем, что по новой редакции главы 21 НДС уплачивается только по месту нахождения головной организации;
  • декларация дополнена новым приложение "Г" – его будут заполнять организации и индивидуальные предприниматели, которые освобождены от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ.

    Приказ МНС РФ от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога"
  • В новых Методических рекомендациях учитываются изменения, внесенные в главу 24 НК РФ "техническим" Законом № 57-ФЗ, а также даются дополнительные разъяснения в связи с проведением пенсионной реформы и принятием нового Трудового кодекса.
  • Следует обратить внимание на следующие комментарии МНС:
  • согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса от ЕСН освобождаются выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. По мнению МНС данная норма не распространяется на организации, не являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль;
  • в соответствии с рекомендациями сумма компенсации, выплачиваемая за неиспользованный отпуск, не облагается ЕСН только в том случае, если она выплачивается при увольнении работника. Если же работник не использует часть своего отпуска и вместо этого получает денежную компенсацию, то сумма такой компенсации облагается ЕСН.

    Приказ МНС РФ от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358 "О внесении изменений и дополнений № 1 в приказ МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542"
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2002 г. Регистрационный № 3614.
  • Изменяется форма декларации по налогу на прибыль организаций и в новой редакции излагаются отдельные приложения к этой форме.

    Банковская деятельность

    Важнейшим событием прошедшего месяца в области банковского законодательства явилось подписание Президентом РФ нового закона о статусе Центрального Банка. Данный Закон на протяжении длительного периода времени был предметом жарких споров между Государственной Думой, старым руководством ЦБ РФ, Правительством и Советом Федерации, а также явился одной из причин досрочной отставки Председателя ЦБ РФ В. Геращенко.
    Основные споры при принятии Закона шли по следующим вопросам:
      - статус и независимость ЦБ;
      - участие ЦБ РФ в капитале Внешторгбанка;
      - количество представителей органов исполнительной и законодательной властей в новом органе управления деятельностью ЦБ – Национальном банковском совете;
      - объем полномочий ЦБ при осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора и т.д.
    В результате из-за разногласий Государственной Думе пришлось преодолевать вето Совета Федерации.
    В связи с принятием нового Закона Центральный Банк обязан привести в соответствие с ним свои нормативные правовые акты.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 13 июля 2002 г., № 127.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его положений.
  • Принятый закон заменяет собой Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", принятый в 1990 г.
  • В новом законе сохраняется независимость Банка России, уточняются его статус, функции, полномочия, а также структура управления.
  • Основные изменения касаются режима собственности имущества и уставного капитала Банка России. Уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой Банк России осуществляет от имени Российской Федерации.
  • Сформулирована основная функция Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля, выполнение которой возложено на него Конституцией РФ. Более четко сформулированы исключительные полномочия и функции Банка России, уточнено понятие подотчетности Банка России Государственной Думе. Также уточнено, что Банк России участвует в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка (до 1 января 2003 г.) и российских заграничных банков.
  • Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
  • Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации.
  • В законе уточняются функции Совета директоров Банка России и Национального банковского совета.

    Указание Центрального банка РФ от 5 июля 2002 г. № 1177-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 23.07.1998 года № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности"
    Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 15 июля 2002 г., № 39 и от 31 июля 2002 г., № 43.
  • Поправки в Инструкцию № 75-И вносятся в связи с принятием Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и изменением в Законе "О банках и банковской деятельности" порядка регистрации кредитных организаций .
  • Устанавливаются размеры государственной пошлины за регистрацию кредитной организации (2000 рублей) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии (0,1 процента от размера уставного капитала кредитной организации). При рассмотрении вопросов расширения деятельности кредитной организации путем получения дополнительных лицензий, а также реорганизации кредитных организаций (кроме слияния и присоединения) лицензионный сбор взимается в размере 0,01 процента от размера уставного капитала.
  • Перечисляются основания для отказа Банком России в даче согласия на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации приобретателями, являющимися дочерними или зависимыми по отношению друг к другу. В частности, таким основанием является случай, когда ранее судом была установлена вина лица, приобретающего доли (акции) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации.
  • Одним из существенных положений Указания является упрощение технических процедур и сокращение сроков рассмотрения документов при открытии филиалов кредитной организацией. Одновременно повышены требования к кредитным организациям при расширении банковской деятельности путем получения дополнительных лицензий, а также к прозрачности структуры участников (акционеров) кредитной организации.

    Указание Центрального банка РФ от 5 июля 2002 г. № 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций"
    Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 15 июля 2002 г., № 39.
  • Указанием определяются требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России.
  • Бизнес-план является документом на ближайшие два календарных года, содержащим предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели) и ожидаемые результаты деятельности. Бизнес-план представляется при создании кредитной организации, при расширении ее деятельности путем получения дополнительных лицензий на осуществление банковских операций, при изменении вида кредитной организации, а также при ее реорганизации.

    Телеграмма Центрального банка РФ от 3 июля 2002 г. № 86-Т
    Текст телеграммы опубликован в "Вестнике Банка России" от 10 июля 2002 г., № 38.
  • В телеграмме сообщаются минимальные размеры уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций на третий квартал 2002 г.: для банка – 154 711 500 руб., для небанковской кредитной организации - 15 471 150 руб., для уставного капитала дочерней кредитной организации иностранного банка - 154 711 500 руб.
  • Устанавливается также минимальный размер собственных средств (капитала) для банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций и для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о регистрации его в качестве банка - 154 711 500 руб.

    Финансовый и налоговый контроль

    При заключении и исполнении договоров займа организациям следует учитывать совместные разъяснения Центрального Банка РФ и МНС РФ по предельному размеру расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Письмо МНС РФ и Центрального банка РФ от 1, 2 июля 2002 г. №№ 24-2-02/252, 85-Т "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами"
    Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 10 июля 2002 г., № 38.
  • Указанием ЦБР от 14 ноября 2001 г. № 1050-У был установлен предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В данном письме ЦБ РФ и МНС подтвердили, что под термином "сделка", содержащимся в Указании № 1050-У, понимается договор.
  • Таким образом, расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами – 60 тысяч рублей.

    Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. № 983-р
    Текст распоряжения опубликован в "Российской газете" от 23 июля 2002 г., № 133.
  • Правительство утвердило Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Рекомендации определяют единый подход к разработке правил внутреннего контроля профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховыми и лизинговыми компаниями, организациями федеральной почтовой связи и иными некредитными организациями, которые осуществляют перевод денежных средств, а также ломбардами.
  • Правила утверждаются в течение одного месяца со дня вступления в силу Рекомендаций или регистрации вновь создаваемой организации руководителем соответствующей организации, который определяет также должностное лицо организации, ответственное за соблюдение и совершенствование правил.

    Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2002 г., № 138-139.
  • Закон изменяет порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями: если раньше такие юридические лица подлежали регистрации в органах юстиции, то теперь они должны регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", т.е. в налоговых органах.
  • Для ранее зарегистрированных организаций с иностранными инвестициями принятие этого закона означает следующее:
    • их регистрационные дела должны быть переданы в налоговые органы;
    • сведения о них будут включены в Единый государственный реестр юридических лиц;
    • они, как и прочие юридические лица, должны до 1 января 2003 года представить в территориальные управления МНС сведения о себе: наименование, организационно-правовая форма, адрес, сведения об учредителях и руководителе и т.д.
  • Закон вступил в силу с момента его опубликования.

    3. Гражданское законодательство

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
    Тексты законов опубликованы в "Российской газете" от 27 июля 2002 г., № 137.
  • В новом Арбитражном процессуальном кодексе (далее – АПК) расширена и более четко разграничена подведомственность арбитражных судов. Это должно исключить имевшие место коллизии, когда одно и то же дело могло быть подведомственно и арбитражному суду, и суду общей юрисдикции.
  • Важным нововведением, которое отразится на деятельности большинства организаций, является изменение состава лиц, имеющих право представлять организацию в арбитражном суде. Если по старому АПК представителем организации в суде могло быть любое лицо, на которое оформлена доверенность, то по новому АПК представлять интересы организаций могут только лица, состоящие в штате этой организации, либо адвокаты.
    Таким образом, с момента вступления в силу нового АПК не могут представлять интересы организации в суде юристы, не имеющие статуса адвоката, в т.ч. и сотрудники компаний, оказывающих юридические услуги.
  • В новом Кодексе существенно ограничено участие прокурора в арбитражном процессе.
  • Раздел V нового АПК посвящен производству по делам с участием иностранных лиц.
  • Новый АПК вводится в действие с 1 сентября 2002 г., за исключением отдельных его положений.

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 31 июля 2002 г., № 140.
    Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
  • Закон устанавливает правовое положение, сроки пребывания иностранных граждан на территории России, определяет порядок оформления приглашений для их въезда, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности, а также порядок их регистрации и учета.
  • Работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Россию для осуществления трудовой деятельности, обязан:
    • иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
    • обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
    • представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту его пребывания в России;
    • уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников и т.д.
  • Иностранные граждане, прибывшие в Россию до вступления данного Закона в силу без получения визы (например, из стран СНГ), обязаны в течение шестидесяти суток обратиться в органы внутренних дел с заявлением о получении миграционной карты.
  • Устанавливаются размеры государственной пошлины за приглашение иностранных граждан, выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников и т.д.

  • Назад