русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2002 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за декабрь 2002 года


Данный материал имеет только информационный характер и предоставлен в соответствии с грантом USAID через Development Alternatives Inc. и Российский Микрофинансовый Центр. Development Alternatives Inc. и USAID не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Сокращено: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система РФ.

В области налогового законодательства декабрь 2002 г. ознаменовался бурной законотворческой деятельностью: за короткий промежуток времени были окончательно приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом РФ сразу несколько налоговых законов. Для их официального опубликования 31 декабря 2002 г. был выпущен специальный номер Российской газеты, который, по уже сложившейся традиции, появился в рассылке лишь 8 января 2003 г.
Среди принятых законов наиболее важным является правительственный закон, который изначально был предназначен для устранения ошибок, допущенных при принятии глав Налогового кодекса со специальными налоговыми режимами для малого бизнеса. Однако в ходе принятия в него были включены изменения и дополнения и в иные главы НК РФ. Для микрофинансовых организаций наиболее значимым изменением в этом законе является введение ограничения на максимальный размер процентов по заемным средствам, которые могут вычитаться при уплате налога по упрощенной системе налогообложения. Как мы Вам сообщали в нашем отчете за июль 2002 г., первоначально принятая редакция главы 26.2 из-за технической ошибки не содержала подобного ограничения, в то время как для остальных организаций такое ограничение было установлено в главе 25 НК РФ. Принятый закон устраняет эту техническую ошибку.
Вместе с тем указанное ограничение существенно ухудшает положение субъектов малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения и привлекающих заемные средства. Согласно первой части НК РФ такие нормы должны применяться не ранее, чем по истечении одного месяца с момента опубликования закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. В данном случае это ограничение должно применяться лишь с 1 января 2004 г. (по упрощенной системе налогообложения налоговым периодом является календарный год). Несмотря на это, налоговые органы будут применять это ограничение начиная с 1 января 2003 г.
Другим заметным событием в области налогового законодательства стала отмена с 1 января 2003 г. налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

За прошедший месяц МНС РФ также приняло множество нормативных правовых актов, большинство из которых связано с введением в действие с 1 января 2003 г. новых глав Налогового кодекса (главы 26.2 и 26.3 со специальными налоговыми режимами и глава 28 "Транспортный налог").

Принятые нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"
Текст закона опубликован в "Российской газете" от 4 января 2003 г., № 1.

  • В главы 26.2 и 26.3 внесены следующие изменения и дополнения:
      - устанавливается максимальный размер процентов за пользование кредитами и займами, принимаемых к вычету при уплате налога по упрощенной системе налогообложения:
    • по долговым обязательствам в рублях – в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза;
    • по долговым обязательствам в иностранной валюте – в размере 15 процентов;
    • лица, перешедшие на специальные налоговые режимы, признаются налогоплательщиками НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
    • дополнен перечень расходов, принимаемых к вычету при уплате единого налога по упрощенной системе налогообложения. В частности, могут приниматься к вычету расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров (ранее данный критерий составлял 70 квадратных метров) и т.д.

    В иные главы НК РФ вносятся следующие изменения и дополнения:
      - в главе 22 "Акцизы" уточняется порядок уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами;
      - глава 24 "Единый социальный налог" приводится в соответствие со специальными налоговыми режимами, предусмотренными для субъектов малого бизнеса;
      - в главе 25 устанавливается порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от производств с длительным технологическим циклом.
  • Изменения также вносятся в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": ограничивается максимальный размер сбора за уборку территорий населенных пунктов (данный сбор может взиматься только в тех субъектах РФ, которые не ввели на своей территории налог с продаж). С 1 января 2003 года этот сбор для юридических лиц не может превышать 1,5 процента фонда оплаты труда.
  • Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 183-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2002 г., № 245.

  • Закон продлевает на 2003 год размеры страховых тарифов и порядок их уплаты, действовавшие в 2001-2002 гг.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2002 г., № 245.

  • Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена новой главой 29 "Налог на игорный бизнес".

    Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 193-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 4 января 2003 г., № 1.

  • С 1 января 2003 года отменяется налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

    Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923 "О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов"
    Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2002 г., N 245

  • Правительство РФ утвердило перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не облагаются налогом на прибыль у российских организаций – получателей грантов. От налогообложения освобождаются лишь гранты, предоставленные на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.

    Приказ МНС РФ от 2 декабря 2002 г. № БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 декабря 2002 г. Регистрационный № 4058.

    Текст закона официально не опубликован.

  • Для применения налоговыми агентами, выплачивающими доходы в пользу физических лиц (в т.ч. и работодателями), утверждены:
      - форма № 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2002 год" и порядок заполнения налоговой карточки; - форма № 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2002 год" и порядок заполнения и представления этой справки.
  • Налоговая карточка по форме № 1-НДФЛ ведется персонально по каждому физическому лицу, которому выплачен доход. В справке по форме № 2-НДФЛ в налоговый орган сообщаются сведения о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов. Кроме того, данная форма рекомендуется налоговым агентам для сообщения в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с выплаченного дохода (например, при получении физическим лицом дохода в натуральной форме).

    Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
    Текст приказа официально не опубликован.

  • В новой редакции Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ учтены "технические" изменения и дополнения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02г. № 57-ФЗ.
  • Изменилась форма изложения рекомендаций: вместо постатейного комментария разъяснения сгруппированы по определенной тематике. В документе содержится больше примеров, чем было ранее.
  • В пункте 5.4.1 Методических рекомендаций рассматриваются вопросы, связанные с признанием расходами процентов по долговым обязательствам. При определении размера процентов, принимаемых к вычету, по долговым обязательствам налогоплательщик вправе по своему выбору использовать один из двух способов расчета предельной величины расходов:
      - исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях; - исходя из размера ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, по долговым обязательствам в рублях или в размере 15 процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте.
  • В этом же пункте рекомендаций приводится формула для расчета среднего процента по сопоставимым долговым обязательствам. Также приводится пример определения размера процентов, принимаемых к вычету, для тех случаев, когда займодавцем является иностранная организация.

    Приказ МНС РФ от 10 ноября 2002 г. № БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 декабря 2002 г. Регистрационный № 4038.
    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 26 декабря 2002 г., № 242.


  • МНС РФ утвердило формы, по которым органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, должны представлять сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. К приказу также прилагается подробный порядок заполнения этих форм.
  • Сведения представляются на бумажных носителях или в электронном виде на магнитных носителях (в виде текстовых файлов в кодировке DOS).

    Приказ МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
    Текст приказа официально не опубликован.

  • Согласно ранее утвержденному Порядку налоговая отчетность представляется в электронном виде по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС РФ.
  • Для реализации этого Порядка МНС РФ в своем приказе утвердило:
      - требования к программно-аппаратным средствам, которые используются для представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
      - требования к специализированным операторам связи, через которые осуществляется обмен информацией между налоговым органом и налогоплательщиком;
      - правила использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) и средств шифрования;
      - порядок электронного документооборота и т.д.

    Наряду с вышеназванными документами в декабре МНС РФ приняло ряд приказов, которые касаются субъектов малого предпринимательства. В частности, МНС РФ утвердило:
  • По специальным налоговым режимам для малого бизнеса:
      - методические рекомендации по применению глав 26.2 НК РФ и 26.3 НК РФ ;
      - формы налоговой декларации и порядок их заполнения .
  • По единому социальному налогу (глава 24 НК РФ) для применения индивидуальными предпринимателями:
      - форму налоговой декларации и инструкцию по ее применению;
      - форму налоговой декларации о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН, и инструкцию по ее заполнению.
    Методические рекомендации по применению глав 26.2 и 26.3 НК РФ были подготовлены без учета последних изменений в налоговом законодательстве и, скорее всего, МНС РФ в ближайшее будет вносить в них соответствующие поправки.

    Постановление Фонда социального страхования РФ от 29 октября 2002 г. № 113 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации" (форма 4-ФСС РФ)
    Текст постановления опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 19 декабря 2002 г., № 24.

  • Новая редакция формы 4-ФСС отражает нововведения в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 1 января 2003 года (новые главы НК РФ со специальными режимами налогообложения для малого бизнеса). Утвержденная форма расчетной ведомости по средствам ФСС РФ будет применяться, начиная с отчета за I квартал 2003 года.

    Постановление Правления ПФР от 16 августа 2002 г. № 89п "Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей"
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2002 г. Регистрационный № 3971.
    Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 декабря 2002 г., № 233.

  • Утвержденный Порядок распространяется на страхователей, являющихся индивидуальными предпринимателями.
  • Приводится форма заявления о регистрации и порядок ее заполнения.

    Банковская деятельность

    26 декабря 2002 г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором рассматривался вопрос "О ходе выполнения плана мероприятий по реализации положений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации". С докладом о реализации в 2002 г. мероприятий Стратегии выступил заместитель Министра финансов РФ А.В. Улюкаев.
    По результатам заседания Правительством РФ в целом одобрены:
      - первоочередные мероприятия по реализации в 2003-2005 гг. положений Стратегии развития банковского сектора РФ;
      - основные положения предлагаемых к разработке в 2003-2005 гг. нормативно-правовых актов.
    Минфину РФ поручено в срок до 15 февраля 2003 г. доработать и внести в Правительство РФ проекты указанных документов.
    В 2003 году, в частности, планируется подготовить:
      - проект федерального закона с изменениями и дополнениями в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";
      Предусматривается предоставить кредитным организациям возможность создавать мобильные офисы в целях обеспечения банковским обслуживанием регионов с неразвитой банковской системой. Мобильные офисы будут наделяться правом на осуществление отдельных элементов банковских операций.
      - проект федерального закона "О потребительском кредите";
      Предусматривается введение товарной и иных неденежных форм кредитования граждан небанковскими организациями, определение прав и ответственности сторон договора потребительского кредита.
      - проект федерального закона с изменениями и дополнениями в Кодекс РФ об административных правонарушениях;
      Предусматривается наделить Банк России полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
      - проект федерального закона с изменениями и дополнениями в Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты, направленный на повышение эффективности института залога.
      Предусматривается введение ускоренных процедур взыскания предмета залога, сокращение сроков и упрощение порядка реализации предметов залога кредитными организациями, в том числе вне процедуры банкротства, создание системы регистрации залогов.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. № 3364-III ГД "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год"

  • Своим постановлением Госдума РФ одобрила Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, представленные Центральным Банком РФ. В этом документе Банк России определяет приоритеты своей политики на ближайшее время.
  • Основной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ, является снижение инфляции. На ближайшие три года планируется снижение инфляции до уровня ниже 8 процентов. На 2003 год цель по инфляции определена Банком России в интервале 10-12 процентов.
  • В следующем году Банком России будет продолжена политика использования режима плавающего валютного курса. Укрепление реального курса рубля предполагается в пределах 4-6 процентов.
  • В области банковского сектора на 2003 год Банк России обозначил следующие задачи:
      - создание системы гарантирования (страхования) вкладов;
      - завершение подготовки к переходу кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности с 1 января 2004 г.;
      - подготовка и принятие пакета законодательных изменений, направленных на создание более благоприятных условий для банковской деятельности;
      - оптимизация регулятивных и надзорных процедур Банка России.
  • На 2003 год ЦБ РФ, в частности, запланировал следующие мероприятия по совершенствованию банковской системы России:
      - участие в подготовке федеральных законов, упрощающих доступ малого и среднего бизнеса к источникам банковского кредитования, разработка соответствующих нормативных актов ЦБ РФ;
      - разработка нормативных актов, направленных на создание условий для снижения затрат, упрощения и сокращения продолжительности процедур, связанных с получением разрешений на осуществление отдельных банковских операций и открытием филиалов и т.д.


    Положение Центрального Банка РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 декабря 2002 г. Регистрационный № 4068.
    Текст положения опубликован в "Вестнике Банка России" от 28 декабря 2002 г., № 74.


  • Новая редакция Положения учитывает решение Верховного Суда, согласно которому была признана противоречащей федеральному законодательству норма п. 10.10, допускающая списание денежных средств с расчетного счета клиента без его распоряжения.
  • Новое Положение по-прежнему не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
  • Сохранено положение о том, что инкассовые поручения применяются для взыскания по исполнительным документам.
  • Форма платежного поручения осталась без изменений.
  • В отличие от прежнего положения, новый документ прошел процедуру регистрации в Минюсте РФ.
  • Своим указанием от 27 декабря 2002 г. № 1230-У ЦБ РФ признал утратившим силу прежнее Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 12 апреля 2002 г." № 2-П.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
    Законопроект внесен депутатами Госдумы В.А. Тарачевым, И.Ю. Артемьевым, Н.П. Залепухиным, В.И. Зоркальцевым, В.М. Зубовым, Г.В. Куликом, П.А. Медведевым, Ю.Г. Медведевым, А.В. Митрофановым, А.Г. Чершинцевым, М.Л. Шаккумом, А.Н. Шохиным.

    Принят в первом чтении в декабре 2002 г.

  • Законопроект в новой редакции излагает закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
  • Основные изменения, предложенные в новой редакции закона, направлены на повышение эффективности мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и введение процедур, обеспечивающих их незамедлительное осуществление и доработку самих процедур банкротства банков.
  • Существенной переработке подверглись нормы закона, регулирующие досудебные процедуры по предупреждению банкротства кредитных организаций.
  • Банк России наделяется правом требовать от кредитной организации созыва общего собрания акционеров или совета директоров для принятия соответствующих решений по предупреждению банкротства и направить своего представителя для участия в работе указанных органов управления кредитной организации.
  • Законопроект содержит более жесткие условия для определения наличия признаков несостоятельности кредитной организации: с одного месяца до 14 дней сокращен срок просрочки исполнения обязательств кредитной организации перед кредиторами, свидетельствующей о ее неспособности удовлетворить указанные требования.
  • При подготовке законопроекта к процедуре второго чтения текст законопроекта, скорее всего, будет существенно доработан.

    Бухгалтерский учет и отчетность

    Принятые нормативные правовые акты:


    Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 декабря 2002 г. Регистрационный № 4022.
    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 17 декабря 2002 г., № 236.
    .

  • Новое ПБУ предназначено для организаций, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее – НИОКР) собственными силами или являются по договору заказчиком указанных работ. Положения ПБУ не применяются к незаконченным работам, а также к работам, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов.
  • Информация о расходах на НИОКР отражается в бухучете в качестве вложений во внеоборотные активы. Расходы на НИОКР признаются в бухучете при соблюдении следующих условий:
      - сумма расхода может быть определена и подтверждена;
      - имеется документальное подтверждение выполнения работ (например, актом приемки выполненных работ);
      - результаты работ могут быть использованы для производственных или управленческих нужд и привести к получению дохода в будущем;
      - использование результатов НИОКР может быть продемонстрировано.
  • Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, то затраты организации, связанные с выполнением НИОКР, признаются внереализационными расходами отчетного периода и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". На этом же счете учитываются и затраты по работам, не давшим положительного результата.

    Финансовый и налоговый контроль

    Наиболее важным событием в этой области законодательства является окончательное принятие в декабре 2002 г. основного "финансового закона" страны – федерального бюджета на 2003 год.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 28 декабря 2002 г., № 244.

  • Утвержден федеральный бюджет на 2003 год со следующими параметрами:
      - ВВП – 13050,0 млрд. руб.;
      - доходы – 2417,79 млрд. руб.;
      - расходы – 2345,64 млрд. руб.;
      - уровень инфляции – 10-12 процентов.
  • На финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в 2003 году выделяется 100,0 млн. рублей.

    Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

    Принятые нормативные правовые акты:


    Федеральный закон от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 14 декабря 2002 г., № 235.

  • Сокращается перечень лицензируемых видов деятельности – из него исключены реализация нефти, газа и продуктов их переработки.

    Гражданское законодательство

    В декабре был принят правительственный закон "О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)". Данный закон, несомненно, является важным событием для развития рынка ипотечного кредитования. Вместе с тем он никак не касается займов, выданных на предпринимательские или иные цели, предметом залога по которым также могут выступать жилые помещения. По таким займам проблема взыскания заложенного жилья и выселения бывшего собственника и членов его семьи остается нерешенной.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 179-ФЗ "О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 27 декабря 2002 г., № 243.
    Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.


  • Закон вносит в Жилищный кодекс РСФСР, Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" следующие изменения и дополнения:
      - устанавливаются основания для прекращения права пользования жильем, заложенным в обеспечение возврата кредита или целевого займа, взятого на его приобретение;
      - определяются основания и порядок выселения бывшего собственника заложенного жилого дома или квартиры и членов его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилье, а также порядок предоставления им жилья для временного проживания;
      - устанавливаются основания для возникновения в силу закона ипотеки жилого дома или квартиры, приобретенного на средства займа, предоставленного юридическим лицом на эти цели (ранее ипотека жилого дома или квартиры возникала только по договору кредита).

    Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 17 декабря 2002 г., № 236.

  • Закон в целом направлен на усиление защиты прав обладателей товарных знаков.
  • В законе приводится перечень действий, приводящих к нарушению исключительного права на товарный знак. Незаконным использованием товарного знака, в частности, признается размещение без разрешения правообладателя товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
      - на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории России, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию России;
      - при выполнении работ, оказании услуг;
      - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
      - в предложениях к продаже товаров;
      - в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
      Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, признаются контрафактными.
    • Вносятся изменения в порядок регистрации товарных знаков. Так, например, значительно расширен перечень оснований для отказа в регистрации в качестве товарного знака.
    • Упраздняются Апелляционная палата и Высшая патентная палата, функции этих органов передаются Палате по патентным спорам.
    • Закон дополнен новой главой 2.1 "Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана", согласно которой некоторые товарные знаки или обозначения могут быть признаны общеизвестными товарными знаками. Такое название присваивается по заявлению юридического или физического лица товарным знакам или обозначениям, которые в результате их интенсивного использования стали в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

      О ходе рассмотрения в декабре 2002 года законопроектов, которые ранее упоминались в наших предыдущих отчетах, смотрите Приложение 1.

  • Назад