русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2003 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за август 2003 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система РФ

В связи с парламентскими каникулами в Государственной Думе в августе нормативные правовые акты в области налогового законодательства не принимались. Вместе с тем в прошедшем месяце велась активная подготовительная работа к осенней сессии, которая открывается 8 сентября пленарным заседанием Думы. Правительство РФ направило в Государственную Думу Перечень приоритетных законопроектов, предлагаемых к рассмотрению в период осенней сессии 2003 года. В него, в частности, включены законопроекты:

  • «О федеральном бюджете на 2004 год»;
  • новая глава НК РФ «Налог на имущество организаций»;
  • «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.д.
    В ходе осенней сессии Правительство РФ предлагает принять их в целом. В рамках бюджетного процесса Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О федеральном бюджете на 2004 год». Законопроект подготовлен исходя из уровня инфляции в размере 10 процентов. Доходы федерального бюджета на следующий год рассчитаны не только на основании действующего налогового законодательства, но и изменений, которые планируется принять в будущем. В частности, Правительство РФ запланировало дополнительные поступления по налогу на добавленную стоимость за счет введения с 1 июля 2004 года специальных счетов по НДС. Вероятно, в ближайшие месяцы Правительство РФ подготовит и внесет в Думу соответствующий законопроект по реформе НДС.

    Принятые нормативные правовые акты:
  • Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р Текст распоряжения опубликован в «Российской газете» от 2 сентября 2003 г., № 173.
  • Правительство РФ утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). В документе определена позиция Правительства РФ по основным направлениям социально-экономического развития страны, а также сформулированы меры, необходимые для достижения поставленных задач.
  • В части реформирования налоговой системы Программа предусматривает:
  • совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего НДС и ЕСН);
  • совершенствование системы имущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих глав НК РФ);
  • снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки ЕСН и т.д.
  • В рамках денежно-кредитной политики планируется:
  • в ближайшие три года последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году;
  • создание условий для полной конвертируемости рубля;
  • сглаживание резких колебаний обменного курса на внутреннем валютном рынке (режим плавающего курса).
  • Среди мер, направленных на поддержку развития малого бизнеса, следует выделить содействие развитию микрокредитования малого бизнеса (о мерах по реформированию банковской системы см. следующий раздел).

    Банковская деятельность

    В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) Правительство РФ предусматривает следующие меры по реформированию банковского сектора:
  • повышение требований к качеству и прозрачности капитала (собственных средств) кредитных организаций;
  • переход, начиная с 2004 года, кредитных организаций на МСФО с завершением этого процесса до 2007 года;
  • введение в действие системы страхования вкладов граждан в коммерческих банках;
  • внесение в Гражданский кодекс РФ изменений и дополнений, предусматривающих ограничение возможности досрочного изъятия срочных вкладов (только в случаях, прямо оговоренных в договоре);
  • совершенствование нормативной базы с целью упрощения порядка предоставления банками потребительских кредитов и кредитов малому бизнесу;
  • развитие законодательства в части расширения форм участников кредитного рынка, в том числе создания и развития кредитных бюро. Между тем группа депутатов уже внесла на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О Федеральном бюро кредитных историй». Законопроект предусматривает создание специализированного учреждения при Банке России – Бюро кредитных историй, в рамках которого будет осуществляться хранение кредитных историй физических лиц. В свою очередь, Центральный Банк России в конце августа представил на рассмотрение Государственной Думы «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год». В этом документе Банк России на ближайшее время определяет приоритеты своей политики в отношении банковского сектора, курсовую политику, политику в области регулирования процентных ставок и т.д. Основные направления подлежат утверждению Государственной Думой РФ. В Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам поступили от Правительства РФ и Центрального Банка РФ официальные отзывы на законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в рамках которого предусматриваются меры по упрощению порядка кредитования банками субъектов малого бизнеса. В своем отзыве Правительство РФ высказалось против принятия данного законопроекта. По его мнению, увеличение размера расчетов наличными деньгами с 60 до 300 тысяч рублей противоречит основным задачам единой государственной денежно-кредитной политики, предусматривающей увеличение доли безналичных расчетов в объеме платежей. Правительство также считает, что данный шаг приведет к увеличению издержек кредитных организаций, в том числе на инкассацию и хранение наличных денег. В отзыве Правительства указывается, что Минфином России при участии Банка России уже подготовлена концепция законопроекта «О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», в котором предусматриваются меры по снижению затрат кредитных организаций при выдаче кредитов субъектам малого бизнеса. Наряду с этим сообщается, что Банк России с этой же целью планирует упростить порядок формирования резервов на возможные потери по небольшим ссудам. В отличие от Правительства, ЦБ РФ высказалось за принятие законопроекта.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
  • Проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год»
    Внесен Центральным банком РФ.
  • В зависимости от вариантов развития моровой экономики и динамики цен на нефть в документе рассматриваются два сценария макроэкономического развития страны в 2004 году:
    - сценарий 1 рассчитан исходя из цены на российскую нефть в размере 18,5 доллара США за баррель;
    - сценарий 2 рассчитан исходя из цены на нефть в размере 22 доллара США за баррель.
  • Целью денежно-кредитной политики на 2004 год является ограничение прироста потребительских цен (инфляции) в пределах 8-10 процентов (в расчете декабрь 2004 г. к декабрю 2003 г.).
  • В 2004 году ЦБ РФ будет продолжать придерживаться режима управляемого плавания в области политики валютного курса. При этом среднегодовой курс доллара США прогнозируется на уровне 31,7 рубля при сценарии 1 и 31,3 рубля при сценарии 2.
  • В документе содержится План важнейших мероприятий Банка России на 2004 год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы. В частности, планируется:
    - внедрение в надзорную практику ЦБ РФ института кураторов кредитных организаций;
    - участие в подготовке изменений и дополнений в законодательство РФ, направленных на повышение эффективности института залога, а также на развитие ипотечного бизнеса;
    - подготовка законопроекта, предусматривающего в ГК РФ новый вид договора банковского вклада, в соответствии с которым досрочное изъятие вклада возможно лишь в том случае, если это предусмотрено условиями договора или же влечет взимание значительных штрафов за досрочное изъятие и т.д.
  • Таким образом, документ фактически полностью согласуется с правительственной Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).
  • Проект федерального закона «О федеральном бюро кредитных историй». Внесен депутатами Государственной Думы Аксаковым А.Г., Артемьевым И.Ю., Брусникиным Н.Ю., Жуковым А.Д., Зубовым В.М., Медведевым П.А., Медведевым Ю.Г., Штогриным С.И. Ответственным комитетом назначен Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
  • Законопроект предусматривает создание Федерального бюро кредитных учреждений – специализированного учреждения при Банке России.
  • Бюро осуществляет следующие функции:
    - принимает записи кредитных историй от кредитных организаций;
    - комплектует фонды кредитных историй;
    - ведет учет и обеспечивает сохранность кредитных историй;
    - ведет учет пользователей кредитных историй и т.д.
  • Кредитная история формируется лишь по операциям физических лиц.
  • Кредитная история выдается любому лицу с согласия физического лица, информация о кредитных операциях которого содержится в кредитной истории (согласие удостоверяется нотариально).
  • На законопроект поступили официальные отзывы от Правительства РФ и ЦБ РФ. Правительство РФ высказалось против поддержки данного проекта.
  • ЦБ РФ считает возможным принять законопроект в предложенной редакции. Вместе с тем Центральный Банк РФ предложил рассмотреть вопрос о формировании кредитных историй не только по заемщикам – физическим лицам, но и юридическим лицам, а также о создании кредитных бюро различных форм собственности. 1.3. Бухгалтерский учет и отчетность

    Принятые нормативные правовые акты:
  • Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
    Опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 13 августа 2003 г. № 29.
  • Данный Приказ предназначен для организаций, зарегистрированных по законодательству РФ (кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций).
  • Согласно приказу, для применения рекомендованы новые образцы форм бухгалтерской отчетности:
    - форма № 1 Бухгалтерский баланс;
    - форма № 2 Отчет о прибылях и убытках;
    - форма № 3 Отчет об изменениях капитала;
    - форма № 4 Отчет о движении денежных средств;
    - форма № 5 Приложение к бухгалтерскому балансу;
    - форма № 6 Отчет о целевом использовании полученных средств.
  • Приказом также утверждены указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, а также о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.
  • Для некоммерческих организаций предусмотрены особенности составления и представления форм отчетности. Так, при составлении формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) некоммерческая организация в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование». Некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы № 3, № 4 и № 5. Им рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
  • Приказ вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.
  • Письмо Минфина РФ от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243 Текст письма опубликован в еженедельном приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 27 августа 2003 г., № 31.
  • Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России сообщает, что по объектам основных средств, приобретенных некоммерческой организацией за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, амортизация для целей бухгалтерского учета не начисляется.
  • В письме также разъясняется порядок отражения некоммерческой организацией в бухгалтерском учете:
    - доходов, получаемых от предпринимательской деятельности (после налогообложения они отражаются на счете 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);
    - приобретенных основных средств (при принятии объекта к учету основные средства отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и дебету счета 86 «Целевое финансирование» с кредитом счета 83 «Добавочный капитал»).

    Гражданское законодательство

    В сентябре Государственная Дума планирует рассмотреть во втором чтении проект федерального закона «О кредитной кооперации». В ходе осенней сессии Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций планирует провести следующие парламентские слушания:
    - 15 сентября 2003 г. – на тему «Проблемы законодательного регулирования неправительственных некоммерческих организаций»;
    - 13 ноября 2003 г. – на тему «О совершенствовании и развитии законодательства, регулирующего деятельность неправительственных некоммерческих организаций».

    Принятые нормативные правовые акты:

  • Приказ Минфина РФ от 21 августа 2003 г. № 79н «Об утверждении типовой формы Соглашения о взаимном удостоверении подписей» Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 августа 2003 г. Регистрационный № 5011.
  • В соответствии с пенсионным законодательством застрахованные лица вправе ежегодно по своему усмотрению выбирать компанию, которая будет управлять их средствами накопительной части трудовой пенсии (управляющую компанию). Заявление о выборе управляющей компании подается в Пенсионный фонд России.
  • Минфин России своим приказом утвердил типовую форму соглашения о взаимном удостоверении подписей, которое подписывается между ПФР и организацией-работодателем. В соответствии с соглашением заключившая ее организация обязуется оказывать Пенсионному фонду услуги по приему от своих работников и передаче в ПФР заявлений о выборе управляющей компании.
  • Указанные услуги организации будут оплачиваться Пенсионным фондом из расчета 4 рубля (без НДС) за каждое переданное заявление.
  • Подписание соглашения с ПФР для организаций не является обязательным, а осуществляется на добровольной основе. Таким образом, микрофинансовые организации по своему выбору вправе заключить с Пенсионным фондом указанное соглашение или отказаться от этого. В случае отказа микрофинансовой организации от подписания соглашения его работники должны будут направлять свои заявления о выборе управляющей компании непосредственно в ПФР. При этом их подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариально.

  • Назад