русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за февраль 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр



Налоговая система

В области налогового законодательства в феврале существенных изменений не произошло, количество принятых нормативно-правовых актов было минимальным.
Деятельность Государственной Думы в основном сводилась к отклонению ранее внесенных законопроектов, новые законопроекты в области налогового законодательства не вносились. Данная ситуация отчасти была обусловлена тем, что новый состав ГД в своей законотворческой деятельности ориентируется прежде всего на налоговые инициативы со стороны Правительства.

В свою очередь Правительство из-за имеющихся внутри него разногласий до сих пор не внесло в Государственную Думу законопроекты, которые должны быть приняты в текущем году. Наиболее спорными остаются вопросы реформирования НДС и ЕСН.

На заседании Правительства 26 февраля должен был рассматриваться пакет законопроектов, посвященных налоговой реформе. Предполагалось, что будут приняты решения по ключевым налоговым вопросам, таким как введение НДС-счетов и снижение единого социального налога. Однако по итогам состоявшегося в феврале заседания Совета по предпринимательству при Правительстве РФ было принято решение не включать указанные вопросы в повестку заседания Правительства. Председатель Правительства поручил еще раз проанализировать возможные экономические последствия от введения НДС-счетов.

В связи с отставкой Правительства и предполагаемыми изменениями структуры органов исполнительной власти, а также в связи с отсутствием единого мнения о целесообразности НДС-счетов, представляется маловероятным их введение в этом году. В самом Минфине уже рассматриваются компромиссные варианты введения этих счетов (например, более мягкий режим использования этих счетов, снижение максимального размера ставки НДС и др.).

Единственным вопросом, рассматривавшимся на заседании правительства 26 февраля, стало усовершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Правительством были одобрены концепция и техническое задание на разработку законопроекта с поправками в главы 26.2 (Упрощенная система налогообложения) и 26.3 (Единый налог на вмененный доход) Налогового кодекса, подготовленные Минфином России.

В главу 26.2 НК РФ предлагается внести следующие изменения и дополнения:

  • предусмотреть возможность ежегодно увеличивать максимальный доход, позволяющий перейти на упрощенную систему;
  • уточнить условия применения упрощенной системы отдельными категориями налогоплательщиков;
  • предоставить право изменять избранный объект налогообложения налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему с 1 января 2003 года;
  • уточнить механизм определения налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему и обратно;
  • уточнить порядок налогообложения НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения, порядок зачета входного НДС;
  • уточнить состав доходов от предпринимательской деятельности, учитываемых индивидуальными предпринимателями при определении объекта налогообложения.

В главе 26.3 Кодекса предлагается:

  • уточнить механизм обеспечения раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций налогоплательщиками, осуществляющими наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности;
  • уточнить форму расчета корректирующего коэффициента базовой доходности;
  • уточнить понятийный аппарат, используемый для целей главы 26.3 НК.

Изначально техническое задание на разработку законопроекта предполагало следующие сроки:

  • август 2004 г. – разработка законопроекта;
  • октябрь 2004 г. – рассмотрение законопроекта на заседании Правительства;
  • ноябрь 2004 г. – внесение в Госдуму.

По итогам состоявшегося заседания Минфину совместно с Минэкономразвития, МНС, МАП, Минтрудом и с участием заинтересованных органов государственной власти поручено:

  • до 15 апреля 2004 г. доработать концепцию и проект технического задания и представить их в Правительство;
  • до 15 мая 2004 г. представить в Правительство проект соответствующего федерального закона.

Таким образом, сроки для подготовки и внесения законопроекта существенно сократились.

Необходимо отметить, что для внесения законопроектов по налоговой реформе, у Правительства осталось не так много времени, так как поправки в Налоговый кодекс должны быть одобрены в течение весенней сессии Госдумы, чтобы у Минфина была возможность рассчитывать параметры бюджета на следующий год, исходя из новых налоговых законов.

Деятельность Министерства по налогам и сборам в феврале не была такой активной, как в прошлом месяце. Из незначительного количества принятых правовых актов наиболее важными для микрофинансовых организаций являются:
  • новая форма расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Порядок ее заполнения;
  • изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию по заполнению декларации по НДС.

Уже тенденцией становится отмена МНС своих методических рекомендаций по применению отдельных глав НК. Так, в январе были отменены Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН, а в феврале были отменены Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход». Взамен отмененных документов будут издаваться инструкции, предназначенные для внутреннего пользования. В результате деятельность МНС станет еще более закрытой: если раньше учитывая положения Методических рекомендаций можно было избежать конфликта с налоговыми органами, то теперь их позиция станет недоступной для ознакомления.


Принятые нормативные правовые акты

  • Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2004 г. № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914»
    • Правительство утвердило новые формы:
      - книги покупок;
      - книги продаж;
      - счета-фактуры.
    • Внесены изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
    • Наибольший интерес представляют изменения, связанные с учетом документов, подтверждающих расходы, понесенные работниками в служебных командировках: счета-фактуры по таким расходам регистрируются в книге покупок лишь при наличии подтверждающих документов – бланков строгой отчетности.
  • Приказ МНС РФ от 27 января 2004 г. № БГ-3-05/51 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения»
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 февраля 2004 г. Регистрационный № 5528.
    Опубликован в «Российской газете» от 10 февраля 2004 г. № 24.
    • Утверждены новая форма Расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также Порядок ее заполнения. Данная форма является обязательной для всех лиц, являющихся работодателями.
    • Ранее действовавшая форма расчета и Порядок ее заполнении признаны утратившими силу.
  • Приказ МНС РФ от 9 февраля 2004 г. № БГ-3-03/89 «О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 «Об утверждении Инструкции по заполнению Деклараций по налогу на добавленную стоимость»
    • Изменения и дополнения вносятся в Инструкцию по заполнению декларации по НДС.
    • Большинство изменений связано с выходом новых форм этих деклараций, применяемых начиная с отчетности 2004 года.
    • Организации и индивидуальные предприниматели, получившие освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, обязаны подавать налоговую декларацию лишь в том случае, если выставили своим контрагентам счет-фактуру с выделенной суммой налога. Ранее МНС настаивало на обязательной сдаче ими налоговой декларации ежеквартально.
  • Письмо МНС РФ от 6 февраля 2004 г. № 24-1-10/93 «О сообщении в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в банке в соответствии со статьей 23 Налогового Кодекса РФ»
    • Разъясняется, что налогоплательщики-организации обязаны в 10-дневный срок письменно сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках (в том числе открытых обособленным подразделениям) только в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика-организации.
    • Не подлежит применению письмо МНС России от 02.06.2002 № ММ-6-09/922@, согласно которому организации были обязаны сообщать об открытии (закрытии) счетов во все налоговые органы, в которых они состояли на учете: по месту своего нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения ее недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
  • Письмо МНС от 17 февраля 2004 г. № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками»
    • В данном письме до нижестоящих налоговых органов доводится позиция МНС РФ по вопросам налогообложения компенсационных выплат по возмещению работникам расходов, связанных со служебными командировками.
    • Наряду с суточными в налогооблагаемый доход работника не включаются компенсации по следующим фактически произведенным и документально подтвержденным расходам:
      - расходы на проезд до места назначения и обратно, на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа;
      - сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы;
      - расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз;
      - расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
    • Нормы суточных, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, определены в Постановлении Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 (например, за каждый день нахождения в служебной командировке на территории РФ - 100 рублей).

Банковская деятельность

11 февраля 2004 года на заседании Правительства РФ рассматривалась новая редакция Стратегии развития банковского сектора на 2004-2008 годы. С докладом по данному вопросу выступил замминистра финансов Улюкаев А.В. В проект документа также вошли положения, касающиеся деятельности микрофинансовых организаций.
По итогам заседания Правительства РФ было решено:
- в целом одобрить новую редакцию стратегии развития банковского сектора;
- поручить Минфину совместно с Минэкономразвития, ФКЦБ, МАП, ЦБ РФ и Ассоциацией российских банков, доработать проект Стратегии;
- до 15 марта 2004 года представить доработанный проект Стратегии, план мероприятий по ее реализации, а также концепции законопроектов, необходимых для принятия в I полугодие 2004 г.

Среди принятых в феврале нормативных правовых актов наибольший интерес вызывают документы, целью которых является расширение кредитования субъектов малого предпринимательства. Во-первых, Правительство утвердило механизм кредитования малого бизнеса через «Российский банк развития». Во-вторых, ЦБ РФ своей предоставил банкам право открывать в упрощенном порядке кредитно-кассовые офисы, предназначенные для кредитования субъектов малого предпринимательства и физических лиц.


Принятые нормативные правовые акты

  • Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. № 118 «Об утверждении Правил предоставления в 2004 году государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Российский банк развития», осуществляемым на внутреннем финансовом рынке для финансирования поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств»
    • Правительством предоставляются государственные гарантии по заимствованиям ОАО «Российский банк развития», осуществляемым для финансирования поддержки субъектов малого предпринимательства.
    • Средства, привлекаемые «Российским банком развития» по государственные гарантии, являются целевыми и направляются на:
    • кредитование региональных банков для последующего кредитования ими субъектов малого предпринимательства;
    • непосредственное кредитование субъектов малого предпринимательства.
  • Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»
    Зарегистрирована в Минюсте РФ 6 февраля 2004 г. Регистрационный № 5529.
    Вступает в силу с 1 апреля 2004 г.
    • В новой инструкции существенно сокращен перечень обязательных нормативов банков: по сравнению с ранее действовавшей инструкцией исключены семь нормативов.
    • Некоторые нормативы снижены, например:
      - с 20% до 15% уменьшен размер норматива по мгновенной ликвидности (Н2);
      - с 70% до 50% уменьшен норматив по текущей ликвидности (Н3).
    • Расчет обязательных нормативов банки делают каждый день в конце операционного дня.
    • Указание оперативного характера ЦБР от 30 января 2004 г. № 15-Т «По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов»
    • При открытии банковских счетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не требуется предоставлять в кредитную организацию документы, подтверждающие регистрацию в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды.
  • Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2004 г. Регистрационный № 5551.
    • Установлен порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Инструкция направлена на решение ряда задач, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора РФ.
    • Расширены возможности использования инструментария банковского надзора: Банк России вправе направлять запрос и получать у учредителей сведения о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации.
    • Банк, ходатайствующий о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, должен соответствовать критериям, установленным законом о страховании вкладов.
      - Инструкция также направлена на упрощение регулирования банковской деятельности и на снятие административных барьеров.
    • Для кредитования субъектов малого предпринимательства и физических лиц - кредитной организации (филиалу) предоставлено право открывать - кредитно-кассовый офис (внутреннее структурное подразделение кредитной организации).
    • Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять только следующие операции:
      - предоставление денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам;
      - возврат (погашение) предоставленных денежных средств;
      - осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц.


Бухучет и отчетность

Принятые нормативные правовые акты


  • Письмо Фонда социального страхования РФ от 5 февраля 2004 г. № 02-18/07-773 «О порядке расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»
    • Фондом для использования в практической работе направлено 11 примеров расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
  • Письмо Фонда социального страхования РФ от 29 декабря 2003 года № 02-18/06-8422
    Опубликовано в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 февраля 2004 г. № 6.
    • Приведен порядок заполнения Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ).
    • Расчетная ведомость составляется и представляется ежеквартально нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в Фонд по месту регистрации.
    • Ведомость представляется в двух экземплярах: 1-й экземпляр остается в Фонде, 2-й с отметкой Фонда о принятии возвращается страхователю.


Назад