русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр



Налоговая система

Принятые нормативные правовые акты

  • Приказ МНС РФ от 12 мая 2004 г. № САЭ-3-13/318@ «О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)»
    Размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (http://www.nalog.ru).
    • Внесены изменения в формат представления налоговых деклараций в электронном виде.
    • Изменен состав и структура показателей налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Эти изменения связаны с утверждением новой формы расчета.
  • Письмо Минфина РФ от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52 «О налоге на добавленную стоимость»
    Опубликовано в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 мая 2004 г. № 19.
    • Согласно разъяснениям Минфина, бесплатная передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. То есть со стоимости товаров, которые бесплатно распространяются в рекламных целях, организации обязаны исчислить НДС и уплатить его в бюджет. Налоговая база при этом должна определяться исходя из рыночной стоимости таких товаров.
Банковская деятельность

В мае представительная группа депутатов, в которую входят руководители фракции «Единая Россия», внесла в Государственную Думу новый вариант законопроекта «О кредитных историях». Законопроект предполагает создание двухуровневой системы бюро кредитных историй:
- бюро кредитных историй, осуществляющих деятельность на коммерческой основе, а также
- центрального бюро кредитных историй при Центральном банке, которое будет содержать кредитные истории юридических лиц - заемщиков кредитных организаций.

По мнению авторов, принятие законопроекта будет стимулировать развитие потребительского, ипотечного жилищного кредитования, а также кредитования малого бизнеса.

Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан Минэкономразвития с участием рабочей группы, состоящей из представителей Минфина, МАП, ЦБР, Государственной Думы, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков «Россия» и др. Ранее внесенные законопроекты о кредитных бюро отозваны авторами и сняты с дальнейшего рассмотрения.

Одновременно с принятием данного закона предлагается также принять законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях», целью которого является внесение поправок в ГК и КоАП. Гражданский кодекс предлагается дополнить нормой, по которой сведения, составляющие банковскую тайну, могут предоставляться бюро кредитных историй. В свою очередь КоАП предлагается дополнить положениями, устанавливающими ответственность за нарушения, связанные с созданием и функционированием бюро кредитных историй.

Принятые нормативные правовые акты
  • Положение ЦБР от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2004 г. Регистрационный № 5769.
    Вступает в силу с 1 июля 2004 г.
    • Установлен новый порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России.
    • Изменен порядок расчета обязательных резервов:
      - из состава резервируемых обязательств исключены долгосрочные привлеченные средства;
      - включены обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами, а также обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций – резидентов;
      - величина обязательных резервов уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере 25% величины обязательных резервов по обязательствам в валюте РФ.
    • Ранее действовавшее Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
  • Проект федерального закона «О кредитных историях»
    Внесен депутатами ГД РФ: Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Володиным В.В., Дмитриевой О.Г., Зубовым В.М, Крашенниковым П.В., Плескачевким В.С., Резником В.М. и др.
    • Кредитные истории формируются по операциям физических и юридических лиц и предоставляются займодавцами (кредиторами) в бюро кредитных историй на основании договора. Кредитные организации обязаны заключить договор с Центральным бюро кредитных историй.
    • Бюро кредитных историй – юридическое лицо, осуществляющее формирование, обработку и хранение кредитных историй, выдачу на платной основе кредитных отчетов.
    • Кредитная история предоставляется в бюро кредитных историй только при наличии письменного согласия заемщика.
    • Бюро кредитных историй обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, а также ежегодно проходить обязательную аудиторскую проверку.
    • Центральное бюро кредитных историй является учреждением Банка России и
      - создает и ведет центральный каталог кредитных историй;
      - содержит информацию по юридическим лицам – заемщикам кредитных организаций.
Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты
  • Инструкция ЦБР от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»
    Зарегистрирована в Минюсте РФ 29 апреля 2004 г. Регистрационный № 5779.
    Вступит в силу с 18 июня 2004 г.
    • Определен порядок открытия и ведения транзитного валютного счета для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, а также Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.
    • Транзитный валютный счет предназначен для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидента, а также для ее обязательной продажи.
    • Уполномоченный банк зачисляет на данный счет все поступления иностранной валюты в пользу резидента и обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты, направить резиденту уведомление о поступлении средств на его счет.
    • В течение 7 дней резидент обязан дать уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, при этом норматив обязательной продажи сохранился на прежнем уровне - 25%.
    • В приложении содержится перечень иностранных валют, в отношении которых осуществляются обязательные продажи.
    • Ранее действовавшие положения о порядке обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ признаются утратившими силу.
Гражданское законодательство 8 июня состоялись парламентские слушания, посвященные обсуждению проекта федерального закона «О саморегулируемых организациях». С докладами и сообщениями выступали депутаты Госдумы, представители министерств и ведомств, а также представители саморегулируемых и других некоммерческих организаций. Мнения докладчиков о необходимости принятия данного законопроекта разделились. Против его принятия, в частности, выступили Хандруев А.А. (Ассоциация региональных банков «Россия»), Фонарева Н.Е. (ТПП). По их мнению, действующее законодательство уже позволяет осуществлять саморегулирование, причем в той мере, в какой посчитают необходимым сами участники ассоциаций и союзов. Принятие законопроекта привет к созданию дополнительного уровня регулирования, а также к конфликту интересов и выдавливанию с рынка конкурентов.

Комитет по собственности планировал в ближайшее время сформировать рабочую группу с целью подготовки новой редакции законопроекта для принятия во втором чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении намечено на 30 июня.

На заседании Правительства 13 мая рассматривался вопрос «О жилищном строительстве в Российской Федерации и мерах по развитию рынка жилья». С докладом выступил министр промышленности и энергетики В.Б. Христенко. Было представлено большое количество законопроектов, направленных на реформирование жилищного рынка. Для микрофинансовых организаций наибольший интерес могут представлять законопроекты, которые упрощают порядок выдачи займов по договорам ипотеки, а также порядок взыскания залога по договорам займа:
  • «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому:
    - отменяется требование об обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
    - ограничены случаи, при которых необходимо получить согласие органов опеки и попечительства для отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения;
    - переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
  • «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», который предусматривает:
    - возможность изменения сроков и процентных ставок по ипотечным кредитам, удостоверенным закладной;
    - отмену обязательности нотариального удостоверения договоров ипотеки;
    - возможность обращения взыскания и прекращения права пользования жилым помещением, находящимся в ипотеке в обеспечение ипотечного кредита. Указанный пакет законопроектов внесен в Думу и будет в ближайшее время рассмотрен.

    Депутаты, в свою очередь, внесли законопроект «О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан», который направлен на установление новой организационно-правовой формы организаций - жилищно-накопительных кооперативов. Данная организация будет наделена правом привлекать денежные средства граждан для их дальнейшего направления на приобретение жилья.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
    • Проект федерального закона «О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан»
      Внесен депутатами ГД Грызловым Б.В., Боосом Г.В., Волковым Ю.Н., Володиным В.В., Драгановым В.Г., Зубовым В.М., Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Макаровым А.М., Плескачевским В.С., Резником В.М. и др.
      • Жилищно-накопительный кооператив - некоммерческая организация, созданная в форме специализированного потребительского кооператива в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в приобретении или строительстве жилых помещений. Согласно законопроекту осуществление деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан организациями иных организационно-правовых форм не допускается.
      • Жилищно-накопительные кооперативы принимают на себя обязательства по приобретению (строительству) для своих членов жилых помещений с выбранными ими характеристиками и в согласованном месте.
      • Установлены требования к деятельности жилищно-накопительных кооперативов:
        - целевое использование привлеченных средств для организации строительства жилых помещений, приобретения жилья на первичном и вторичном рынках для членов жилищно-накопительных кооперативов;
        - ограничение способов размещения временно свободных средств;
        - сбалансированность активов и пассивов, исключающая трансформацию жилищно-накопительной деятельности в «финансовую пирамиду».
      • Жилищно-накопительные кооперативы обязаны быть членами саморегулируемой организации.

          Приложение



          РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В МАЕ 2004 года.

          Наименование законопроекта Концепция Стадия рассмотрения на 01.05.03. Изменения за май Примечания
          Налоговое законодательство
          1. «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации». О снижении ставки НДС с 20 до 18 процентов. Принят в первом чтении. Изменений нет. Норма о снижении ставки НДС принята в качестве поправки в рамках другого закона.
          2. «О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ» (Внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.). О снижении с 1 января 2005г. максимального размера налоговой ставки ЕСН. Принят в первом чтении. Правительство внесло поправки, предусматривающие изменение ставок ЕСН.
          3. «О признании утратившим силу пп.1 п.1 статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и внесении изменений в статью 15 ч.1 Налогового Кодекса РФ» (Внесен депутатами ГД). Предлагается отменить налог на рекламу. Внесен в качестве законодательной инициативы. Изменений нет.
          4. «О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Уточняются критерии отнесения денежных средств к грантам, не облагаемым налогом на прибыль. Находится на стадии доработки в Правительстве. Внесен в качестве законодательной инициативы.
          Банковская деятельность
          5. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (Внесен депутатами ГД РФ). В новой редакции излагается закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Принят в первом чтении. Изменений нет.
          6. «О федеральном бюро кредитных историй». (Внесен депутатами ГД РФ). Предусмотрено создание Федерального бюро кредитных историй – специализированного учреждения при Банке России. Внесен в качестве законодательной инициативы. Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.
          7. «О внесении дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и федеральный закон «О Центральном банке России» (Внесен депутатом В. Тарачевым). Предусмотрено создание кредитных бюро на базе Банка России. Внесен в качестве законодательной инициативы. Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.
          8. «О бюро кредитных историй» (Внесен депутатом И. Грачевым). Кредитными бюро – коммерческие организации, для которых данный вид деятельности является основным. Внесен в качестве законодательной инициативы. Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.
          Гражданское законодательство
          9. «О кредитной кооперации» (Внесен Правительством РФ). Создает правовую базу для деятельности кредитных кооперативов. Принят в первом чтении. Изменений нет. Рассмотрение перенесено на осеннюю сессию.
          10. «О коммерческой тайне» (Внесен Правительством РФ). О регулировании отношений, связанных с охраной коммерческой тайны. Отклонен советом Федерации. Создана Согласительная комиссия. Изменений нет.
          11. «О саморегулируемых организациях» (Внесен депутатами ГД). Предлагается введение новой разновидности некоммерческой организации. Принят в первом чтении. Изменений нет. Рассмотрение перенесено на июнь.
          12. «Об ипотеке» (Внесен депутатами ГД). Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости. Принят в первом чтении. Снят с дальнейшего рассмотрения в связи с отзывом авторами.
          13. «О взаимном страховании» (Внесен Правительством РФ). Определен статус, принципы, ограничения и особенности деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования, а также права и обязанности их участников. Принят в первом чтении. Изменений нет.
          14. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Внесен депутатом Н.А. Овчинниковым). Увеличение штрафов за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы. Принят ГД в первом чтении. Изменений нет.

    • Назад