русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июль 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр


Изменения законодательства, требующие немедленных действий

К операциям, подлежащим обязательному контролю в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отнесено предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также получение такого займа на сумму не менее 600 тыс. рублей. Организациям, у которых с 1 сентября с.г. появятся новые обязанности, необходимо изучить законодательство, связанное с этим специфическим видом контроля, принять ряд локальных актов, например, правила внутреннего контроля, согласовать правила с надзорным органом. (См. раздел «Финансовый и налоговый контроль».)

Налогообложение

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. «О бюджетной политике в 2005 году» заявлено, что в 2004 году надлежит принять главы Налогового кодекса, касающиеся налога на наследование и дарение, местного налога на недвижимость, земельного и водного налога. Эти налоги должны способствовать цивилизованному обороту земли и другого имущества, стать стабильным источником доходов региональных и местных бюджетов. Широко обсуждаемые вопросы о введении НДС-счетов и возврата к уплате ЕСН организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, пока остаются на стадии дискуссий.

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»
    Опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2004 г., № 159.
    • Понижены размеры базовых налоговых ставок единого социального налога для различных категорий налогоплательщиков, и изменяется шкала регрессии. В частности, для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок: при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 тыс. руб. в год - 26% (из них в ФБ – 20%, ФСС – 3,2%, ФОМС – 2,8%), при налоговой базе от 280001 до 600 тыс. руб. в год - 72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 тыс. руб.; при налоговой базе свыше 600 тыс. руб. в год - 104800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
    • Изменена регрессивная шкала и для взносов по обязательному пенсионному страхованию: при базе на каждое физическое лицо до 280 тыс. руб. в год - 14%, при базе от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 39200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 тыс. руб.; свыше 600000 руб. в год - 56800 руб.
    • Ограничения на применение регрессивной шкалы в виде расчетной средней зарплаты отменены как для ЕСН, так и для взносов по обязательному пенсионному страхованию.
    • Деление страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии установлено для лиц 1967 года рождения и моложе.
    • Льгота в виде освобождения от ЕСН сумм выплат, не превышающих в год 100 тыс. руб., теперь применяется в отношении не только работников инвалидов, но в отношении любого физического лица, являющегося инвалидом I, II или III группы, т.е. эта льгота может применяться и к выплатам по гражданско-правовым договорам.
    • Уточнены категории иностранных граждан и лиц без гражданства, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, - это лица, постоянно или временно проживающие на территории РФ. Таким образом, не подлежат обязательному пенсионному страхованию только временно пребывающие в РФ иностранные граждане, т.е. не имеющие вида на жительство (вид на жительство оформляется в виде отдельного документа) или разрешения на временное проживание (разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина).
    • Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.
Рассматриваемые проекты законов
  • Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»
    Внесен Правительством РФ.
    • Предусматривается глава 32 «Земельный налог» НК РФ, которая заменит Закон РФ от 11.10.91 г. «О плате за землю».
    • Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и будет вводиться в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
    • Принят Государственной Думой РФ в первом чтении.
Бухгалтерский учет и отчетность

Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Развитие бухгалтерского учета и отчетности сводится, главным образом, к активизации использования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Предусмотренные Концепцией основные направления развития относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем предусмотрено, что их реализация в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности. Заявлено, что основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). О инструментах реформирования для некоммерческого неправительственного сектора Концепция умалчивает. На 2004-2007 гг. намечен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, т.е. субъектов, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц; другие организации. Планируется сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета, активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты
  • Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    Опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2004 г., № 162.
    • К операциям, подлежащим обязательному контролю, отнесено предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также получение такого займа на сумму не менее 600 тыс. руб.
    • Уточнен перечень сведений, которые обязана установить организация для идентификации лица (физического и юридического), находящего на обслуживании, и сведений, которые представляются в уполномоченный орган.
    • Кредитным организациям запрещается открывать счета без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), или его представителя, устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими физического присутствия на территории государств, в которых они зарегистрированы.
      Перечисляются случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада).
    • Федеральные органы исполнительной власти предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, паспортах умерших физических лиц, утерянных бланках паспортов.
    • Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева»
    Опубликовано в «Российской газете» от 27 июля 2004 г. № 158.
    • Конституционный Суд РФ признал положения части второй ст. 89 НК РФ, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом, не противоречащими Конституции РФ. Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, в этих случаях не применяется. Постановление вступило в силу немедленно после провозглашения.
  • Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 377 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации»
    Текст постановления размещен на сайте Правительства РФ в Internet (http://www.government.ru)
    • Постановление принято в связи с образованием единой комиссии и упразднением двух ранее существовавших комиссий - Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи и Комиссии по вопросам международной технической помощи. Утвержденное Положение во многом повторяет полномочия и порядок работы упраздненных комиссий.
    • Касается только полномочий и порядка работы и не затрагивает непосредственно вопросы оформления технической и гуманитарной помощи, т.е. пока продолжают действовать постановления Правительства РФ от 4.12.99 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» и от 17.09.99 г. № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием».
    • В основные задачи Комиссии включено обеспечение гласности при осуществлении деятельности, связанной с международной гуманитарной и технической помощью.
    • Объединенная Комиссия наделена правом: определять в установленном порядке перечень документов, необходимых для принятия решений о подтверждении принадлежности к гуманитарной или технической помощи средств, товаров, работ и услуг. Упраздненная комиссия по технической помощи таким правом не обладала: в нее представлялись документы по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ.
    • Комиссия наделена правом запрашивать необходимые для своей деятельности материалы, статистическую и иную информацию не только у органов государственной власти и органов местного самоуправления, как это было и прежде, но и у юридических и физических лиц.
    • Сохранено право Комиссии осуществлять контроль за правильностью использования гуманитарной и технической помощи получателями, однако теперь это можно делать, привлекая соответствующие компетентные органы.
    • Если раньше заседания комиссии проводились не реже одного раза в месяц, то теперь Комиссия самостоятельно утверждает план работы.
    • Раньше заседания считались правомочными, если на них присутствовало не менее двух третей членов Комиссии. Теперь для принятия решений достаточно присутствия не менее половины членов Комиссии.
    • Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии в части международной технической помощи по-прежнему осуществляет Министерство экономического развития и торговли РФ, а в части гуманитарной помощи - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты
  • Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»
    Опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2004 г., № 162.
    • Закон «О реструктуризации кредитных организаций» признается утратившим силу и ликвидируется Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), так как ввиду положительной динамики развития экономики и банковского сектора отпала необходимость применения механизмов реструктуризации кредитных организаций с использованием бюджетных средств.
    • Денежные средства, оставшиеся после завершения расчетов АРКО с кредиторами, передается государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество указанной корпорации.
  • Телеграмма ЦБР от 2 июля 2004 г. № 75-Т
    • Устанавливаются рублевые эквиваленты уставного капитала для создаваемых банков независимо от доли участия в них иностранного капитала (не менее 176 457 500 руб.), для создаваемых небанковских кредитных организаций (не менее 17 645 750 руб.), собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций (не менее 176 457 500 руб.) и для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка (не менее 176 457 500 руб.) на третий квартал 2004 г.
  • Указание ЦБР от 7 июля 2004 г. N 1473-У
    • С 8 июля 2004 г. норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ, а также норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте снижен с 7% до 3,5%.
Рассматриваемые проекты законов
  • Проект федерального закона «О кредитных историях»
    Внесен депутатами Госдумы РФ
    • Определяет понятие, состав и порядок использования кредитной истории, устанавливает особенности создания, деятельности и ликвидации бюро кредитных историй.
    • Принят Государственной Думой РФ во втором чтении 10 июля 2004 г.
Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

В законопроекте, получившем широкую известность как «законопроект о монетизации льгот», предусмотрена отмена Закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». На 31 июля с.г. «законопроект о монетизации льгот» (официальное название «Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») принят Государственной Думой в первом чтении.

Организации, защищающие интересы малого бизнеса, проводят мероприятия, консультации и переговоры с целью не допустить отмены закона.

По данным Информационного агентства «Regnum», губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову и председателю Государственной Думы Борису Грызлову с ходатайством не отменять закон. По словам Тулеева, на положениях этого закона основывается вся система государственной поддержки малого предпринимательства, деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления, сотен фондов, агентств, бизнес-инкубаторов и иных институтов. По сведениям Информационного Агентства «Альянс Медиа», заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина сообщила, что закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» будет частично сохранен, но в сокращенном виде.

Существуют планы подготовить проект федерального закона «О малом предпринимательстве» и внести его на рассмотрение Государственной Думы в осеннюю сессию 2004 года.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты
  • Федеральный закон от 30 июня 2004 г. N 61-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Закона Российской Федерации "Об образовании"
    Опубликован в «Российской газете» от 3 июля 2004 г. № 141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. № 27 ст. 2714.
    • Из компетенции государственных образовательных учреждений исключается возможность получения и использования банковского кредита, что соответствует ст. 118 Бюджетного кодекса РФ. У негосударственных образовательных учреждений такая возможность по-прежнему остается.
Рассматриваемые проекты законов
  • Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»
    Внесен депутатами Госдумы РФ.
    • В случаях, когда жилое помещение является предметом ипотеки, на него может быть обращено взыскание по исполнительным документам, даже если для гражданина-должника и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.
    • Принят Государственной Думой РФ во втором чтении 10 июля 2004 г.
  • Проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
    Внесен депутатами Госдумы РФ.
    • Отменяется обязательное нотариальное удостоверение договора об ипотеке.
    • При переходе права собственности на жилое помещение члены семьи прежнего собственника лишаются права пользования жилым помещением.
    • Принят Государственной Думой РФ во втором чтении 10 июля 2004 г.
  • Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
    Внесен депутатами Госдумы РФ.
    • Вводится обязательная государственная регистрация договора об ипотеке.
    • Если в кредитный или иной договор включено соглашение об ипотеке, то форма и государственная регистрация такого договора должны соответствовать требованиям, установленным для договора об ипотеке.
    • Принят Государственной Думой РФ во втором чтении 10 июля 2004 г.
  • Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 859 Гражданского кодекса Российской Федерации»
    Внесен депутатом Госдумы М.Л.Шаккумом.
    • Предлагается предоставить банкам право в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета, отказавшись от его исполнения при отсутствии денежных средств на счете, а также операций по этому счету в течение двух лет. По действующим нормам вопрос о закрытии "неработающих" счетов можно решить только в судебном порядке: банки несут непроизводительные затраты на обслуживание и закрытие таких счетов.
    • Принят Государственной Думой РФ в первом чтении.
Отклоненные или снятые с рассмотрения законопроекты
  • Проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
    Внесен депутатом ГД В.А.Аверченко.
    • Предлагалось выделить новую организационно-правовую форму некоммерческих организаций – войсковое казачье общество.
    • Отклонен Государственной Думой РФ.
Защита прав организаций
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан»
    Опубликовано в «Российской газете» от 27 июля 2004 г. № 158, в газете «Экономика и жизнь», июль 2004 г. № 30.
    • Конституционный Суд РФ признал неконституционной часть 5 статьи 59 АПК РФ, согласно которой представителями организаций в арбитражном суде могут выступать по должности руководители организаций или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты. Государство не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате. Юридические фирмы и частнопрактикующие юристы не могут быть лишены возможности выполнять взятые на себя по договору обязательства по представительству интересов клиента в арбитражном суде в случаях, когда клиентом является не гражданин, а организация.
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
    Текст постановления размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)
    • Разъясняются отдельные вопросы, возникающие в судебной практике в связи с рассмотрением дел об административных правонарушениях.
    • Поскольку сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях являются сокращенными, и не всегда возможно известить участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за пятнадцать дней до его начала, судам рекомендуется извещать или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте, либо с использованием иных средств связи.
    • Суд, установив при рассмотрении дела малозначительность правонарушения, вправе принять решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 2004 г. № 78
    • Письмом доводится Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер. Обеспечительными мерами называются срочные временные меры, которые направлены на обеспечение иска или имущественных интересов лиц, участвующих в судебном деле, и иных лиц. Решение о принятии обеспечительных мер принимает арбитражный суд по заявлению заинтересованного лица. Обеспечительными мерами могут быть наложение ареста на имущество ответчика, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, передача спорного имущества на хранение истцу и др. Обеспечительные меры называются предварительными, если заявление об их принятии подается до предъявления иска в арбитражный суд.
    • В Обзоре разъясняется, что именно может служить основанием для применения обеспечительных мер. В частности, заявление о применении предварительных обеспечительных мер может быть удовлетворено даже в том случае, если исполнение обязательств по договору обеспечено залогом. Например, банк выдал заемщику кредит, обеспеченный залогом, с обязательством ежемесячной уплаты процентов за пользование кредитом; заемщик погасил задолженность частично; банком были начислены проценты, которые также не были уплачены. Банк предъявил ответчику требование о досрочном возврате суммы кредита, которое заемщиком не удовлетворено; обязательства по уплате процентов за пользование кредитом не выполнялись более шести месяцев. Во исполнение договора о залоге движимого имущества банк произвел проверку фактического наличия, количества, состояния и условий хранения предметов залога. Установлено, что заемщик без согласия залогодержателя реализовал значительную часть заложенного имущества, не заменив его равноценным товаром на равную сумму. Банк начал готовить исковое заявление в арбитражный суд и одновременно обратился в суд с заявлением о применении предварительных обеспечительных мер. Заявление было удовлетворено.
    • Также с использованием примеров разъясняется, в какой арбитражный суд следует подавать заявление, как следует трактовать соразмерность обеспечительных мер имущественным требованиям, в каких случаях отменяются предварительные обеспечительные меры.
    • Указывается, что право на обжалование определения о применении предварительных обеспечительных мер принадлежит любому лицу, права и интересы которого затрагиваются указанным судебным актом, а не только лицам, участвующим в деле.
    • Разъясняется, в каких случаях арбитражные суды вправе по заявлению организации принять меры по обеспечению доказательств до предъявления иска. Из приведенных примеров становится очевидно, насколько важны меры по обеспечению доказательств, если нарушение прав связано с использованием современной техники и доказательства можно в любой момент уничтожить (удалить незаконно используемые товарные знаки со своего сайта, стереть в компьютере незаконно используемые программы и т.д.).


Назад