русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за сентябрь 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 мая 2004 г. № 04-04-06/131
    Текст письма официально опубликован не был.
    • Если заемщик не выполняет условий договора, по своевременному возврату заемных (кредитных) средств и кредитная организация списывает задолженность по кредиту, то у заемщика возникает доход, который подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. Доход в виде списанной задолженности по кредиту (займу) не является материальной выгодой, следовательно, ставка 35 процентов в этой ситуации не применяется.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

  • Положение ЦБР от 19 августа 2004 г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 сентября 2004 г. Регистрационный № 6005.
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 10 сентября 2004 г. № 54.

    • В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливается обязанность кредитных организаций идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей (лиц, к выгоде которых действуют клиенты) при совершении банковских операций и иных сделок. В кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации клиентов и выгодоприобретателей.
    • К сведениям, получаемым кредитной организацией в целях идентификации юридических лиц, относятся, в частности, сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления), а также сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
    • Кредитная организация среди прочего должна оценивать уровень риска осуществления легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. К операциям повышенного уровня риска, в частности, отнесены:
      • осуществление юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, операций по снятию денежных средств в наличной форме с банковского счета (за исключением снятия средств на оплату труда и компенсаций, обязательных социальных выплат, на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов);
      • операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления которого, иные органы или лица, которые имеют право действовать от имени такого юридического лица без доверенности, отсутствуют по местонахождению этого юридического лица;
      • осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на банковские счета физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций, обязательных социальных выплат) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на банковские счета других лиц.
    • Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

  • Указание ЦБР от 17 августа 2004 г. № 1490-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 20 декабря 2002 года № 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 03 сентября 2004 г. Регистрационный № 6004.
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 10 сентября 2004 г. № 54

    • Справочник видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган, дополняется следующими операциями: предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа и сделки с недвижимым имуществом.
    • Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Деятельность кредитных организаций

Группа депутатов внесла в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации» (проект № 46571-4).Законопроект принят к рассмотрению 30 июля 2004 г.
Отдельные статьи законопроекта касаются деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов. К инструментам государственного регулирования, которые применяются для достижения целей агропродовольственной политики, отнесено, в частности, стимулирование развития системы кредитования, в том числе на основе залога земельных участков.
Для регулирования сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в 2005 - 2007 годах запланирована Программа мер финансовой поддержки развития агропромышленного комплекса. Программой предусматривается поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. По замыслу законопроекта из средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии для возмещения затрат на уплату процентов по договорам кредита, заключенным с российским кредитными организациями, и договорам займа, заключенным с сельскохозяйственными кредитными кооперативами. Размер субсидии по договору кредита (займа) не может превышать две трети ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей на дату заключения договора. Условием получения сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии является использование средств, полученных по договору кредита (займа), на определенные цели. Общая сумма предоставленных субсидий для возмещения затрат на уплату процентов по договорам кредита (займа) на одного сельскохозяйственного товаропроизводителя не может превышать один миллион рублей в год.
Предполагается, что кредитные кооперативы получат бюджетную поддержку в размере не более их уставного капитала (здесь разработчики законопроекта допустили ошибку: у кредитного кооператива не может быть уставного капитала). Общая сумма поддержки из федерального бюджета рассчитывается с ориентацией на прирост числа кредитных кооперативов в 2006 году на 40 процентов и в 2007 году – на 30 процентов. Порядок и условия поддержки кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей определит Правительство РФ.

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание оперативного характера ЦБР от 10 сентября 2004 г. № 106-Т «О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 17 сентября 2004 г. № 56.
    • В качестве связанных заемщиков при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков рекомендуется рассматривать заемщиков банка - юридических и физических лиц, связанных между собой экономически таким образом, что ухудшение финансового положения одного из них обусловливает или делает вероятным ухудшение финансового положения другого заемщика, которое может явиться причиной неисполнения им обязательств перед банком по его кредитным требованиям, например, если один из заемщиков банка является поручителем (гарантом) по обязательствам другого заемщика перед банком либо если заемщик банка является должником другого заемщика банка.
    • Если заемщики являются юридическими лицами, вывод об отнесении их к связанным заемщикам рекомендуется делать на основании сопоставления суммы обязательств по выданному одним заемщиком поручительству (гарантии) в обеспечение обязательств другого заемщика перед банком и (или) суммы обязательств одного заемщика банка перед другим заемщиком с величиной чистых активов поручителя (гаранта), заемщика, имеющего обязательства перед другим заемщиком. В случае если совокупная сумма указанных обязательств заемщика составляет 10 процентов от его чистых активов и более, может быть сделан вывод об отнесении их к связанным заемщикам.

  • Указание ЦБР от 13 августа 2004 г. № 1489-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2004 г. Регистрационный № 5997.
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 8 сентября 2004 г. № 53.

    • Изменяется порядок расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка, нормативов мгновенной и текущей ликвидности банка.
    • Указание вступает в силу с 1 октября 2004 г.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Предполагается, что в течение осенней сессии правительство РФ внесет в Государственную Думу проект нового федерального закона о малом предпринимательстве.
По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Елены Паниной, уже создана рабочая группа по подготовке законопроекта.
Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП) совместно с объединением предпринимателей «ОПОРА» представлена концепция законопроекта.
Необходимость решения проблем кредитования малого бизнеса отмечается всеми, кто причастен к разработке нового закона.
По мнению Паниной, для создания благоприятных условий развития малого бизнеса требуется не только принятие нового закона, но и внесение изменений в целый ряд действующих законов. Возможно, будут предложены поправки в законодательство о кредитных кооперативах.
На совещании в Минэкономразвития обсуждался вопрос о создании в 2005 году фонда государственных гарантий для развития кредитования малого бизнеса. Создание фонда позволит активизировать предоставление займов за счет распределения рисков невозврата между государством и кредитными организациями.

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо МНС РФ от 24 августа 2004 г. № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности»
    Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии» от 1 сентября 2004 г. № 17, в газете «Экономика и жизнь» (приложение ЭЖ Досье), сентябрь 2004 г. № 38, в газете «Налоги», сентябрь 2004 г. № 35.
    • Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные юридические услуги, Минфином России не утверждались в качестве бланков строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов).

Гражданское законодательство

Рассматриваемые проекты законов
  • Проект федерального закона «О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан» (проект № 51667-4). Законопроект принят к рассмотрению 30 июля 2004 г.
    Внесен 11 мая 2004 года группой депутатов Государственной Думы РФ.
    • Законопроект касается деятельности жилищно-накопительных кооперативов. Жилищно-накопительным кооперативом (ЖНК) признается некоммерческая организация, созданная в форме специализированного потребительского кооператива. ЖНК – это добровольное объединение физических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в приобретении или строительстве жилых помещений, а также их содержания и управления ими до момента перехода этого недвижимого имущества в собственность членов кооператива. Важнейшая особенность ЖНК состоит в том, что жилые помещения, приобретенные ЖНК за счет паевых взносов и иных привлеченных средств, является собственностью ЖНК и предоставляются членам ЖНК в пользование. Член кооператива приобретает право собственности на жилое помещение только после полного внесения своего паевого взноса.
    • Положения законопроекта не распространяются на отношения, связанные с предоставлением гражданам кредитов или займов на приобретение или строительство жилья, а также на отношения по приобретению гражданами жилых помещений и индивидуальных жилых домов по договорам купли-продажи и получению жилых помещений и индивидуальных жилых домов в результате выполнения работ по договору бытового (строительного) подряда с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку).
    • Законопроект принят Государственной Думой РФ в первом чтении.

Защита прав организаций

  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»
    Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь» (приложение ЭЖ Досье), сентябрь 2004 г. № 37.
    • Даются рекомендации арбитражным судам по отдельным вопросам рассмотрения дел о ликвидации юридических лиц.
    • Дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций, общественных фондов и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
    • При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.


Назад