русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за октябрь 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства»
    Опубликовано в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 5 октября 2004 г. №19, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 12 октября 2004 г. № 38
    • В конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета.
    • Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченные в области финансов, – по вопросам применения регионального законодательства; органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, – по вопросам применения местных нормативных правовых актов о налогах и сборах. Таким образом, по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями, соответственно, в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.
    • Одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
    • В вопросах уплаты налогов налогоплательщик должен руководствоваться, прежде всего, налоговым законодательством, а также вправе учитывать позиции МНС России и Минфина России, выраженные в соответствии с их компетенцией. Под разъяснениями компетентного должностного лица следует понимать письменные разъяснения, данные руководителем налогового органа либо его заместителем. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Правоприменительная практика

К настоящему времени сформировалась определенная правоприменительная практика по вопросу применения некоммерческими организациями упрощенной системы налогообложения.
Статья 346.12 Налогового кодекса РФ устанавливает перечень организаций, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ содержит следующее ограничение: организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Позиция Минфина России вопросу применения указанного ограничения к некоммерческим организациям изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/4/27 (опубликовано в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 24 августа 2004 г. № 31).
Позиция состоит в следующем. Налоговое законодательство не определяет понятие «участие в организации», и в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в отрасли гражданского права. Гражданский кодекс РФ содержит понятия следующих видов участия: участие в уставном капитале организации (п. 1 ст. 105 ГК РФ); участие в деятельности организации (п. 2 ст. 52 ГК РФ); участие в создании организации (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Таким образом, по мнению Департамента, формирование уставного капитала следует рассматривать лишь как один из квалифицирующих признаков «непосредственного участия», следовательно, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не позволяет перейти на применение упрощенной системы налогообложения некоммерческим организациям, созданным юридическими лицами.
Территориальные налоговые органы придерживаются, как правило, разделяют эту точку зрения. Аналогичной позиции придерживаются некоторые суды, принимая решение о невозможности применения УСН некоммерческими организациями, которые созданы юридическими лицами или с участием юридических лиц (например, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2004г. № А54-735/04-С21 по иску учреждения или Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 октября 2003 г. № А17-957/5 по иску региональной организации профсоюзов).
Однако большинство судебных решений по этому вопросу принято в пользу НКО. Суды, принимая решения, как правило, руководствуются пониманием «долевого участия» как наличия доли собственности в имуществе учреждаемой организации либо обращаются к трактовке налогового понятия «взаимозависимые лица».
Так, Фонд поддержки малого предпринимательства «К» обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа ИМНС по Центральному району города Хабаровска в применении упрощенной системы налогообложения и выиграл дело. Суды нескольких инстанций пришли к выводу о правомерности применения фондом УСН, поскольку фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями. При этом учредители не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество фонда (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2004 г. № Ф03-А73/04-2/1686).
В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2004 г. № А52/677/2004/2 подтверждается правильность вывода о том, что организация, имущество которой в силу прямого указания закона неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), не является тем субъектом налоговых правоотношений, на которые распространяется действие подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку в данном случае не могут быть применены такие понятия, как «доля» и «непосредственное участие».
В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2004 г. № А26-2578/04-212 указывается, что запрет, предусмотренный подп.14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, связан с исключением из круга налогоплательщиков, имеющих право использовать УСН, лиц, отличающихся определенной степенью и характером взаимозависимости. Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ участие одной организации в другой подразумевает взаимозависимость юридических лиц. Для целей налогообложения отношения взаимозависимости означают возможность оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности налогоплательщиков. Если правовой статус НКО не позволяет говорить о каком-либо влиянии учредителей на условия или экономические результаты ее деятельности в связи с отсутствием у них имущественных прав (как вещных, так и обязательственных) в отношении юридического лица, то при таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа нет законных оснований для отказа НКО в применении УСН.

Аналогичные решения:
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2004 г. № А74-1390/03-К2-Ф02-4860/03-С1 по иску автономной некоммерческой организации;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2003 г. № КА-А40/8917-03 по иску фонда;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2004 г. № А42-5521/03-28 по иску партии;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2004 г. № А44-3342/03-С9 по иску автономной некоммерческой организации;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2004 г. № Ф08-1831/2004-715А по иску торгово-промышленной палаты;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2004 г. № Ф09-2941/04АК по иску негосударственного образовательного учреждения;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2004 г. № Ф09-2857/04АК по иску негосударственного образовательного учреждения;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2004 г. № Ф09-2612/04АК по иску внешкольного учреждения дополнительного образования;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2003 г. N А54-1865/03-С2 по иску торгово-промышленной палаты.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание ЦБР от 13 октября 2004 г. № 1506-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2004 г. Регистрационный № 6081. Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 3 ноября 2004 г. № 63.
    • Уточняется состав резервируемых обязательств, порядок регулирования размера обязательных резервов и расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.
    • Указание вступает в силу с 1 ноября 2004 г.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 25 октября 2004 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
    Опубликован в «Российской газете» от 28 октября 2004 г. № 238.
    • Повышаются размеры административных штрафов за правонарушения в области миграционных отношений.
    • Максимальный размер штрафа, налагаемого на должностное лицо организации, принимающей в России иностранного гражданина, если должностным лицом нарушен установленный порядок его регистрации, оформления документов на право его пребывания, проживания, передвижения, увеличен с 10 до 50 МРОТ (ст. 18.9 КоАП РФ);
    • Максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину, находящемуся в России с нарушением установленного порядка, увеличен со 100 до 500 МРОТ (ст. 18.9 КоАП РФ);
    • Максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, которое, будучи работодателем, нарушило правила привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников, увеличен с 20 до 2000 МРОТ. Одновременно на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 25 до 100 МРОТ. Кроме того, аналогичное наказание предусмотрено для организаций, которые являются заказчиком работ (услуг), т.е. заключают с иностранными гражданами гражданско-правовые договоры (ст. 18.10 КоАП РФ).
    • Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Рассматриваемые проекты законов

  • Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
    Внесен Правительством РФ.
    • Предусмотрено упразднение 49 лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, подлежащие исключению из перечня лицензируемых, определены исходя из критериев избыточности лицензирования, поскольку они наравне с лицензированием регулируются иными методами (государственный контроль и надзор, системы государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательного страхования ответственности, иные методы государственной разрешительной политики).
    • Предусматривается сокращение максимального срока предоставления лицензии с 60 до 45 дней в целях снижения временных затрат предпринимателей на прохождение процедуры лицензирования.
    • По отдельным лицензируемым видам деятельности может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности или наличия у соискателя международного сертификата, подтверждающего соответствие деятельности соискателя международным стандартам.
    • Вводится норма о размещении открытой информации в области лицензирования в Интернете.
    • Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

  • Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации»
    Внесен Правительством РФ.
    • Проект предполагает введение нового вида административного наказания - административное приостановление деятельности.
    • Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их структурных подразделений, а также в прекращении эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ. Деятельность может быть приостановлена на срок от трех до девяноста суток.
    • Предполагается, что это наказание будет применяться за совершение правонарушений, подвергающих опасности жизнь или здоровье людей, создающих угрозу наступления иных тяжких последствий.
    • Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС РФ от 27 августа 2004 г. № 09-1-03/3458@
    Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», октябрь 2004 г., № 43.
    • В связи с упразднением Правительственной комиссии, принимавшей решения о возможности использования в наименовании юридических лиц слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридических лиц, в наименовании которых присутствуют указанные слова и словосочетания.

  • Письмо МНС РФ от 4 августа 2004 г. № 09-1-03/3132@
    Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», октябрь 2004 г., № 43.
    • В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
    • При смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа в регистрирующий орган представляется Заявление по форме № Р14001. Для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц Заявление должно быть подписано прежним руководителем. В случае, если в регистрирующий орган представлено Заявление, подписанное неуполномоченным лицом – новым руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа (Заявления).

  • Приказ МНС РФ от 29 сентября 2004 г. № САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц»
    Текст приказа размещен на сайте журнала «Российский налоговый курьер» в Internet (http://www.rnk.ru).
    • В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, учреждается журнал «Вестник государственной регистрации».
    • Кроме того, журнал предназначен для выполнения юридическими лицами обязанности по публикации сообщений в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Это означает, что впредь ликвидационные комиссии должны помещать именно в этом журнале публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

Защита прав организаций

Высшим Арбитражным Судом РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Законопроект направлен на совершенствование механизма защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечение соблюдения арбитражными судами при осуществлении правосудия общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
В частности, предлагается привести положения Арбитражного процессуального кодекса РФ в соответствие с решением Конституционного Суда РФ по вопросу круга лиц, допускаемых к представительству в арбитражном процессе. Согласно действующей редакции АПК РФ (ч. 5 ст. 59) представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций или лица, состоящие в штате организаций, либо адвокаты. Законопроект предлагает определить круг лиц, допускаемых к представительству в арбитражном процессе, следующим образом: представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.


Назад