русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за ноябрь 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
    Опубликован в «Российской газете» от 5 ноября 2004 г. № 246, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2004 г. № 45 ст. 4377.
    • Раздел VIII Налогового кодекса РФ (Федеральные налоги) дополняется главой 25.3 «Государственная пошлина».
    • Организации являются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3, либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
    • Установлен размер государственной пошлины, определены порядок и сроки ее уплаты. Далее приведены наиболее интересные для МФО размеры государственной пошлины.
    • При подаче организацией искового заявления имущественного характера в суд общей юрисдикции государственная пошлина составит: при цене иска до 10 тыс. руб. - 4 процента цены иска, но не менее 200 руб.; от 10001 рубля до 50 тыс. руб. - 400 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 10 тыс. руб.; от 50001 рубля до 100 тыс. руб. - 1600 руб. плюс 2 процента суммы, превышающей 50 тыс. руб.; от 100001 рубля до 500 тыс. руб. - 2600 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 100 тыс. руб.; свыше 500 тыс. руб. - 6600 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500 тыс. руб., но не более 20 тыс. руб.
    • При подаче организацией искового заявления имущественного характера в арбитражный суд государственная пошлина составит: при цене иска до 50 тыс. руб. - 4 процента цены иска, но не менее 500 руб.; от 50001 рубля до 100 тыс. руб. - 2000 руб. плюс 3 процента суммы, превышающей 50 тыс. руб.; от 100001 рубля до 500 тыс. руб. - 3500 руб. плюс 2 процента суммы, превышающей 100 тыс. руб.; от 500001 рубля до 1 млн. руб. - 11500 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 500 тыс. руб.; свыше 1 млн. руб. - 16500 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 млн. руб., но не более 100 тыс. руб.
    • За удостоверение нотариусом договора об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата займа, предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, если данное требование установлено федеральным законом, государственная пошлина взимается в размере 200 рублей. За удостоверение нотариусом договоров уступки прав требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, - 300 рублей.
    • За удостоверение нотариусом договоров поручительства - 0,5 процента суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 тыс. руб.
    • За удостоверение нотариусом учредительных документов организаций - 500 рублей.
    • За свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) - 100 рублей; на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) - 200 рублей;
    • За государственную регистрацию юридического лица (за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий) - 2000 рублей. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица (за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке банкротства) – 400 рублей.
    • За аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, - 60 тыс. руб. за каждый филиал.
    • За государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств - 0,1 процента суммы договора, но не более 1 тыс. руб.
    • За право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц - 10 тыс. руб. Государственная пошлина уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.
    • За предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка - 0,1 процента заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 тыс. руб.
    • Признаются утратившими силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. № 2005-I «О государственной пошлине», Закон РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2023-I «О налоге на операции с ценными бумагами», Закон РФ от 2 апреля 1993 г. № 4737-I «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний».
    • Закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

  • Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
    Текст закона опубликован в «Российской газете» от 30 ноября 2004 г. № 265.
    • Часть вторая Налогового кодекса РФ дополняется разделом X «Местные налоги» и входящей в него главой 31 «Земельный налог».
    • Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге - законами этих субъектов РФ), вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. На местном уровне могут также предусматриваться налоговые льготы.
    • Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения. Право безвозмездного срочного пользования или владение участком по договору аренды не создает обязанностей плательщика земельного налога.
    • Объект налогообложения - земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
    • Налоговым периодом признается календарный год. Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
    • Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
    • Закон вступает в силу с 1 января 2005 г. за отдельными исключениями.
    • С 1 января 2005 г. утрачивают силу (полностью или частично) ряд законов, связанных с уплатой земельного налога.

Правоприменительная практика

Арбитражные суды рассмотрели в течение 2004 года ряд дел по спорам о налогообложении организаций в связи с получением ими беспроцентных займов.
Решения судов в Российской Федерации не являются нормативными актами, однако дают налогоплательщикам важные ориентиры для формирования своей позиции в вопросах налогообложения.
Из приведенных ниже судебных решений можно сделать следующие выводы:
  • суды не считают предоставление займов услугой для целей налогообложения прибыли (в отличие от налогообложения налогом на добавленную стоимость);
  • получение беспроцентного займа не образует дохода организации в виде экономии на процентах (в отличие от дохода физических лиц).

Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 2004 г. № 3009/04 (текст постановления опубликован в журнале «Документы и комментарии» от 4 октября 2004 г. № 19):
Согласно положениям ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы от капитала» НК РФ. Из вышесказанного следует, что возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами НК РФ.
Так, ст. 210, содержащаяся в главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», определяет, что материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, учитывается при определении налоговой базы по этому налогу в соответствии со ст. 212 НК РФ. Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не рассматривает материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными денежными средствами как доход, облагаемый таким налогом.
Пользование денежными средствами по договору займа без взимания займодавцем процентов ошибочно оценено судом кассационной инстанции как правоотношения по оказанию услуг. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Взаимоотношения по договору займа таких признаков не имеют. Что же касается п. 3 ст. 149 НК РФ, то в этом пункте содержится перечень операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, и то, что операции по предоставлению денежных средств в заем для этих целей глава 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» именует как финансовую услугу, не может быть применимо для целей обложения другим налогом.
Из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2004 г. № А56-40256/03:
Квалификация налоговым органом беспроцентного займа как безвозмездного получения финансовых услуг заемщиком является неправомерной.
Из п. 5 ст. 38 НК РФ следует, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, обязательный признак услуги - реализация результатов деятельности, не имеющей материального выражения. По договору займа деятельность не осуществляется. Кроме того, определение беспроцентного займа для целей обложения налогом на прибыль как финансовой услуги по аналогии с нормой, содержащейся в подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, противоречит п. 1 ст. 38 НК РФ, согласно которому каждый налог имеет свой объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй кодекса.
Из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2004 г. № А56-26376/03:
Кассационная инстанция считает, что предоставление денежных средств по договору займа для целей налогообложения прибыли услугой не является и какого-либо дохода у заемщика в этом случае не возникает.
В силу положений ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой рефинансирования на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части (ст. 809 ГК РФ).
Таким образом, гражданским законодательством уплата процентов не рассматривается по договору займа как плата за оказание услуги, то есть разграничиваются договор об оказании услуг и договор о передаче денежных средств по договору займа.
В подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 212 НК РФ дано четкое определение материальной выгоды, подлежащей обложению налогом с доходов физических лиц, и порядок ее расчета в случае получения налогоплательщиком беспроцентного займа. Глава 25 НК РФ подобных норм не содержит, что не позволяет каким-либо образом четко оценить доходы организации, получившей беспроцентный заем. По мнению кассационной коллегии, нормами названной главы предоставление займа в денежной форме и получение процентов за пользование им не рассматриваются как оказание услуги.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что при получении беспроцентного займа не происходит безвозмездного получения услуги организацией-заемщиком, данная организация не получает доходов, которые можно было бы оценить, и, следовательно, в данном случае отсутствует объект обложения налогом на прибыль.
Из постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2004 г. NА33-7236/03-С3н-Ф02-4876/03-С1:
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы от капитала» НК РФ.
Пунктом 1 ст. 38 НК РФ установлено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 250 НК РФ устанвлен порядок определения внереализационных доходов, в составе которых не предусмотрена экономия на процентах от пользования заемными (кредитными) средствами.
Судом обоснованно не приняты ссылки налоговой инспекции на положения ст. 212 НК РФ, регламентирующей признание доходом налогоплательщика - физического лица материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Данная норма неприменима к порядку исчисления налога на прибыль организаций.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание ЦБР от 28 октября 2004 г. № 1510-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 24 марта 2003 года № 1260-У «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2004 г. Регистрационный № 6127. Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 1 декабря 2004 г. № 69.
    • Процедуры, установленные Указанием Банка России от 24 марта 2003 г. № 1260-У, не применяются в отношении кредитных организаций, величина собственных средств (капитала) которых стала ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами, если со дня выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прошло не более двух лет.
    • Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

В федеральном бюджете на 2005 год выделено 1,5 млрд. руб. на поддержку малого бизнеса. «Российская газета» сообщает, что, по словам заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, эта сумма будет использована в основном для осуществления пилотных проектов Минэкономразвития по поддержке малого предпринимательства, таких, как выкуп кредитных портфелей банков, кредитующих малый бизнес, или создание «бизнес-инкубаторов» - специальных помещений, в которых начинающие бизнесмены могут снимать офисы на льготных условиях.

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо МНС РФ от 2 ноября 2004 г. № 33-0-09/691 «О применении ККТ»
    • Если организация выступает получателем наличных денежных средств в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, она не должна применять контрольно-кассовую технику, в том числе: при возврате подотчетных сумм, при возврате заемщиком суммы беспроцентного займа; при получении безвозмездной благотворительной помощи, если получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.

Правоприменительная практика

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»
    Опубликовано в «Российской газете» от 7 декабря 2004 г. № 271.
    • Разъясняются отдельные вопросы применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьями 171 (Незаконное предпринимательство), 174 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) и 174.1 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) Уголовного кодекса РФ.
    • Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (к таким юридическим лицам относятся все некоммерческие организации – прим. составителя), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение обязательно.
    • Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Гражданское законодательство

Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла во втором чтении проект федерального закона «О жилищно-накопительных кооперативах».
Проекты федеральных законов «О кредитных историях» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях», которые рассматривались в третьем чтении, были возвращены к процедуре рассмотрения во втором чтении и приняты повторно во втором чтении. Возврат к процедуре второго чтения был сделан для того, чтобы внести некоторые поправки в текст законопроектов, поскольку третье чтение не допускает внесения содержательных поправок. В законопроект были внесены поправки, касающиеся сведений о физическом или юридическом лице, срока обновления сведений, учредителей кредитного бюро и некоторые другие.

Принятые нормативные правовые акты

  • Приказ Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 г. № САЭ-3-09/7@ «Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей»
    Опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 ноября 2004 г. № 47.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 ноября 2004 г. Регистрационный № 6123.

    • Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предоставляются в электронном виде юридическим лицам за плату.
    • Юридическим лицам сведения предоставляются с использованием Web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети Интернет, содержащим отрытые и общедоступные сведения ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Сведения предоставляются по заявке. Заявка рассматривается в срок не более пяти дней. Если принято решение о предоставлении сведений, то устанавливаются имя получателя сведений, пароль и иные атрибуты, обеспечивающие идентификацию получателя – атрибуты доступа.
    • С использованием Web-технологии может осуществляться как однократное предоставление открытых сведений, так и абонентское обслуживание рабочего места.
    • Размер платы за предоставление сведений составляет: за однократное предоставление открытых сведений в полном объеме - 50 тыс. руб., за однократное предоставление открытых обновленных сведений - 5 тыс. руб., за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150 тыс. руб.
    • Приказ вводится в действие с 1 января 2005 г.


Назад