русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за январь 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2004 г. № 22-0-10/1986@ «О применении упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями»
    Текст письма размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (www.nalog.ru)
    • Письмо издано в связи с многочисленными обращениями налоговых органов и налогоплательщиков о правомерности применения некоммерческими организациями упрощенной системы налогообложения.
    • Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим постановлением от 12.10.2004 № 3114/04 определил, что под непосредственным участием других организаций в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, запрет автономной некоммерческой организации применять упрощенную систему налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.

Правоприменительная практика

В апреле 2004 г. Конституционным Судом Российской Федерации было принято Определение № 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты; вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В Определении Конституционный Суд РФ указал, что в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам.

Указанное Определение Конституционного Суда РФ нередко служит поводом для формирования ошибочной позиции, состоящей в том, что налоговый вычет по НДС не может быть применен во всех случаях оплаты товаров (работ, услуг) за счет заемных средств. Ошибочность такой позиции подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 4149/04.

Президиум ВАС РФ рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью о пересмотре в порядке надзора решений судов нескольких инстанций, касающихся налогового спора о возможности применения обществом налогового вычета по НДС, и пришел к следующему выводу. Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ, данному в определении от 4 ноября 2004 г. № 324-О, из определения от 8 апреля 2004 г. № 169-О не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма налога на добавленную стоимость уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа). Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем. Поскольку о наличии каких-либо доказательств недобросовестных действий общества в целях неправомерного налогового зачета инспекция не заявляла, общество правомерно произвело налоговый вычет.

Таким образом, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал право налогоплательщика на получение налогового вычета в том случае, если расчеты за товары (работы, услуги) были произведены за счет заемных средств.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание ЦБР от 22 декабря 2004 г. № 1533-У «Об определении стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2005 г. Регистрационный № 6259. Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 26 января 2005 г. № 4.
    • Устанавливаются правила расчета стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации.
    • Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его опубликования в «Вестнике Банка России».

  • Указание оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 г. № 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 19 января 2005 г. № 2.
    • Перечисляются мероприятия, которые рекомендуется предусматривать во внутренних документах кредитных организаций по вопросам организации деятельности в целях снижения вероятности понесения банком потерь и ухудшения состояния ликвидности вследствие совершения сделок со связанными с банком лицами.
    • При оценке финансовой устойчивости кредитных организаций будут рассматриваться в качестве негативного фактора отсутствие и неэффективность системы управления и оценки банковских рисков при совершении сделок со связанными с банком лицами. Это может оказать влияние на отнесение банка по финансовому состоянию к соответствующей категории и классификационной группе.

  • Письмо ЦБР от 17 декабря 2004 г. № 06-31-1/5399 «О наименовании единоличного исполнительного органа кредитной организации»
    • Использование в наименовании единоличного исполнительного органа кредитной организации слова «президент» не противоречит законодательству о хозяйственных обществах и о банковской деятельности.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»
    Опубликован в «Российской газете» от 13 января 2005 г. № 2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. №1 (часть I) ст. 44.
    • Бюро кредитных историй (БКИ) – это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве БКИ только после внесения записи о нем в государственный реестр бюро кредитных историй. БКИ обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
    • Кредитная история физического лица или юридического лица состоит из титульной части, основной части и дополнительной (закрытой) части. Для каждой части кредитной истории предусмотрен особый порядок предоставления информации. В титульной части содержится общая информация о субъекте кредитной истории. В основной части содержатся сведения об обязательствах заемщика (сумма обязательства, срок исполнения обязательства, срок уплаты процентов и т.д.). В дополнительной (закрытой) части содержатся сведения о пользователях кредитной истории.
    • Пользователь кредитной истории – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита). БКИ обязано предоставить кредитный отчет любому пользователю кредитной истории на основании заключенного договора об оказании информационных услуг и запроса, который должен соответствовать требованиям, установленным Законом.
    • Источниками формирования кредитной истории являются любые организации (не только кредитные), являющиеся заимодавцами (кредиторами) по договору займа (кредита). Источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, определенную Законом, в БКИ на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими БКИ. Источник формирования кредитной истории представляет информацию в БКИ только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную Законом, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно БКИ, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.
    • БКИ предоставляет кредитный отчет: пользователю кредитной истории; субъекту кредитной истории; в Центральный каталог кредитных историй; в суд по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора - в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу.
    • Банк России создает Центральный каталог кредитных историй в целях сбора, хранения и предоставления потенциальным пользователям кредитных историй информации о БКИ, в котором сформирована кредитная история конкретного субъекта кредитной истории, обеспечения информационного взаимодействия между БКИ и осуществления временного хранения баз данных ликвидированных (реорганизованных, исключенных из государственного реестра бюро кредитных историй) БКИ.
    • Закон вступает в силу с 1 июня 2005 года, за исключением части 3 статьи 5, которая вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях»
    Опубликован в «Российской газете» от 13 января 2005 г. № 2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 45.
    • Внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части обязанностей кредитной организации по представлению информации для формирования кредитных историй.
    • Внесены изменения в статью 857 Гражданского кодекса РФ, касающиеся предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, в бюро кредитных историй.
    • В Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включено требование обязательного аудита для бюро кредитных историй.
    • Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьями, устанавливающими административную ответственность за нарушения, связанные с кредитными историями. В частности, незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 25 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ. Непредоставление бюро кредитных историй кредитного отчета, предоставление неполного или недостоверного кредитного отчета, а также несвоевременное предоставление кредитного отчета влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 25 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 500 МРОТ. Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 25 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ.
    • Закон вступает в силу с 1 июня 2005 г., за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 1 сентября 2005 г.

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ
    Опубликован в «Российской газете» от 12 января 2005 г. № 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I) ст. 14.
    • Жилищный кодекс РФ является основным правовым актом жилищного законодательства и регулирует, в первую очередь, вопросы осуществления гражданами права на жилище. Однако некоторые положения Жилищного кодекса РФ представляют интерес и для микрофинансовых организаций.
    • Жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов могут использоваться в качестве специализированных жилых помещений, в том числе в качестве маневренного фонда. Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными.
    • Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Однако допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
    • Устанавливаются условия перевода жилого помещения в нежилое помещение. Так, перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
    • Жилищный кодекс вводится в действие с 1 марта 2005 года.

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 2 декабря 2004 г. № 09-0-10/4809@ «О направлении методических рекомендаций»
    Текст письма опубликован, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 14 декабря 2004 г. № 47.
    • Методические рекомендации разработаны в целях разъяснения процесса публикации сведений о юридических лицах в журнале «Вестник государственной регистрации».
    • Редакцией Журнала является ООО «Информационное агентство «Валаам». Адрес редакции: 117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32, ИДВ РАН, офис 1301. Информация о Журнале размещена в сети Интернет на сайте: www.vestNik-gosreg.ru. Контактные телефоны редакции Журнала: (095)755-9006; (095)755-9008.
    • Редакция Журнала определяет уполномоченные организации – Представительства - по приему информации от юридических лиц, учету поступающих от них средств, передаче информации в Журнал. Редакция Журнала должна предоставить налоговым органам список Представительств по субъектам Российской Федерации с адресами места нахождения и контактными телефонами.
    • Регистрирующим (налоговым) органам необходимо учитывать, что публикация юридическими лицами сообщений, обязательных в силу закона, может осуществляться в любом печатном издании. Однако обязанность по опубликованию соответствующих сообщений будет считаться исполненной только при условии их размещения в Журнале, являющемся печатным изданием, предназначенным для публикации сведений о государственной регистрации юридических лиц.
    • Подтверждением размещения юридическим лицом сообщения в Журнале могут служить: номер Журнала с опубликованным сообщением, копия бланка сообщения с отметкой Представительства о приеме сообщения или уведомление о вручении заказного письма при отправке пакета документов для публикации по почте, применяемое федеральной почтовой службой.

Защита прав организаций

  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 января 2005 г. № 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства»
    Текст письма размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (www.arbitr.ru)
    • Даются рекомендации арбитражным судам о применении главы 29 АПК РФ «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства».
    • В порядке упрощенного судопроизводства могут рассматриваться дела об имущественных требованиях, возникающие как из гражданских, так и из административных и иных публичных правоотношений.
    • В случае если требования носят бесспорный характер или признаются должником, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства независимо от суммы требования. Признание должником требования должно быть подтверждено в письменной форме, например в ответе на претензию.
    • Учитывая особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, вопрос об осуществлении конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству решается судьей. Поэтому предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться. При необходимости предварительная подготовка дела может быть осуществлена без вызова сторон.
    • Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также пересмотрено на общих основаниях в суде кассационной инстанции, в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.


Назад