русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за март 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

На протяжении марта официальные лица многократно высказывались по вопросам изменения налогообложения.
По заявлению министра финансов Алексея Кудрина, ставка НДС в 2006 г. останется на уровне 18 процентов и в ближайшие три года ее снижение не планируется.
Льготная ставка НДС сохранится на уровне 10 процентов.
По словам директора Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрея Клепача, Минэкономразвития против снижения ставки налога на прибыль.
По мнению Германа Грефа, необходимо продолжать дискуссии, связанные с размером предельного размера валового оборота по упрощенной системе налогообложения (15, 18, 30 или 50 млн. рублей).
Глава Роснедвижимости Михаил Мишустин считает нецелесообразным вводить в регионах налог на недвижимость до 2008 г.

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Минфина РФ от 8 февраля 2005 г. № 03-04-11/21 «О выставлении счетов-фактур»
    Текст письма опубликован, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 8 марта 2005 г. № 9.
    • Сроки выставления счетов-фактур при реализации услуг, в том числе услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, непосредственно связаны с датой оказания данных услуг.
    • Выставление счетов-фактур при реализации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества возможно не ранее окончания налогового периода, в котором фактически оказаны вышеназванные услуги. Право досрочного выставления счетов-фактур, то есть до момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), налогоплательщикам не предоставлено.

  • Письмо Минфина РФ от 3 марта 2005 г. № 03-06-05-04/49 «О плательщиках ЕНВД»
    Текст письма опубликован, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 29 марта 2005 г. № 12.
    • Торговая точка, расположенная в здании, не приспособленном для ведения розничной торговли, является объектом нестационарной торговой сети. В этом случае исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием показателя базовой доходности - торговое место.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Минфина РФ от 16 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/35 «О порядке постановки на учет организации в налоговых органах по местонахождению обособленных подразделений и представления налоговых деклараций»
    Текст письма опубликован, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 22 марта 2005 г. № 11.
    • Организация, имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана встать на учет в этих налоговых органах. Кроме того, организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.
    • Налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
    • Российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога на прибыль производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль, особенностей исчисления и уплаты этого налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
    • Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Налоговые декларации по налогу на имущество организаций налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества. У организации, имеющей обособленные подразделения, у которых нет отдельного баланса, не возникает обязанности уплачивать налог на имущество организаций и представлять налоговые декларации по месту нахождения таких обособленных подразделений.

  • Информационное письмо ЦБР от 21 февраля 2005 г. № 7 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 2 марта 2005 г. № 12.
    • Информационное письмо состоит из ответов на вопросы, возникающие в практике кредитных организаций.
    • В частности, разъясняется, что кредитная организация при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа вправе запросить у займодавца документы, на основании которых можно определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет. К таким документам относится договор займа, в котором содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется. В случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица.

Деятельность кредитных организаций

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова разрабатывается пакет законопроектов, касающихся кредитования малого бизнеса. В состав пакета будет входить законопроект о банках развития – кредитных учреждениях, специализирующихся на долгосрочном кредитовании малого бизнеса.

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо ЦБР от 21 февраля 2005 г. № 33-Т «О порядке применения отдельных положений Инструкции Банка России от 14.01.2004 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 2 марта 2005 г. № 12.
    • Указано, что для подготовки заключения о соответствии требованиям Банка России помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями в случае отсутствия страхования денежной наличности должны быть представлены сертификаты соответствия на оборудование (в том числе защитное) помещений для совершения операций с ценностями.
    • Разъясняется, в каких случаях требуется уведомление Банка России или получение предварительного согласия Банка России при реорганизации учредителя (участника) кредитной организации или приобретении акций в доверительное управление.
    • Разъясняются вопросы проверки правомерности участия и оплаты акций (долей) кредитной организации при увеличении ее уставного капитала.

  • Указание ЦБР от 7 февраля 2005 г. № 1548-У «О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2005 г. Регистрационный № 6438. Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 6 апреля 2005 г. № 18.
    • Устанавливается порядок открытия, закрытия, а также организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (ППКО), перечень операций, которые могут осуществляться в ППКО, а также требования к его технической укрепленности и оборудованию.
    • ППКО предназначен для банковского обслуживания населения на территориях с неразвитой банковской инфраструктурой, в труднодоступных и малонаселенных районах, где создание стационарных подразделений кредитных организаций нерентабельно, а обеспечение населения банковскими услугами недостаточно и затруднено.
    • ППКО является внутренним структурным подразделением банка, функционирующим на базе автотранспортного средства и предназначенным для проведения кассовых операций с участием физических лиц (резидентов и нерезидентов), за исключением индивидуальных предпринимателей.
    • Банк (филиал) вправе организовать работу ППКО в населенных пунктах численностью до 10 тыс. человек, в местах выполнения работ вахтовым методом или в полевых (экспедиционных) условиях, а также на таможенных постах – в пределах территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью данного банка (филиала).
    • Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

По словам Германа Грефа, выступавшего 2 марта на общероссийском форуме «ОПОРА России», основные проблемы развития малого бизнеса, которые выделяют предпринимательские объединения: это налогообложение, административные барьеры, неравные условия конкуренции, недостаток помещений.
В Государственной Думе РФ прошел первое чтение законопроект о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает возможность приостановления деятельности предприятий исключительно по суду. В скором времени будет подготовлен законопроект, запрещающий изымать оригиналы документов без предоставления предпринимателю их копий.
По мнению Минэкономразвития России, задача обеспечения помещениями субъектов малого предпринимательства является задачей региональных и муниципальных властей. Однако полностью устраниться от проблемы в настоящее время федеральная власть не может. Правительство РФ запланировало на 2005-2006 гг. высвобождение большого массива имущества государственных предприятий и учреждений. При реализации программы будет предложен механизм, который позволит субъектам малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество: рассрочка платежей, формирование специальных имущественных фондов, малые лоты, система пулов заявок.
Реализация государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году будет осуществляться по следующим направлениям:
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства – бизнес-инкубаторов;
  • поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта;
  • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий.

Реализация указанных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства будет осуществляться при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Направление «Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства» будет осуществляться в рамках субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, потребительских обществ (микрофинансовые организации) для реализации программ предоставления займов членам кооперативов.
Реализация данного механизма позволит расширить доступ субъектов малого предпринимательства к заемным средствам, увеличить рост числа микрофинансовых организаций за счет расширения географии их распространения, а также снизить процентную ставку для конечного заемщика.
(Тезисы доклада Г.Грефа размещены на сайте Минэкономразвития.)

На пресс-конференции, состоявшейся 18 марта, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов рассказал о предложениях руководимого им комитета в сфере поддержки и развития малого бизнеса в России. В частности, предлагается ввести правовой режим семейного предпринимательства, основанный на уведомительном порядке регистрации; разработать и реализовать программу перехода от самозанятости к малому бизнесу; предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях ответственность должностных лиц за неправомерную контрольную деятельность в отношении малого бизнеса; упростить процедуру оформления разрешительной документации на строительство, обеспечить прозрачность и быстроту оформления малым бизнесом земель в аренду и собственность.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 21 марта 2005 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях»
    Опубликован в «Российской газете» от 24 марта 2005 г. № 58.
    • Изменения имеют технический характер: меняется нумерация статей Кодекса РФ об административных правонарушениях - статьи 14.28 «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета» и 14.29 «Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю».


Назад