русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за апрель 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Изменения законодательства, требующие немедленных действий

Кредитным потребительским кооперативам граждан и сельскохозяйственным потребительским кооперативам следует обратить особое внимание на Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Это постановление, в частности, дает возможность при определенных условиях получить бюджетные субсидии на частичное погашение процентов по банковским кредитам. Если кооператив заинтересован в такой субсидии, необходимо изучить полный текст документа и следить за информацией о действиях, которые будут предприняты органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для получения субсидий из федерального бюджета.
Более подробно см. раздел «Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности».

Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 марта 2005 г. № 03-05-01-04/59 «О налоге на доходы физических лиц со сверхнормативных суточных»
    Опубликовано в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 5 апреля 2005 г. № 7, в газете «Экономика и жизнь», апрель 2005 г., № 16.
    • В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2005 г. №16141/04 от налогообложения НДФЛ освобождаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных внутренними документами организации. Однако, по мнению Департамента, необоснованна постановка вопроса о перерасчете НДФЛ, удержанного с суточных свыше 100 руб. в день.

Рассматриваемые проекты законов

  • Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
    Внесен Правительством РФ.
    • Принят Государственной Думой во втором чтении 22 апреля 2005 г. Первоначально законопроект имел название «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах».
    • Предлагается внести достаточно большое число изменений в главу 25 НК РФ. В частности, детализируется перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, вносятся изменения, направленные на сближение налогового и бухгалтерского учета, уточняется порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и т.д.
    • Вносятся изменения в определение гранта для целей налогообложения прибыли -расширен перечень областей, в которых могут быть предоставлены не облагаемые налогом гранты, однако проекты в области микрофинансирования не входят в перечень.

Правоприменительная практика

  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2005 г. № 13592/04
    Текст постановления размещен также на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)
    • Налогоплательщик, уплативший недоимку по налогу на основании требования, выставленного налоговой инспекцией, а также пени и штрафы в соответствии с решением налоговой инспекции, имеет право вернуть перечисленную сумму вместе с начисленными процентами, если позднее решение налоговой инспекции признано неправомерным.
    • С момента направления налоговым органом требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога.
    • Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо ЦБР от 4 апреля 2005 г. № 53-Т «Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.2003 N 1346-У»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 20 апреля 2005 г. № 20.
    • Установлены рублевые эквиваленты уставного капитала для создаваемых банков и небанковских кредитных организаций, собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии, а также собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка на второй квартал 2005 г.

  • Письмо ЦБР от 20 апреля 2005 г. № 64-Т «О регистрации в S.W.I.F.T кредитных организаций»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 27 апреля 2005 г. № 21.
    • Кредитным организациям, зарегистрированным в Сообществе Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (S.W.I.F.T), рекомендуется до 1 июля 2005 г. представить в РОССВИФТ в электронном виде информацию о сокращенном наименовании, организационно-правовой форме и фактическом адресе кредитной организации на английском языке.

  • Письмо ЦБР от 29 марта 2005 г. № 48-Т «О применении статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 6 апреля 2005 г. № 18.
    • При выявлении фактов приобретения группой юридических и (или) физических лиц, связанных соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, акций (долей) кредитных организаций, если указанные приобретения не были согласованы с Банком России, территориальным учреждениям Банка России рекомендуется направлять информацию о подобных фактах в соответствующую кредитную организацию.
    • При этом под приобретением группой лиц понимается получение указанных акций (долей) в собственность (или в доверительное управление) учредителями (участниками) кредитной организации - членами группы лиц непосредственно, а также получение права распоряжаться такими акциями (долями) путем получения возможности оказывать существенное влияние прямо или косвенно (через третьи лица) на учредителей (участников) кредитной организации.
    • Территориальные учреждения Банка России проводят согласование участия в уставном капитале банка на базе предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы, а также документов о системе взаимоотношений между участниками группы лиц, связанных соглашением.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

  • Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
    Опубликовано в «Российской газете» от 12 мая 2005 г. № 98. Текст постановления размещен также на сайте Правительства РФ в Internet (http://www.government.ru)
    • Средства предоставляются Минэкономразвития РФ на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ, в том числе на: (а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); (б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; (в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; (г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
    • Минэкономразвития РФ утверждает распределение субсидий по субъектам РФ на основе конкурсного отбора и определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих целевое использование субсидий.
    • Субсидии предоставляются субъекту РФ на условии долевого финансирования расходов на мероприятия по поддержке малого предпринимательства. Определение размера субсидий зависит, в частности, от размера средств бюджета субъекта РФ, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства, и от прироста численности субъектов малого предпринимательства.
    • Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства включает в себя субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках кредитными потребительскими кооперативами граждан и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства.
    • Приоритет при отборе имеют субъекты РФ, реализующие программы поддержки кооперативов и сельскохозяйственных кооперативов за счет средств своих бюджетов и средств федерального бюджета.
    • Приведен перечень документов, которые кооператив (сельскохозяйственный кооператив) должен представить в уполномоченный орган для получения субсидий.

  • Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 204 «О порядке осуществления расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами»
    Опубликовано в «Российской газете» от 14 апреля 2005 г. № 76, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 16 ст. 1454.
    • При осуществлении расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами резидент обязан резервировать сумму, равную в эквиваленте 25 процентам суммы осуществляемой валютной операции, на срок 15 календарных дней. (К нерезидентам относятся, в частности, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство в РФ; организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных организаций.)

  • Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
    Опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. № 14 ст. 1251.
    • Положение утверждено во исполнение п. 2 ст. 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
    • Формы бланков (квитанций, билетов, проездных документов, талонов, путевок, абонементов и других документов) утверждаются Минфином РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБР и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм, но не позднее 1 января 2007 г.
    • Проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков.
    • Организации ведут учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам в книге по учету бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации, а также скреплены печатью. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету за тот день, в котором они выписаны.
    • Руководитель организации заключает с работником, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор в полной материальной ответственности. Бланки принимаются таким работником в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации.
    • Бланки хранятся в металлических шкафах и (или) сейфах. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются. Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации в систематизированном виде не менее 5 лет.
    • Организации, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику.

Защита прав организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 31 марта 2005 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»
    Опубликован в «Российской газете» от 5 апреля 2005 г. № 68, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. № 14 ст. 1210.
    • Положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, касающиеся вопросов представительства в арбитражном процессе, приведены в соответствие с решением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 15-П. Согласно новой редакции статьи 59 АПК РФ, представителями организаций в арбитражном суде могут выступать не только работники организаций либо адвокаты, но и любые лица, оказывающие юридическую помощь.
    • По ходатайству заявителя пропущенный по независящим от него причинам срок подачи заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав или законных интересов оспариваемым актом.
    • Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Назад