русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июнь 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
    Опубликован в «Российской газете» от 14 июня 2005 г. № 125, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 июня 2005 г. № 24 ст. 2312.
    • В главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ внесены изменения, касающиеся налогообложения доходов от операций с ценными бумагами.
    • В главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ внесено значительное число изменений и дополнений, которые связаны, главным образом, с изменением порядка определения доходов и расходов по предпринимательской деятельности в различных областях. Например, внесены изменения в статьи 290 и 291, устанавливающие особенности определения доходов и расходов банков. Так, не включаются в доходы банка страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.
    • Статья 269 НК РФ позволяет налогоплательщикам принимать к вычету из налоговой базы проценты по долговым обязательствам в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза по обязательствам в рублях. Уточняется, что указанную ставку следует принимать на дату привлечения денежных средств (в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства) и на дату признания расходов в виде процентов (в отношении прочих долговых обязательств).
    • Устанавливается, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.
    • Установлено, что в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.
    • Некоторые изменения касаются деятельности некоммерческих организаций. В новой редакции дано определение гранта для цели налогообложения прибыли: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
    • Из перечня целевых поступлений, не признаваемых доходом, исключены целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства.
    • Закон вступает в силу с 1 января 2006 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу. Некоторые положения закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Отдельные положения закона вступают в силу с 1 января 2007 г.

  • Письмо Минфина РФ от 1 июня 2005 г. № 03-03-02-02/80 «Об учете налогоплательщиками средств, полученных от Фонда социального страхования Российской Федерации на цели обязательного социального страхования»
    Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», июнь 2005 г., № 25, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 28 июня 2005 г. № 24.
    • Средства для выплаты работникам на цели обязательного социального страхования (пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет), получаемые налогоплательщиками от Фонда социального страхования РФ, не являются доходами в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» и главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ и при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения не учитываются.

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2005 г. № ГВ-6-05/294 «О налогообложении единым социальным налогом сумм возмещения затрат на проезд и проживание в гостинице»
    Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 14 июня 2005 г. № 11.
    • Поездки, осуществляемые физическим лицом в рамках гражданско-правовых отношений, не основаны на трудовых отношениях между работником и работодателем и поэтому не могут рассматриваться ни как поездки «работников, связанные с выполнением трудовых обязанностей», ни как «служебные командировки».
    • Суммы возмещения затрат на проезд и проживание в гостинице являются, по существу, дополнительным вознаграждением физическим лицам за выполняемые (оказываемые) ими по гражданско-правовому договору работы (услуги) и подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо ЦБР от 24 мая 2005 г. № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 1 июня 2005 г. № 28.
    • Утверждаются рекомендации, касающиеся управления операционным риском в кредитных организациях. Под операционным риском понимается риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами, несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. Перечисляются внутренние и внешние причины операционного риска и их виды.
    • Кредитным организациям рекомендуется разработать основные принципы управления операционными рисками и определить порядок осуществления контроля за эффективностью управления такими рисками. Кроме того, кредитным организациям рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц (в том числе в составе годового отчета) информацию по управлению операционным риском.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 «О применении ККТ»
    Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии» от 1 июля 2005 г. № 13.
    • В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
    • В постановлении от 03.08.2004 № 3009/04 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации констатировал, что пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов не являются отношениями по оказанию услуг.
    • Принимая во внимание, что законодатель напрямую связал обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд видов деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Федерального закона, не требуют применения контрольно-кассовой техники, в том числе расчеты по залогу (беспроцентным займам), которые не являются торговыми операциями либо разновидностью оказания услуг.

Правоприменительная практика

  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2005 г. № 391/05
    Текст постановления размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (www.arbitr.ru)
    • Административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы. Небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.
    • Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Защита прав организаций

Правоприменительная практика

  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. № 16221/04
    Текст постановления размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (www.arbitr.ru)
    • В соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора аренды оборудования недействительным как сделки, не соответствующей требованиям закона и совершенной с целью противной основам правопорядка, направленной на неуплату налогов и необоснованное возмещение из бюджета налоговых платежей.
    • Суды первой и кассационной инстанций, делая вывод об отсутствии у налоговых органов права на предъявление исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, руководствовались статьей 31 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Между тем исключение из НК РФ положения о праве налогового органа на обращение в суд с исками о признании сделок недействительными само по себе не означает отсутствие у налоговых органов права на заявление таких исков.
    • В соответствии с абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право.

  • Конституционным Судом РФ в определениях от 08.06.2004 № 225-О, 226-О, 227-О указано, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.


Назад