русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за август 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»
    Опубликован в «Российской газете» от 3 августа 2005 г. № 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3130.
    • Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, будут иметь организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации не превысит в совокупности 2 миллиона рублей.
    • Иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), могут самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех находящихся на территории России подразделений. О своем выборе они обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений.
    • Внесены изменения в определение места реализации работ (услуг).
    • Льготы, связанные с технической или гуманитарной помощью, поставщик может получить, заключив контракт не только с донором или получателем технической (гуманитарной) помощи, но и с уполномоченной донором организацией.
    • Уточнена формулировка, касающаяся освобождения от НДС операций по предоставлению займов в денежной форме.
    • Освобождена от НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.
    • Указано, что при реализации предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю, налоговая база определяется в порядке, аналогичном определению налоговой базы при исполнении договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
    • Квартальный налоговый период установлен для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей.
    • Внесены изменения в статью, касающуюся момента определения налоговой базы, в статьи, определяющие порядок получения налоговых вычетов, а также иные изменения.
    • Налогоплательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованную, но не оплаченную продукцию и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 г, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету.
    • Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 января 2007 г.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июля 2005 г. № 03-11-04/2/11
    • Денежные средства, возвращенные банком, в связи с неверным указанием реквизитов; денежные средства, возвращенные продавцом в связи с ошибочным перечислением; денежные средства, перечисленные ФСС России в качестве возмещения по больничным листам; суммы излишне уплаченного налога на прибыль не являются, по своей сути, экономической выгодой для организации, поэтому данные средства не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.

Бухгалтерский учет и отчетность

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Минфина РФ от 28 марта 2005 г. № 07-05-06/89 «О бухгалтерском учете некоммерческих организаций»
    Текст письма опубликован в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», июнь 2005 г. № 23.
    • Принимая во внимание специфику деятельности некоммерческой организации (в частности то, что она не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; как правило, создается с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников; др.), при принятии к бухгалтерскому учету такой организации имущества в качестве основных средств достаточно единовременное выполнение следующих условий:
      • а) использование в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации, определенных ее уставом, для управленческих нужд некоммерческой организации либо в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ;
      • б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев;
      • в) организацией не предполагается последующая перепродажа, дарение данного имущества, а также передача его в собственность третьих лиц по иным основаниям.

Правоприменительная практика

  • Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2005 г. № А35-10995/04-С2
    • Налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с сельскохозяйственного потребительского кооператива штрафных санкций в сумме 50 руб. за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а именно, аудиторского заключения достоверности бухгалтерской отчетности кооператива за 2003 год.
    • В силу ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» в состав бухгалтерской отчетности входит, в частности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Однако ст. 32 Федерального Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» установлено, что обязательная аудиторская проверка кооператива, союза кооперативов осуществляется аудиторским союзом, в состав которого входит этот кооператив, союз кооперативов, один раз в два финансовых года, а кооперативов, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает в 100 тысяч раз установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда - каждый финансовый год.
    • Налоговый орган не представил в суд надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии указанных в ст. 32 ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ оснований для аудиторской проверки сельскохозяйственного потребительского кооператива, в связи с чем судом был сделан правомерный вывод о необоснованности требований заявителя о взыскании с кооператива штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

  • Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 июня 2005 г. № 86 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 августа 2005 г. № 33.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 5 августа 2005 г., регистрационный № 6890.

    • В Инструкции установлен единый формат представления в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
    • Установлены форма кодирования, перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при представлении информации; каналы связи для передачи информации; формы письменных запросов Росфинмониторинга в организации о представлении информации и документов, подтверждающих эту информацию, и перечень должностных лиц, имеющих право направлять письменные запросы в организации.
    • Обязанность представлять информацию в соответствии с положениями Инструкции возложена, в частности, на лизинговые компании и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Инструкция не распространяется на кредитные организации.
    • Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание ЦБР от 1 августа 2005 г. № 1600-У «Об упорядочении нормативных актов Банка России»
    Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 10 августа 2005 г. № 40.
    • В связи с вступлением в силу Положения Банка России от 9 июня 2005 г. № 271-П, устанавливающего порядок рассмотрения территориальными учреждениями Банка России документов, представляемых для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций, признаются утратившими силу Письмо Банка России от 29 июля 1997 г. № 493 «О порядке рассмотрения документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» и Указание Банка России от 24 мая 2002 г. № 1153-У «О ведении реестров кредитных организаций (филиалов) и их подразделений на бумажных носителях».
    • Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

  • Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»
    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 12 августа 2005 г. № 177, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 августа 2005 г. № 33.
    Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 8 августа 2005 г., регистрационный № 6891.

    • Инструкция определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
    • Мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии выносится начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела.
    • Проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней. Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проведения проверки, ревизии является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии.
    • При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий).

Гражданское законодательство

Проекты законов

Депутатом А.Г. Аксаковым внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях».
Предлагается дополнить Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» положением, согласно которому при заключении договора займа (кредита) источник формирования кредитной истории обязан запрашивать согласие субъекта кредитной истории на предоставление информации в бюро кредитных историй. Второе предложение вызвано необходимостью (по мнению субъекта законодательной инициативы) введения в гражданский оборот исторической информации о ранее (до вступления Закона в силу) исполненных заемщиками обязательствах по договору займа (кредита).
В связи с этим предложено дополнить Закон положением, согласно которому субъект кредитной истории вправе потребовать от источника формирования кредитной истории направления в бюро кредитных историй информации по всем ранее заключенным между ними договорам займа (кредита), направив источнику формирования кредитной истории письменное заявление о предоставлении указанной информации в бюро кредитных историй.


Назад