русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за декабрь 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ «О внесении изменения в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Опубликован в «Российской газете» от 9 декабря 2005 г. № 278, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 50 ст. 5249.
o Ставка ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования, уменьшена на 0,3% и составляет 2,9 процента. Ставка налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличена на 0,3% и составляет 1,1 процента.
o Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

• Приказ Минэкономразвития РФ от 3 ноября 2005 г. № 284 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» на 2006 год»
Опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 2005 г. № 276. Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2005 г., регистрационный № 7181.
o На 2006 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения, равный 1,132.

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 ноября 2005 г. № 03-06-04-04/43 «О порядке уплаты транспортного налога по автотранспортным средствам, переданным по договору лизинга»
Текст письма размещен на сайте журнала «Главбух» в Internet (http://www.glavbukh.ru).
o Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению. Кроме того, указанными Правилами предусмотрена также возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем.
o В случае если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 октября 2005 г. № 03-03-04/4/73
o Налогоплательщики - получатели целевых поступлений в виде членских взносов, пожертвований обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования или целевые поступления, не подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, не вправе относить в уменьшение доходов, облагаемых налогом на прибыль организаций, расходы, осуществляемые за счет этих средств. В том случае, если налогоплательщик, применяющий в налоговом учете метод начисления, осуществляет какие-либо затраты, которые относятся к нескольким видам деятельности, по которым ведется обособленный учет, распределение таких расходов осуществляется с учетом положений статьи 272 НК РФ. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
o Доходы (расходы) налогоплательщика в виде положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникающих при переоценки валютных ценностей в виде полученных средств целевого финансирования и целевых поступлений в иностранной валюте, должны учитываться налогоплательщиком в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций (расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций).


Правоприменительная практика


• Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 ноября 2005 г. № А28-6707/2005-110/29
Ассоциация сельскохозяйственных кооперативов за счет членских взносов приобрела легковой автомобиль, и через несколько лет общее собрание членов ассоциации приняло решение о реализации автомобиля физическому лицу по остаточной стоимости. Полученные денежные средства ассоциация оприходовала в общую массу целевых поступлений. По мнению налоговой инспекции ассоциация должна уплатить налог на прибыль с суммы первоначальной стоимости автомобиля, так как имущество использовано не по назначению.
Суд первой инстанции исходил из того, что членские взносы относятся к целевым поступлениям, следовательно, и имущество, приобретенное на данные денежные средства, также является целевым, и согласился с выводом налоговых органов о том, что реализация автомобиля является нецелевым использованием полученных средств. При рассмотрении кассационной жалобы было указано, что этот вывод сделан на основании неправильного применения норм материального права.
Целевыми поступлениями некоммерческой организации являются только членские взносы, а не приобретенное на них имущество. Спорное имущество не было получено в рамках целевого финансирования, оно приобретено ассоциацией для осуществления своей деятельности. Кроме того, реализация не совпадает с понятием «использование». Для продавца реализация имущества представляет собой, прежде всего, замену определенной вещи денежным эквивалентом. Использование имущества подразумевает обладание им и потребление его полезных свойств. С учетом изложенного вывод о том, что приобретенное на членские взносы имущество некоммерческой организацией является «полученным целевым имуществом» и его дальнейшая реализация - это нецелевое использование данного имущества, следует признать ошибочным.


• Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3857
По решению уполномоченных представителей учредителей ассоциации члены ассоциации перечислили денежные средства на счет ассоциации с назначением платежа - целевое финансирование. Средства предназначались на празднование юбилея ассоциации согласно утвержденной смете. По мнению налоговой инспекции поступление указанных денежных средств не связано с ведением уставной деятельности ассоциации, поэтому по результатам налоговой проверки указанные средства были признаны недоимкой по налогу на прибыль. Суд указал, что в нарушение ст. 247 НК РФ при включении спорной суммы в состав внереализационных доходов и исчислении подлежащего к уплате налога на прибыль налоговым органом не были учтены расходы ассоциации, произведенные в связи с осуществлением запланированного мероприятии. Поскольку расходы, понесенные ассоциацией на празднование юбилея, указаны налогоплательщиком в сумме, равной полученным взносам, и налоговым органом данная сумма не опровергнута, то объект налогообложения по налогу на прибыль в рассматриваемом случае у организации отсутствует.
Налоговый орган также доначислил организации налог на прибыль, исходя из того, что в составе внереализационных доходов ассоциация не учла денежные средства, полученные в качестве членских взносов от организации N, не являющейся членом ассоциации. Обосновывая указанный довод, налоговый орган сослался на отсутствие изменений в учредительных документах ассоциации о составе ее участников, и государственной регистрации этих изменений. Между тем из смысла пункта 2 статьи 1 и статьи 209 ГК РФ следует, что направления использования своего имущества определяет его собственник. Следовательно, свидетельством безвозмездного получения имущества должна являться воля собственника, направленная на отчуждение этого имущества в пользу ассоциации без каких-либо имущественных обязательств со стороны последнего. В рассматриваемом случае перечисление спорной суммы на счет ассоциации осуществлялось на основании протокола общего собрания ее участников, согласно которому принято решение о включении организации N в состав учредителей. Поскольку налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что платеж организации N имел иное назначение, и собственник денежных средств имел намерение передать их ассоциации безвозмездно, то вывод о том, что вступительный взнос организации N не подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыл, является правомерным.


Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты


• Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3857
o С 26 декабря 2005 г. ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 12% годовых.


Законопроекты


Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Проект внесен Правительством РФ.
Законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей, в соответствии с которой с 1 января 2007 года устанавливается минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро. Данное требование будет также применяться к действующим кредитным организациям в качестве условия создания на территории иностранного государства дочерних организаций и (или) открытия филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения Генеральной лицензии на осуществление банковских операций. При этом банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже рублевого эквивалента 5 млн. евро, могут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.
Вносятся поправки в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части отмены права Банка России устанавливать размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка.


Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Принятые нормативные правовые акты


• Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2005 г. № 755 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249»
Опубликовано в «Российской бизнес-газете» от 20 декабря 2005 г. № 46, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 51 ст. 5542.
o Средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 году на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субвенций на развитие системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства. Перечислены условия предоставления субвенций и документы, необходимые для ее получения.
o Установлены особенности предоставления субвенций на развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства.


Гражданское законодательство


Принятые нормативные правовые акты


• Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 743 «О мерах по организации принятия Правительством Российской Федерации решений, предусмотренных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 2355-1»
Опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 51 ст. 5531.
o Ряду министерств поручено в месячный срок образовать межведомственную комиссию по вопросам использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций.
o Организации, а также граждане, учреждающие организации, направляют заявления о даче Правительством РФ согласия на использование наименований в названиях организаций, а также учредительные документы организации и иные необходимые документы в Министерство юстиции РФ для рассмотрения комиссией.
o Комиссия должна учитывать значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организации в интересах граждан Российской Федерации и государства; положение организации в соответствующей сфере деятельности либо на рынках Российской Федерации; производство организацией уникальных видов товаров (работ, услуг), присущих только Российской Федерации, и иные факторы.
o По результатам рассмотрения заявлений и других необходимых документов комиссия принимает решение об отклонении или поддержке обращения организации. В случае отклонения обращения организации Министерство юстиции РФ информирует об этом заявителя. При положительном решении этого вопроса Минюст РФ вносит в Правительство РФ проект распоряжения Правительства о даче согласия на использование соответствующего наименования в названии организации.


• Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2005 г. № 760 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков»
Опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 51 ст. 5546.
o Внесены изменения в постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» и некоторые другие.
o В частности, утверждены новые формы заявлений о государственной регистрации юридического лица при создании, о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и другие.


Законопроекты


Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (см. обзор за предыдущие месяцы). Текст принятого закона существенно отличается от первоначального текста проекта закона. К настоящему времени Президентом РФ закон не подписан.


Назад