русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за январь 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Изменения законодательства, требующие активных действий

В закон «О некоммерческих организациях» внесены изменения, которые окажут существенное влияние на деятельность многих НКО. Изменения вступят в действие 18 апреля 2006 г., однако уже сейчас следует внимательно изучить будущую редакцию закона, определить, распространяются ли эти изменения на Вашу организацию, что именно изменится в деятельности организации. Необходимо следить за принятием подзаконных актов, предусмотренных законом. Особое внимание на закон надо обратить организациям, учредителями (членами, участниками) которых являются иностранные граждане; организациям, получающим финансирование от иностранных организаций и граждан; а также представительствам иностранных неправительственных организаций. (Более подробно см. раздел «Гражданское законодательство».)



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Минфина РФ от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/85
o Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 года № 284 установлен коэффициент-дефлятор на 2006 год, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения, равный 1,132.
o На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 года (15 млн. рублей), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года.
o Величина предельного размера доходов 20 млн. рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, на указанный коэффициент-дефлятор индексации в 2006 году не подлежит. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году.


Правоприменительная практика

• Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 98
Информационное письмо представляет собой Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ.
В частности, рассматривается вопрос правомерности решения налогового органа о квалификации суммы экономической выгоды, полученной налогоплательщиком в связи с безвозмездным пользованием нежилыми помещениями, в качестве внереализационного дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль. Налоговый орган исходил из того, что обществом получена экономическая выгода в сумме, не уплаченной за пользование помещениями. Оценка дохода, получаемого при безвозмездном пользовании имуществом, была произведена на основании обычно применяемых ставок арендной платы, взимаемых за пользование аналогичным имуществом.
Президиум ВАС РФ согласен с позицией налогового органа и считает, что для оценки размера дохода при безвозмездном пользовании имуществом применимой нормой является пункт 8 статьи 250 НК РФ. В силу этой нормы доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода. Применение пункта 8 статьи 250 НК РФ не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.
Установленный указанной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.

• Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2005 г. N КА-А40/11820-05
Некоммерческое партнерство по проведению общенациональной встречи некоммерческих организаций «Форум-2001» в соответствии с своими целями и задачами организовало проведение общенациональной встречи - Форум гражданских союзов Российской Федерации, который прошел 21-22 ноября 2001 года в Государственном Кремлевском Дворце. Приглашенные к участию во встрече физические лица являлись представителями некоммерческих организаций либо добровольцами, не состоящими в трудовых отношениях с представляемыми ими некоммерческими организациями.
Партнерство было привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, так как незаконно, по мнению налоговой инспекции, не был удержан налог на доходы физических лиц, полученные в 2001, 2002 годах участниками Форума в виде оплаты проезда и проживания в гостинице.
Суды пришли к выводу о том, что компенсационные выплаты за проезд и проживание в гостинице производились в интересах проведенного Форума в соответствии с целями и задачами Партнерства, определенными в Уставе, для проведения которого и было создано данное партнерство, что свидетельствует об отсутствии исключительно личного интереса физических лиц и соответственно об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению. Таким образом, у налогового агента отсутствовала обязанность по исчислению и удержанию налога на доходы физических лиц с сумм компенсационных выплат по оплате проезда участникам Форума и оплате проживания в гостинице.


Бухгалтерский учет и отчетность


Принятые нормативные правовые акты


• Приказ Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 января 2006 г., регистрационный № 7361. o Изменениями установлено, что некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, и организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
o По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.
o Приказ вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г.


Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты


• Письмо ЦБР от 30 декабря 2005 г. № 168-Т «Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.2003 № 1346-У»
Текст Письма опубликован в «Вестнике Банка России» от 18 января 2006 г. № 1. o В I квартале 2006 г. рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков на день подачи документов должен составлять не менее 170,8685 млн. руб. (в IV квартале 2005 г. 171,9055 млн. руб.). Такой же размер предусмотрен для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии и для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка.
o Для создаваемых небанковских кредитных организаций рублевый эквивалент уставного капитала составляет сумму, в 10 раз меньшую.


• Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 октября 2005 г. № 05-52/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2005 г., регистрационный № 7308.
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 января 2006 г. № 2.
o Оценка финансового положения участника Бюро осуществляется в случае владения участником Бюро более 5 процентов акций (долей) бюро кредитных историй единолично или совместно с аффилированными лицами.
o Установлены требования к стоимости чистых активов участника Бюро - юридического лица, сроку существования участника Бюро; соотношению стоимости приобретаемой доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале Бюро и стоимости чистых активов участника Бюро на момент приобретения доли (вклада). Участник Бюро не должен иметь задолженности по уплате налогов и сборов по состоянию на дату представления заявления о внесении записи в государственный реестр бюро кредитных историй.
o Участник Бюро - физическое лицо должен иметь определенный размер совокупного дохода и определенное соотношение стоимости приобретаемой доли участия (вклада) в уставном (складочном) капитале Бюро к совокупному объему доходов.
o Требования к деловой репутации включают в себя соблюдение законодательства РФ, положений учредительных и внутренних документов Бюро, принципов профессиональной этики; не привлечение в течение двух последних лет к ответственности за нарушения законодательства о банковской, коммерческой, служебной и (или) налоговой тайне; не привлечение участника Бюро - физического лица и должностных лиц участника Бюро в течение двух последних лет к уголовной или административной ответственности за преступления или правонарушения в определенных сферах.
o Приведен перечень документов, подтверждающих финансовое положение и деловую репутацию участников Бюро.


• Указание ЦБР от 29 ноября 2005 г. № 1635-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в бюро кредитных историй»
Зарегистрировано Минюстом РФ 28 декабря 2005 г., регистрационный № 7326.
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 30 декабря 2005 г. № 71-72.
o Установлены правила идентификации субъекта кредитной истории при его обращении за информацией в бюро кредитных историй, а также идентификации пользователя кредитной истории.
o Помимо идентификации пользователя кредитной истории в БКИ представляется письменное или иным способом документально зафиксированное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа. o Установлен порядок обмена информацией между Центральным каталогом кредитных историй и бюро кредитных историй.
o Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».


Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 11 января 2006 г. № 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. № 2 ст. 172. o Для детального урегулирования вопросов, касающихся приобретения крупного пакета акций, закон «Об акционерных обществах» дополнен Главой XI.1 «Приобретение более 30 процентов акций открытого общества».
o Установлено, что члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества. Общество или любой его акционер вправе обратиться в суд с иском к указанным органом о возмещении причиненных ему убытков.
o Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 15.28 «Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества», в соответствии с которой нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц.
o Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 г, за исключением статьи 7, которая вступает в силу в особом порядке.


Гражданское законодательство


Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 января 2006 г. № 6.
o Законом внесены изменения в четыре закона: Закон РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»; Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Гражданский кодекс РФ. Закон предполагает принятие значительного числа подзаконных актов, в том числе постановлений Правительства РФ и приказов Министерства юстиции РФ.
o Действие закона не распространяется на потребительские кооперативы, а также на государственные и муниципальные учреждения. Закон содержит правовые нормы, касающиеся структурных подразделений (отделений, филиалов, представительств) иностранных и международных некоммерческих неправительственных организаций.
o Установлен новый порядок государственной регистрации некоммерческих организаций; основания отказа в государственной регистрации. Решение о регистрации НКО, в том числе о регистрации изменений в учредительных документах, будет принимать Росрегистрация или его территориальное подразделение. Увеличивается срок регистрации.
o Создается реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; установлен порядок включения реестр, основания отказа во внесении в реестр. Вести реестр будет Росрегистрация.
o Отделение иностранной НПО признается новой формой некоммерческой организации; установлен порядок регистрации отделения и основания отказа в государственной регистрации.
o Определены основания и порядок ликвидации некоммерческих организаций, отделений иностранных НПО, основания и порядок исключения из реестра филиалов и представительств иностранной НПО.
o Установлены ограничения на участие в НКО иностранных граждан и лиц без гражданства. Учредителями, членами, участниками НКО могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящие на территории Российской Федерации.
o Предусмотрены новые формы и механизмы контроля со стороны государственных органов, включая проверки деятельности НКО сотрудниками Росрегистрации, отчеты о полученном и использованном имуществе, особый порядок представления сведений о средствах, полученных от иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. За непредставление сведений, предусмотренных законом, организация может быть ликвидирована.
o Деятельность структурных подразделений иностранных НПО может быть ограничена решением Росрегистрации; им может быть запрещено финансировать определенные проекты или предоставлять средства определенным российским организациям.
o Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.


Назад