русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский Микрофинансовый Центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Постановление Правительства РФ от 11 мая 2006 г. № 283 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914»
Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 23 мая 2006 г. № 19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. № 21 ст. 2261.

• Внесены изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Правила приведены в соответствие с изменившимися нормами Налогового кодекса РФ.

• В частности, установлено, что дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж оформляются при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж. При необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений.

• Определен новый порядок регистрации счетов-фактур: счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.

• Счета-фактуры, заполненные частично с помощью компьютера, частично от руки, но соответствующие установленным нормам заполнения, могут регистрироваться в книге покупок.

• Внесены также другие изменения.


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 апреля 2006 г. № 03-05-01-04/82

• Письмо в целом касается налогообложения НДФЛ дохода, полученного членом производственного кооператива при распределении прибыли, однако в письме затрагивается вопрос налогообложения аналогичного дохода, выплаченного потребительским кооперативом.

• Если прибыль потребительского кооператива распределяется между участниками пропорционально размеру их паевого взноса, то такой доход признается дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 9 процентов. При распределении прибыли потребительского кооператива между его членами с учетом личного трудового вклада и (или) иного участия, то есть непропорционально паевым взносам, такой доход участников кооператива не может быть признан дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/282

• Рассматривается вопрос определения налоговой базы по налогу на прибыль организацией-заемщиком в ситуации, когда ею заключены три договора займа с различным процентными ставками.

• Департамент разъяснил, что при определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях. Порядок определения сопоставимости по критериям определяется в учетной политике налогоплательщика, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.

• В случае если указанного порядка в учетной политике не предусмотрено, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.


Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 3 мая 2006 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 6 мая 2006 г. № 96, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2061.

• Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро.

• Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дополнен новой статьей 11.2, в соответствии с которой устанавливается минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро. Данное требование будет также применяться к действующим кредитным организациям в качестве условия создания на территории иностранного государства дочерних организаций и (или) открытия филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения Генеральной лицензии на осуществление банковских операций. При этом банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже рублевого эквивалента 5 млн. евро, могут продолжать свою деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.

• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года.


Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Законопроекты


Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона «О развитии сельского хозяйства», внесенный Правительством РФ. При этом рекомендовано при доработке указанного законопроекта ко второму чтению предусмотреть меры государственной поддержки, в том числе определение размера субсидирования процентных ставок по кредитам, повышение доступности системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и сельских индивидуальных предпринимателей.

Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством РФ.

Законопроект направлен на расширение круга лиц, имеющих право оказывать услуги финансового агента (деятельность по проведению факторинга), а также устранение противоречий между статьей 825 ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В настоящее время в соответствии со статьей 825 части второй ГК РФ договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Банки и иные кредитные организации заключают договоры финансирования под уступку денежного требования с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку они относятся к видам сделок, которые кредитные организации вправе совершать в силу Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В то же время лицензирование различных видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором не содержится каких-либо требований по лицензированию деятельности по финансированию под уступку денежного требования.

Законопроектом предлагается изложить статью 825 ГК РФ в новой редакции, в соответствии с которой право оказывать услуги финансового агента будет распространяться на все коммерческие организации.

Разработчики законопроекта полагают, что будущее рынка факторинга за специализированными факторинговыми компаниями. Именно специализированная факторинговая компания, заинтересованная в росте собственных объемов оказываемых факторинговых услуг, будет предоставлять клиенту наиболее полный спектр услуг, включающий финансирование, управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета, представление в судебных и налоговых органах и т.д.


Гражданское законодательство


Принятые нормативные правовые акты


• Указ Президента РФ от 2 мая 2006 г. № 451 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом»
Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. № 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2070.

• Расширены полномочия Минюста России в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях.

• В частности, Минюст России определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

• Установлено, что Минюст принимает решения по жалобам на отказ Федеральной регистрационной службы в государственной регистрации отделения международной организации или иностранной некоммерческой неправительственной организации, на предупреждение, вынесенное ею отделению международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также принимает решения по жалобам на отказ Федеральной регистрационной службы во внесении сведений о филиале или представительстве международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, на предупреждение, вынесенное ФРС филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации.

• Министр юстиции наделен полномочием отменять противоречащие федеральному законодательству решения ФРС, касающиеся международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

• Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Назад