русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июнь 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский Микрофинансовый Центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 мая 2006 г. № 03-02-07/1-129

• В письме рассматривается ситуация, когда организация заключает трудовой договор с работником, проживающим в другом городе, при условии, что он будет работать на дому по месту проживания. В связи с этим возникает вопрос, обязана ли такая организация встать на налоговый учет в налоговом органе по месту проживания своего работника.
• По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики в рассматриваемой ситуации организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, и обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций таким работником у данной организации не возникает.

Правоприменительная практика


• Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2006 г. № 16058/05
По результатам налоговой проверки организации было предложено уплатить пени в связи с неправомерным неперечислением налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Общество не согласилось с таким решением налогового органа, основываясь на положении пункта 9 статьи 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Президиум ВАС РФ указал, что в силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Финансовый и налоговый контроль

Законопроекты

Государственной Думой РФ принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Законопроект направлен на корректировку отдельных положений Федерального закона, обусловленных как выявленными правоприменительной практикой недостатками данного закона, так и изменениями, вносимыми в смежное законодательство. В частности, предложено исключить обязанность кредитных и иных организаций идентифицировать клиента при осуществлении некоторых операций по переводу денежных средств на сумму, не превышающую 30000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Законопроект был внесен группой депутатов.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты


Указание ЦБР от 10 мая 2006 г. № 1681-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2006 г., регистрационный № 7910. Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 21 июня 2006 г. № 35.
• В Инструкцию Банка России внесены изменения, касающиеся требований к размещению подразделений кредитной организации.
• Установлено, что подразделение кредитной организации должно располагаться в завершенном строительством здании (помещении), принадлежащем кредитной организации на праве собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования).
• Допускается размещение внутреннего структурного подразделения кредитной организации в завершенном строительством здании (помещении), введенном в эксплуатацию, но не внесенном в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае в Банк России должны быть представлены надлежащим образом заверенные копии разрешения на ввод здания (помещения) в эксплуатацию и документов, удостоверяющих возможность нахождения внутреннего структурного подразделения кредитной организации в указанном здании (помещении). Срок размещения внутреннего структурного подразделения в завершенном строительством здании (помещении), введенном в эксплуатацию, но не внесенном в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может превышать одного года с момента внесения сведений об открытии (изменении местонахождения) внутреннего структурного подразделения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Письмо ЦБР от 17 мая 2006 г. № 69-Т «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение требований Федерального закона «О кредитных историях»
• В соответствии с положениями Федерального закона «О кредитных историях» и указаниями ЦБР от 31 августа 2005 года № 1610-У и от 31 августа 2005 года № 1612-У субъект кредитной истории (физическое или юридическое лицо) может направить запрос в любую кредитную организацию для получения информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта.
• В случае выявления после 1 августа 2006 года нарушений кредитными организациями порядка предоставления информации о бюро кредитных историй территориальным учреждениям Банка России предписано применять к кредитным организациям принудительные меры воздействия в виде наложения штрафа до 0,1 процента минимального размера уставного капитала.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 июня 2006 г. № 03-01-15/4-121
• Рассматривается вопрос применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов по возврату процентов членами кредитного потребительского кооператива граждан за пользование предоставленными займами.
• Требования к форме договора займа, а также отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами. Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ в качестве услуги признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, обязательный признак услуги - реализация результатов деятельности, не имеющей материального выражения, в то время как по договору займа деятельность не осуществляется.
• Ряд видов деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не требуют применения контрольно-кассовой техники, в том числе расчеты по договорам займа, которые не являются торговыми операциями или разновидностью оказания услуг.

Законопроекты

Государственной Думой РФ принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд федеральных законов, в частности в Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О средствах массовой информации». Изменениями устанавливается правило, согласно которому в Российской Федерации цена товаров, работ и услуг в сделках, имеющих публичный характер, должна быть выражена только в рублях. Вводится запрет на использование в средствах массовой информации, а также на сайтах средств массовой информации в сети «Интернет» информации о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, выраженной в иностранной валюте. Устанавливается административная ответственность на нарушение запрета.
Проект федерального закона внесен группой депутатов.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика


Постановление Пленума Верховного Суда РФ 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»
• Пленум, отметил, в частности, что перечень объектов авторского права, содержащийся в статье 7 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» не является исчерпывающим, в связи с чем судам необходимо иметь в виду, что правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание. При этом программы для электронных вычислительных машин необходимо относить к литературным произведениям, а базы данных - к сборникам.
• Размещение объектов авторского права и (или) смежных прав в телекоммуникационных сетях, в частности, в сети Интернет, является их использованием, поэтому созданные (полученные) в результате такого использования экземпляры произведений или объектов смежных прав с нарушением Закона являются контрафактными.
• Разъяснено также, что если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю.


Назад