русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июль 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский Микрофинансовый Центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2006 г. № 03-02-07/1-161
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 июля 2006 г. № 27.
• Рассматривается вопрос, распространяется ли действие статьи 40 Налогового кодекса РФ на операции по систематическому оказанию финансовых услуг организациям по предоставлению займов под различные процентные ставки (от 0% до 25%).
• В целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ доходы, полученные организацией в виде процентов по договору займа, признаются платой за оказанные финансовые услуги по предоставлению займов в денежной форме и указанные услуги не подлежат налогообложению.
• Пунктом 6 статьи 250 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что доходы в виде процентов, полученные по договорам займа, признаются внереализационными доходами. По мнению Департамента действие статьи 40 НК РФ распространяется на проценты, полученные по договорам займа, при исчислении налога на прибыль организаций.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июля 2006 г. № 03-05-01-05/129
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 25 июля 2006 г. № 28.
• На основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц выплаты членам совета директоров или подобного органа, осуществляющего управленческие функции (наблюдательный совет, правление), только в связи с их участием в заседании совета директоров.
• Уставом автономной некоммерческой организации предусмотрено создание ревизионной комиссии для контроля за деятельностью представительств организации. Ревизионная комиссия автономной некоммерческой организации не является органом, аналогичным совету директоров или правлению компании, а поездки членов ревизионной комиссии в целях осуществления контроля за деятельностью представительств не являются поездками для участия в заседании органа управления организации. Выплаты, производимые членам ревизионной комиссии в связи с их поездками в целях осуществления контроля за деятельностью представительств организации, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Правоприменительная практика


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2006 г. № Ф03-А73/06-2/948
Кредитный потребительский кооператив был привлечен к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество организаций.
Кооператив ошибочно отразил в бухгалтерском учете находящиеся на его балансе квартиры по счету 01 «Основные средства», затем самостоятельно исправил ошибку и отразил данное имущество по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности». По мнению налогового органа у кооператива имелась обязанность по уплате налога на имущество организаций, поскольку приобретенные им квартиры изначально приняты к учету в качестве основных средств и являются объектом налогообложения данным налогом, а перевод имущества в состав доходных вложений не предусмотрен нормами налогового законодательства, поэтому объект обложения налогом на имущество у кооператива имелся.
В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении предназначен счет 01 «Основные средства»; счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Таким образом, в случае принятия организацией изначально к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но предназначенных не для использования их непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, указанные объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности и учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
В этой связи арбитражным судом сделан вывод о том, что кооператив правомерно представил уточненные налоговые декларации без включения в налоговую базу стоимости квартир, приобретаемых для последующей продажи членам-пайщикам, поэтому у инспекции отсутствовали правовые основания для признания объектом налогообложения спорных квартир.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты


Приказ Минфина РФ от 9 июня 2006 г. № 88н «Об утверждении Положения о порядке согласования правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2006 г., регистрационный № 8042.
• Утверждено новое Положение о порядке согласования правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
• Правила внутреннего контроля указанных организаций, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, представляются на согласование в межрегиональные управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по федеральным округам. Согласно прежнему Положению правила согласовывались в Комитете РФ по финансовому мониторингу.
• Детализируется порядок представления правил на согласование, устанавливаются основания отказа в согласовании правил, предусматривается ведение межрегиональными управлениями Росфинмониторинга досье согласований указанных правил по каждой организации.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты


Указание ЦБР от 6 июня 2006 г. № 1693-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2006 г., регистрационный № 8022. Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 12 июля 2006 г. № 39.
• В связи с изменениями процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности внесены соответствующие изменения в предоставляемые документы при реорганизации в форме слияния и присоединения кредитных организаций. При слиянии в территориальное учреждение Банка России направляются документы, предусмотренные нормативным актом Банка России, регламентирующим процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности и ходатайство о выдаче лицензии на осуществление банковских операций. При присоединении, если кредитная организация ходатайствует о выдаче ей новой лицензии на осуществление банковских операций, в территориальное учреждение Банка России направляется помимо документов, предусмотренных нормативным актом Банка России, 1 экземпляр ходатайства кредитной организации о выдаче ей новой лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России. Исключено положение о предоставлении документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Письмо ЦБР от 4 июля 2006 г. № 92-Т «Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.2003 N 1346-У»
• На третий квартал 2006 года Банком России устанавливаются новые рублевые эквиваленты минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размера собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и(или) открытия их филиалов, размера собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка. Рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков, независимо от доли участия в них иностранного капитала, на день подачи документов в территориальное учреждение Банка России должен составлять не менее 169 879 500 рублей. Для создаваемых небанковских кредитных организаций на день подачи документов - не менее 16 987 950 рублей. Рублевый эквивалент собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, по состоянию на первое число месяца, предшествующее дню подачи документов в территориальное учреждение Банка России, должен быть не менее 169 879 500 рублей. Для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, по состоянию на первое число месяца, предшествующее дню подачи документов в территориальное учреждение Банка России - не менее 169 879 500 рублей.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты


Приказ Минэкономразвития РФ от 20 апреля 2006 г. № 103 «Об образовании Совета по развитию кредитования малого предпринимательства и микрофинансирования при Минэкономразвития России»
• Создан Совет по развитию кредитования малого предпринимательства и микрофинансирования при Минэкономразвития России, утверждено Положение о Совете, определен состав Совета.
• Совет по развитию кредитования малого предпринимательства и микрофинансирования при Минэкономразвития России является совещательным органом, образованным для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, общественных организаций, представителей банковского и микрофинансового сообществ с целью развития кредитования малого предпринимательства, а также подготовки предложений по развитию правовой среды для микрофинансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства, улучшению имиджа микрофинансовых институтов, привлечению внимания к этим секторам крупных финансовых компаний, российских и иностранных банков.
• Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты


Приказ Минюста РФ от 15 июня 2006 г. № 213 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2006 г., регистрационный № 7974. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 июля 2006 г. № 27.
• Инструкция направлена на установление единой практики государственной регистрации ипотеки, возникающей на основании договора или закона, в том числе при уступке прав по договору об ипотеке и уступке права требования по обеспеченному ипотекой обязательству, переходе прав на предмет ипотеки, удостоверения закладной прав залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о законных владельцах закладной.

Приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 г. № 222 «Об утверждении Порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 2006 г., регистрационный № 8028. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 июля 2006 г. № 29.
• Проверки проводятся не чаще одного раза в год. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных (например, жалоб граждан, запросов организаций), указывающих на нарушение законодательства Российской Федерации некоммерческой организацией, а также с целью проверки устранения выявленных ранее нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения.
• В случае выявления нарушений, не связанных с контрольными полномочиями Росрегистрации, материалы, полученные при проведении проверки, направляются в соответствующий контрольный или надзорный орган. Росрегистрацией могут быть запрошены у других некоммерческих организаций документы, относящиеся к деятельности проверяемой некоммерческой организации.
• Срок проведения проверки не может превышать 30 дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации распоряжением (поручением) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
• Проверка проводится за период, не превышающий 3 лет деятельности некоммерческой организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
• Проверка проводится с предварительным письменным уведомлением некоммерческой организации. При проведении проверки руководитель некоммерческой организации обязан содействовать проведению проверки, в частности, при наличии возможности предоставить на срок проведения выездной проверки отдельное изолированное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с проверяющим), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи.
• По результатам проверки могут быть приняты решения о вынесении письменного предупреждения; о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях; о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях или уголовных преступлениях; о приостановлении деятельности; л предъявлении в суд искового заявления о ликвидации некоммерческой организации.


Назад