русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за август 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.





Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. № 165, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 ст. 3436.
• Изменения внесены преимущественно в часть первую Налогового кодекса РФ и касаются едва ли ни всех аспектов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Так, в новой редакции изложены статьи, регулирующие вопросы проведения налоговых проверок, принятия решений по результатам проверок и обжалования действий налоговых органов.
• Внесены изменения в статью 23 «Обязанности налогоплательщика», в частности, сокращен срок информирования об открытии или закрытии банковских счетов.
• Установлено, что обязанность по уплате налога не считается исполненной, если в платежном документе неверно указаны реквизиты платежа.
• При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в некоторых иных случаях, налогоплательщик сможет представлять налоговую декларацию по упрощенной форме.
• Изменены правила налогового учета обособленных подразделений: в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
• Установлена минимальная сумма штрафа за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев в размере 40 000 рублей.
• Внесены изменения в главу 21 «Налог на добавленную стоимость», в частности, по вопросу возмещения налога.
• Для цели уплаты НДФЛ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
• Внесены иные многочисленные изменения.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июля 2006 г. № 3-05-02-04/189
• Письмо касается вопроса налогообложения единым социальным налогом сумм компенсации расходов по проезду, проживанию подрядчиков при выполнении работ по договорам гражданско-правового характера (договорам подряда) и сообщает следующее.
• Положениями статьи 709 Гражданского кодекса РФ в оплату работ по договору подряда включается не только вознаграждение за выполненную работу, но и компенсация издержек подрядчика по данному договору. Вместе с тем компенсация издержек лица, выполняющего работы по договору подряда, направлена на погашение расходов (документально подтвержденных), произведенных подрядчиком в интересах заказчика работ, и, соответственно, не может рассматриваться в качестве оплаты самой работы. Поэтому объектом налогообложения ЕСН могут быть только вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а не все выплаты по таким договорам.

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/576
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 1 августа 2006 г. № 29.
• Письмо касается вопроса определения для цели налогообложения выкупной цены предмета лизинга: имеют ли право стороны договора лизинга определять выкупную цену предмета лизинга в незначительном размере (например, 1 рубль).
• Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества и на основании указанного пункта статьи 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
• В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны договора лизинга вправе определить выкупную цену предмета лизинга в размере 1 рубль. При этом следует учитывать, что статья 40 НК РФ, устанавливающая принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения прибыли, не содержит каких-либо исключений в отношении выкупа предмета лизинга. При этом рыночная цена перехода права собственности на предмет лизинга, по нашему мнению, должна определяться как цена выкупа предмета лизинга, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/577
Текст письма опубликован в журнале «Нормативные Акты для бухгалтера» от 8 августа 2006 г. № 15.
• Письмо касается вопроса учета для целей налогообложения прибыли курсовых разниц, образовавшихся в связи изменением курса доллара США по отношению к рублю по средствам, поступившим в иностранной валюте по договору займа.
• Курсовые разницы (положительные и отрицательные) в связи с переоценкой суммы долгового обязательства в виде займа, выданного в иностранной валюте, учитываются для целей налогообложения прибыли российской организацией-заемщиком и определяются в налоговом учете на дату прекращения (исполнения) долгового обязательства по возврату кредита с учетом процентов (предусмотренных кредитным договором) и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.



Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. № 165, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3446.
• К числу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
• Установлены случаи, когда не проводится идентификация клиента, а также установление и идентификация выгодоприобретателя.
• Федеральный закон вступил в силу 9 августа 2006 г.


Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты


• Положение ЦБР от 4 июля 2006 г. № 290-П «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 августа 2006 г., регистрационный № 8144.
• Устанавливается разрешительный порядок для учреждения кредитными организациями дочерних организаций на территории иностранных государств и для приобретения статуса основного общества в отношении действующих юридических лиц-нерезидентов, в которых кредитная организация будет иметь возможность определять решения, принимаемые органами управления данной организации.
• Разрешение может быть выдано при направлении кредитной организацией ходатайства о его выдаче и при ее соответствии ряду требований. В частности, такая организация должна иметь генеральную лицензию и осуществлять свою деятельность в течение не менее 3 лет с даты государственной регистрации, иметь собственные средства (капитал) в размере не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро, не иметь задолженностей перед бюджетом и Банком России.
• Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. № 165, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3445.
• При создании акционерного общества путем учреждения предусмотрена возможность избрания ревизионной комиссии, утверждения аудитора учредителями (учредителем) общества.
• Значительно детализирован порядок осуществления процедур при реорганизации общества (разделении, выделении, слиянии, присоединении).
• Приняты поправки в порядок изменения устава общества или утверждения устава общества в новой редакции.
• Изменены процедуры принятия решений об уменьшении уставного капитала.
• Из компетенции общего собрания акционеров исключен вопрос об участии общества в холдинговых компаниях. Ряд предлагаемых поправок уточняет правила созыва и проведения общего собрания акционеров при реорганизации общества.
• Внесены изменения в порядок осуществления акционерами права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций.
• Уточнен порядок определение цены (денежной оценки) имущества акционерного общества в случае совершения сделок, в которых имеется заинтересованность.
• Значительное число поправок носит редакционный характер.
• Федеральный закон вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. № 165, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3439.
• Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дополнен перечнем случаев, когда коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии отдельные банковские операции. Установлены также условия осуществления таких операций. К указанным операциям относится принятие от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги.
• Федеральный закон вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. № 165, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.
• Закон представляет собой модификацию Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который перестал соответствовать современным реалиям использования информационных технологий.
• Закон вводит понятие «обладатель информации». Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Установлены права обладателя информации (в частности, право передавать информацию другим лицам по договору и защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами) и обязанности (в частности, принимать меры по защите информации и ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами).
• В законопроекте раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети.
• Признаны утратившими силу ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».
• Федеральный закон вступил в силу 9 августа 2006 г.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации»
• Разъяснен порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций.
• ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Таким образом, процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, опубликование в органах печати этих решений, и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.

Правоприменительная практика


• Решение Верховного Суда РФ от 1 августа 2006 г. № ГКПИ06-735 «О порядке оформления документов при подаче заявления на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Текст решения опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 15 августа 2006 г. № 31.
В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. были утверждены Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, пунктом 3 которых предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Оспариваемый пункт Требований фактически определяет необходимость подачи документов на регистрацию не только по месту нахождения регистрирующего органа, как указано в Законе, но и возлагает эту обязанность непосредственно на заявителя, чего не следует из приведенного выше Федерального закона. Следовательно, применительно к данному случаю, Правительство РФ не вправе было ограничивать, по сравнению с Федеральным законом, права граждан по представлению документов в регистрирующий орган непосредственно ими самими, исключив при этом их право на осуществление таких действий через своего представителя или любого другого лица.
Суд признал абзац 1 пункта 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439, в части содержащегося в нем после слов «представляется в регистрирующий орган непосредственно» слова «заявителем» недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.


Назад