русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за сентябрь 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.





Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Минфина РФ от 7 июля 2006 г. № 03-04-15/131
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 12 сентября 2006 г. № 35, в газете «Экономика и жизнь», сентябрь 2006 г., № 37.
• Рассматривается вопрос о принятии к вычету НДС, уплаченного лизингодателем при приобретении имущества, являющегося предметом лизинга и отраженного на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. При этом по товарам, относящимся к основным средствам, вычет налога производится после принятия на учет данных товаров в качестве основных средств. Что касается условия, установленного пунктом 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», согласно которому актив может приниматься организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если организация не предполагает последующую перепродажу данного актива, то, по нашему мнению, факт перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга не является достаточным обстоятельством, не позволяющим принимать к вычету суммы НДС, уплаченные лизингодателем при приобретении предмета лизинга.
• Для принятия решения об отказе в вычете НДС в части выкупной стоимости лизингового имущества, включенной в лизинговые платежи, достаточных оснований не имеется, поскольку определение для целей вычета НДС величины выкупной стоимости, включенной в лизинговые платежи, как авансового платежа по приобретаемому оборудованию, видимо, возможно только при наличии договора купли-продажи, которого до перехода права собственности на это оборудование не имеется. Поэтому в случае включения сумм выкупной стоимости имущества в лизинговые платежи вычет НДС, уплаченного лизингополучателем лизингодателю, следует производить лизингополучателю в полной сумме на основании счетов-фактур, оформленных лизингодателем по лизинговым платежам с учетом выкупной стоимости имущества. Данный порядок вычетов НДС, по нашему мнению, следует применять также в случае уплаты выкупной стоимости имущества одновременно с лизинговыми платежами (но без включения в эти платежи).

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 августа 2006 г. № 03-11-02/169
Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», сентябрь 2006 г., № 38, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 26 сентября 2006 г. № 37.
• Письмо касается вопроса применения с 1 января 2006 года упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, являющимися участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
• Если налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов с 1 января 2003 года, то он вправе был с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, и являться участником простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
• Если у налогоплательщика, являющегося участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, выбравшего объект налогообложения в виде доходов, на 1 января 2006 года не истек трехлетний срок применения указанного объекта налогообложения, он должен был с 1 января 2006 года прекратить участие в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности) или договоре доверительного управления имуществом или перейти на общий режим налогообложения.
• В случае если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и в течение 2006 года стал участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то он утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором стал участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 августа 2006 г. № 03-11-04/2/157
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 22 августа 2006 г. № 32.
• Письмо касается вопроса исчисления ЕСН при применении упрощенной системы налогообложения в случаях выплаты заработной платы за счет целевых средств.
• По мнению Департамента, некоммерческая организация переходит на упрощенную систему налогообложения в отношении своей предпринимательской деятельности. Доходы в виде технической помощи не относятся к предпринимательской деятельности, и произведенные за счет них расходы, в частности на выплату заработной платы, не учитываются в составе расходов, учитываемых в целях исчисления налога по предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения. В этой связи, на суммы заработной платы, выплачиваемой за счет денежных средств в виде технической помощи, начисляется единый социальный налог в порядке, установленном главой 24 НК РФ. При этом налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения.

• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июля 2006 г. № 03-06-03-04/69
• Письмо касается вопроса уплаты государственной пошлины за удостоверение копий учредительных документов в случае, если в устав и (или) учредительный договор были внесены изменения в виде отдельного документа.
• Государственная пошлина за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций уплачивается в размере 500 рублей за каждый учредительный документ независимо от его формата и правового положения (статуса) юридического лица. При этом учредительный договор и устав не могут рассматриваться как единый учредительный документ юридического лица.
• Что касается конкретного размера государственной пошлины за свидетельствование верности копий изменений, вносимых в учредительные документы, то он НК РФ не определен. Вместе с тем, подпунктом 26 пункта 1 статьи 333-24 НК РФ за совершение прочих нотариальных действий определено взимание государственной пошлины в размере 100 рублей. Учитывая изложенное, за свидетельствование нотариусами верности копий изменений, вносимых в учредительные документы, должна взиматься государственная пошлина в размере 100 рублей.


Правоприменительная практика



• Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2006 г. № Ф09-6683/06-С2
Кредитный потребительский кооператив граждан обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, соответствующих пени и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Рассматриваемый спор связан с установлением налоговым органом факта занижения налогоплательщиком налоговой базы по НДС на сумму выручки, полученной в виде процентов по операциям по оказанию финансовых услуг по предоставлению займов в неденежной (вексельной) форме.
В силу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению операции по оказанию финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. В проверенном налоговом периоде кооператив осуществлял уставную деятельность по предоставлению гражданам членам кооператива целевых займов на приобретение товаров (работ, услуг), при этом займы выдавались посредством передачи заемщикам собственных векселей, погашавшихся кооперативом по предъявлении ему указанных векселей продавцами приобретенных заемщиками товаров (работ, услуг). Суд пришел к выводу, что совершенные кооперативом операции представляли собой предоставление займов в денежной форме, вследствие чего не подлежали налогообложению НДС.
Довод инспекции о том, что передачу векселя по договору займа следует рассматривать как его реализацию, судом кассационной инстанции не был принят, поскольку в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции по реализации ценных бумаг также не подлежат налогообложению НДС.


Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты



• Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2006 г. № 582 «О внесении изменений в Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 сентября 2006 г. № 214, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 сентября 2006 г. № 39 ст. 4090.
• Направления использования субсидий, предоставленных на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, дополнены субсидированием части затрат по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг); а также субсидированием части затрат по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
• Установлен порядок предоставления субсидий для случаев, когда заемщик произвел затраты в иностранной валюте, а также для случаев участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.
• Уточнены правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий по развитию системы кредитования субъектов малого предпринимательства разными видами потребительских кооперативов.
• Субъекту Российской Федерации может быть предоставлена субсидия на финансирование иных, не предусмотренных Правилами мероприятий, осуществляемых субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого предпринимательства.
• Постановление вступило в силу 4 октября 2006 г.

• Письмо ЦБР от 17 июля 2006 г. № 08-17/2540 «О применении Указания Банка России от 14.11.2001 № 1050-У» Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 12 сентября 2006 г. № 35.
• Письмо касается распространения действия Указания Банка России от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями. Указанным нормативным актом Банка России предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в 60 000 рублей по одной сделке.
• Согласно ст. 23 (3) ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В связи с изложенным, нормы Указания № 1050-У распространяются на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями.


Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Федеральной налоговой службы от 24 августа 2006 г. № ШТ-6-09/849 «О неприменении писем ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, от 07.12.2004 № 09-0-10/4831»
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии для бухгалтера и юриста» от 11 сентября 2006 г. № 18, в газете «Экономика и жизнь», сентябрь 2006 г., № 38, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 26 сентября 2006 г. № 37.
• Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2006 № 2817/06 письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, обязывающее юридические лица представлять в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001 (о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы), подписанное прежним руководителем юридического лица, было признано несоответствующим действующему законодательству о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой связи указанное письмо, а также изданное к нему в дополнение письмо ФНС России от 07.12.2004 № 09-0-10/4831 не подлежат применению.


Назад