русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2007 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2007 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение


Принятые нормативные правовые акты


Письмо Минфина РФ от 14 марта 2007 г. № 03-02-07/2-44
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии для бухгалтера и юриста» от 2 мая 2007 г. № 9.
• В письме рассматривается вопрос о квалификации операций по предоставлению займа на безвозмездной основе и применении статьи 40 НК РФ при проверке налоговыми органами правильности применения цен по договорам займа и кредита.
• Приводятся правовые нормы, которые дают возможность для цели налогообложения прибыли квалифицировать предоставление займа как услугу и, соответственно, в ходе налоговой проверки применять рыночные цены в случаях, предусмотренных статьей 40 НК РФ. Но одновременно приводится судебная практика по данному вопросу и, в частности, сообщается позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении от 3 августа 2004 г. № 3009/04, согласно которой пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов не может оцениваться как правоотношения по оказанию услуг .
• По мнению Минфина, для обеспечения определенности применения статьи 40 НК РФ в отношении договоров займа и кредита требуется дополнительное законодательное регулирование. Впредь до внесения необходимых изменений в Налоговый кодекс РФ у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения к указанным договорам положений статьи 40 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/238
Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 22 мая 2007 г. № 10.
• Письмо касается налогообложения курсовой разницы, которая возникла у организации, получившей целевые средства.
• При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации…», т.е. в виде технической или гуманитарной помощи. Несмотря на это доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки средств и иного имущества, стоимость которых выражена в иностранной валюте, полученных организацией в виде безвозмездной помощи, следует учитывать в составе доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли организаций.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 марта 2007 г. № 03-04-06-02/43
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 1 мая 2007 г. № 17, в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 17 апреля 2007 г. № 8.
• Письмо касается вопроса налогообложения НДЛФ и ЕСН суммы компенсации командировочных расходов.
• Указано, что нормы расходов на выплату суточных в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждены постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729, а нормы расходов на выплату суточных в коммерческих организациях утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93. В то же время специальные нормы суточных, выплачиваемых некоммерческими организациями из целевых средств, не установлены. Налоговым кодексом РФ не предусмотрены также нормы суточных только для целей обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Однако применение некоммерческими организациями норм размера суточных, установленных постановлением № 93, для цели налогообложения НДФЛ и ЕСН не противоречит Налоговому кодексу РФ.
• Фактический размер суточных в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации и может превышать установленные нормы. При этом сумма суточных, превышающая установленные нормы, будет являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 мая 2007 г. № 03-04-06-01/139
• Письмо касается вопроса исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ в случае приобретения товаров у индивидуального предпринимателя за наличный расчет через подотчетных лиц.
• Организация не является налоговым агентом в отношении доходов индивидуального предпринимателя, у которого она закупает товары, и не представляет сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
• Подтверждением того, что товар был приобретен у индивидуального предпринимателя, могут служить товарные чеки и чеки ККМ (ККТ), либо иные документы, оформленные в установленном порядке, содержащие информацию об основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя и идентификационном номере налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.

Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты


Указание ЦБР от 25 апреля 2007 г. № 1821-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории посредством обращения в отделения почтовой связи»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 мая 2007 г., регистрационный № 9494.
Текст указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 23 мая 2007 г. № 30.

• Субъект кредитной истории вправе получить информацию о бюро кредитных историй (БКИ), в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, либо об отсутствии такой информации, направив соответствующий запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) телеграммой. Приводится перечень сведений, которые необходимо указать в составе запроса, если субъект кредитной истории является физическим лицом или юридическим лицом.
• Подпись субъекта кредитной истории (представителя субъекта кредитной истории) на телеграмме заверяется работником отделения почтовой связи (отделения электросвязи).
• Запрос должен содержать адрес электронной почты субъекта кредитной истории, на который направляется ответ из ЦККИ. Установлены порядок и формы ответа для различных случаев (если в ЦККИ имеется информации о БКИ, в котором хранится кредитная история; если имеется информация о нескольких БКИ, в которых хранятся кредитные истории субъекта кредитной истории; если сведения по данному субъекту кредитной истории не найдены и т.д.)
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Указание ЦБР от 14 мая 2007 г. № 1828-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2007 г., регистрационный № 9521.
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 30 мая 2007 г. № 32.

• Утвержден перечень документов, представляемых кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России при реализации дополнительных акций.
• Уточнен перечень документов, представляемых кредитной организацией для государственной регистрации изменений, вносимых в ее устав в связи с увеличением (уменьшением) уставного капитала.
• Регламентирована процедура внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведений об открытии (изменении местонахождения, закрытии) операционного офиса.
• Кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России протокол заседания общего собрания участников (акционеров) кредитной организации, на котором было принято решение об избрании (об освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета), не позднее 15 календарных дней после закрытия общего собрания.
• В случае реорганизации кредитных организаций в форме акционерного общества совместное общее собрание акционеров не проводится. Также не проводится общее собрание акционеров вновь создаваемого общества при реорганизации в форме разделения или выделения кредитной организации в форме акционерного общества. Для государственной регистрации создаваемой в результате преобразования кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению вместо протокола общего собрания учредителей кредитной организации представляется протокол общего собрания участников (акционеров) реорганизуемой кредитной организации, в котором зафиксировано решение о реорганизации, а также решения по иным вопросам, установленным федеральными законами.
• Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Законопроекты


Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 29 января 2007 г. № 88-р Министерством экономического развития и торговли РФ был издан приказ от 16 марта 2007 г. № 91, которым утверждены мероприятия Минэкономразвития России по выполнению плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2007 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).
Планом предусмотрена, в частности, разработка проекта федерального закона о микрофинансовых организациях (создание правовых основ деятельности микрофинансовых организаций, определение особенностей деятельности, направленных на создание механизмов страхования рисков микрофинансовых организаций, обеспечение доступа в бюро кредитных историй), а также подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (уточнение механизмов создания и регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, включая установление финансовых нормативов).
Указанные законопроекты планируется представить в Правительство Российской Федерации в октябре 2007 г. Внесение законопроектов в Государственную Думу предполагается в декабре.

Защита прав организаций


Правоприменительная практика


Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2007 г. № 88-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации «Кредитный потребительский кооператив граждан «Содействие» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации»
Кредитный потребительский кооператив граждан предоставил заем и заключил с заемщиком договор залога принадлежавшего заемщику автомобиля. В дальнейшем в результате ряда сделок автомобиль перешел в собственность Иванова, который приобрел его по договору купли-продажи у некоего третьего лица. Кооператив добился наложения ареста на заложенный автомобиль, но Иванов обратился в суд и выиграл дело: суд признал его добросовестным приобретателем.
Кредитный потребительский кооператив граждан обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ в попытке оспорить конституционность положения пункта 1 статьи 302 ГК РФ, согласно которому имущество, возмездно приобретенное у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), может быть истребовано собственником от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Конституционный Суд Российской Федерации не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Норма, содержащаяся в пункте 1 статьи 302 ГК РФ, направленная на защиту интересов добросовестного приобретателя и устанавливающая условия, при которых собственник вправе истребовать у него спорное имущество, сама по себе не регулирует вопросы обращения взыскания на предмет залога, не прекращает право залога в случае перехода права собственности на заложенное имущество и как таковая не нарушает конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе. Выбор же эффективного способа защиты своих прав как залогодержателя осуществляется самим заявителем в соответствии со статьей 12 ГК РФ с учетом специальных положений гражданского законодательства, регулирующих залоговые правоотношения.
Как следует из жалобы, удовлетворяя требования Иванова о признании за ним права собственности на автомобиль и освобождении его от ареста и признавая Иванова добросовестным приобретателем в соответствии с положениями статьи 302 ГК РФ, суд общей юрисдикции исходил из того, что автомобиль приобретен Ивановым на законных основаниях в период, когда владение автомобилем вышло из-под контроля Кооператива, поскольку исполнительное производство путем обращения взыскания на заложенное имущество было окончено в марте 2003 года, а вновь возобновлено в феврале 2004 года, и Кооперативом не представлены доказательства того, что в момент возмездного приобретения спорного имущества Иванов знал или мог знать об отсутствии у собственника права на отчуждение либо об обременении имущества правами третьих лиц.
Таким образом, Кооперативом фактически ставится вопрос о проверке законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных решений. Между тем разрешение данных вопросов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.


Назад