русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2007 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за март 2007 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 23 марта 2007 г. № 38-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 марта 2007 г. № 62, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 марта 2007 г. № 13 ст. 1465.
• Внесены изменения в пункт 6 статьи 217 части второй НК РФ, касающиеся налогообложения НДФЛ индивидуальных грантов. Суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от налогообложения, если грантодателем является не только международная или иностранная организация, но и российская организация, если она включена в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 15 марта 2007 г. № 159 «О внесении изменений в перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 923»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 22 марта 2007 г. № 58, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 марта 2007 г. № 12 ст. 1423.
• Из перечня исключена одна грантодающая организация, и перечень дополнен девятью новыми грантодателями.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 марта 2007 г. № 03-07-07/07
• Письмо касается вопроса применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по выдаче поручительств за третьих лиц.
• Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС. В указанный перечень включены осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе операции по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, а также операции по осуществлению отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензий Центрального банка Российской Федерации. Если организация не является банком и право осуществлять отдельные банковские операции без лицензии ЦБ РФ законодательством Российской Федерации на такую организацию не возложено, операции по выдаче поручительств за третьих лиц облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 марта 2007 г. № 03-11-04/2/63
• Письмо касается вопроса определения доходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
• В случае если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации, денежные средства, полученные организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, не признаются доходом для целей налогообложения. При этом Налоговым кодексом РФ не установлены какие-либо ограничения по использованию полученных средств, в том числе направляемых на погашения займа и оплату процентов.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2007 г. № Ф03-А73/06-2/5259
Налоговая инспекция установила, что организация по договорам займа предоставляла юридическим лицам денежные средства под 18, 20, 24, 25 процентов. Наряду с этим, отдельным юридическим лицам организацией предоставлялись беспроцентные займы, а также займы под незначительные проценты, что, по мнению инспекции, повлекло занижение внереализационного дохода, поэтому инспекция, применив положения статьи 40 НК РФ, доначислила организации налог на прибыль.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, оспорил решение в этой части. Суд кассационной инстанции отметил следующее.
Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Согласно пункту 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) предоставляет в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода или качества. Таким образом, обязательный признак услуги - реализация результатов деятельности, не имеющей материального выражения, в то время как по договору займа деятельность не осуществляется. Следовательно, заемные отношения следует рассматривать не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами. В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.1998 № 13/14 отмечено, что проценты, уплачиваемые заемщиками на сумму займа в размере и в порядке, определенных пунктом 1 статьи 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами и подлежат уплате должником по правилам об основном денежном долге.
Проценты по займам для целей налогообложения прибыли организаций не могут рассматриваться как доходы (расходы) от реализации услуг. В связи с изложенным, доход от передачи имущества в пользование может облагаться как доход от реализации услуг только в том случае, если он специально (хотя бы косвенно) назван таковым в налоговом законодательстве. Проценты по долговым обязательствам согласно пункту 6 статьи 250 и подпункту 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) налогоплательщика. Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения статьи 40 НК РФ к процентам, начисленным по договорам займа при исчислении налога на прибыль организаций.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 февраля 2007 г. № А62-3895/06
Потребительское общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как, по мнению налоговой инспекции, Общество неправомерно (в нарушение пункта 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС № 62 от 07.04.1988 «О служебных командировках в пределах СССР») не включило в налогооблагаемую базу по НДФЛ и ЕСН суммы компенсационных выплат, произведенных работникам, которые фактически находились в командировке 1 день (между временем отъезда в командировку и временем прибытия из нее проходило менее 24 часов).
Суды нескольких инстанций пришли к следующему выводу.
Компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не подлежат налогообложению НДФЛ (пункт 3 статьи 217 НК РФ), ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ), страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). В то же время законодательством о налогах и сборах понятие «компенсаций» и порядок их выплат не установлены, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ в данном случае подлежат применению соответствующие нормы трудового законодательства. Статьей 164 ТК РФ определено, что под компенсацией понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Так, согласно статье 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
В соответствии с положениями статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной форме. При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах (статья 166 ТК РФ), поэтому и расходы, произведенные работником с разрешения работодателя, осуществляются именно в интересах работодателя. Таким образом, расходы на питание представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Своими постановлениями Общество приняло решение о выплате работникам, совершающим служебные поездки на расстояние более 150 км, командировочных (компенсационные выплаты на питание) в размере 106 руб. в день независимо от времени нахождения в поездке. Как установлено судом, работники при направлении в командировку получали командировочные в сумме 106 руб., т.е. в размере, установленном локальным нормативным актом Общества. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты являются компенсационными и не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

Деятельность кредитных организаций

Правоприменительная практика

Указание ЦБР от 21 февраля 2007 г. № 1794-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 07 марта 2007 г., регистрационный № 9071. Текст указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 21 марта 2007 г. № 15.
Изменения касаются условий получения кредитными организациями лицензий на осуществление банковских операций при их создании и открытия (закрытия) подразделений кредитной организации (филиала) на территории РФ. В частности, здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, может находиться у учредителя не только на праве собственности или аренды, но и на праве субаренды. Если указанное здание (помещение) не вносится в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, оно может быть предоставлено ей в аренду, субаренду или безвозмездное пользование.
• Расширен перечень внутренних структурных подразделений, которые вправе открывать кредитная организация (филиал).
• Кредитные организации наделены правом переводить свои филиалы в статус внутренних структурных подразделений. Определен порядок осуществления такого перевода.
• Указание вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 марта 2007 г. № 46, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1151.
• Федеральный закон «О некоммерческих организациях» дополнен статьей 30.1, согласно которой в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
• Аналогичная правовая норма внесена в целый ряд законов, регулирующих порядок несения государственной и муниципальной службы, в частности, в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О мировых судьях в Российской Федерации», законы РФ «О милиции», «О статусе судей в Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 марта 2007 г. № 47, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152.
• Некоторые положения Закона могут иметь отношение к деятельности микрофинансовых организаций.
• В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления с, в частности, органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2007 г.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минюста РФ от 22 февраля 2007 г. № 39 «Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2007 г., регистрационный № 9045.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 22 марта 2007 г. № 58.

• Росрегистрация принимает решения о государственной регистрации, а также учитывает символику, используемую для индивидуализации предмета, целей деятельности некоммерческой организации, предусмотренной ее учредительными документами. К символике некоммерческих организаций относится эмблема.
• Приводится перечень документов, которые необходимо представить в Росрегистрацию. Утверждена форма заявления.
• Дата приоритета символики, определяемая в случаях, когда разными заявителями (представителями разных некоммерческих организаций) для принятия решения о регистрации поданы заявления на тождественные или сходные до степени смешения символики, устанавливается по дате представления (поступления по почте) в Росрегистрацию документов, необходимых для принятия решения о регистрации символики. В указанных целях дата представления (получения по почте) документов фиксируется с точностью до минуты.
• Указан порядок работы с документами. Так, рассмотрение заявления и подготовка соответствующего решения осуществляется в течение тридцати рабочих дней со дня представления заявления. С учетом сложности проверки, объема и количества рассматриваемой информации, в том числе при необходимости направления запросов, срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на тридцать рабочих дней.
• По результатам рассмотрения заявления может быть принято решение о регистрации символики либо об отказе в ее регистрации, оформляемое распоряжением Росрегистрации. В случае принятия решения о регистрации символики заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения выдается один экземпляр изображения и описания символики, удостоверенные штампом о государственной регистрации символики.
• Перечислены основания отказа в регистрации символики.
• Росрегистрация ведет учет зарегистрированной символики. Каждая символика учитывается за соответствующим номером, который проставляется в штампе о государственной регистрации символики.


Назад