русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2007 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за апрель 2007 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2007 г. № 03-11-04/2/70
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 17 апреля 2007 г. № 15.
• Письмо содержит ответ на вопрос, заданный кредитным потребительским кооперативом граждан, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы. По мнению кооператива, доходом КПКГ являются проценты, полученные за пользование займами, выданными из собственных средств кооператива, тогда как проценты, полученные за пользование займами, выданными за счет личных сбережений граждан, не являются доходом кооператива, т.к. личные сбережения членов кредитного потребительского кооператива, привлекаемые в фонд финансовой взаимопомощи, не являются собственностью кооператива и не обременяются исполнением его обязательств.
• Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики считает, что организация, являющаяся кредитным потребительским кооперативом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы должна учитывать денежные средства, полученные в виде процентов по договорам займа, заключаемым с гражданами - членами кооператива. При этом не имеет значения, из какого источника получены денежные средства, предоставляемые указанным гражданам по договорам займа.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/78
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 24 апреля 2007 г. № 16.
• В письме содержится ответ на вопрос об учете доходов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему, при получении беспроцентного займа.
• В соответствии со статьей 346.15 НК РФ налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы в соответствии со статьей 250 НК РФ. В связи с тем, что статьей 250 НК РФ не предусмотрено включение в состав внереализационных доходов налогоплательщиков сумм материальной выгоды по договорам беспроцентного займа, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, суммы материальной выгоды по таким договорам определять не должны.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 марта 2007 г. № 03-03-06/1/168
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 10 апреля 2007 г. № 14.
• Письмо касается вопроса о порядке налогообложения налогом на прибыль при получении учреждением основного средства, оплаченного третьим лицом по договору пожертвования.
• К целевым поступлениям, не учитываемым в составе доходов, относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Согласно положениям статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
• Пунктом 1 статьи 572 ГК РФ предусмотрено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством пожертвование может быть сделано только в форме дарения вещи или права. Гражданским кодексом РФ не предусмотрена возможность осуществления пожертвования в форме освобождения некоммерческой организации от имущественной обязанности перед третьим лицом по оплате товаров. Указанную операцию следует рассматривать как обычное дарение. При этом сумма оплаты товаров третьим лицом подлежит включению в состав доходов некоммерческой организации, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Письмо ЦБР от 3 апреля 2007 г. № 36-Т «О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года N 1755-У»
Текст письма опубликован в «Вестнике Банка России» от 11 апреля 2007 г. № 19.
• Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка составляет 173322000 рублей.
• Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации составляет 17332200 рублей.
• Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) составляет 173322000 рублей.
• Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, составляет 173322000 рублей.

Письмо ЦБР от 27 марта 2007 г. № 32-Т «О рекомендациях по организации взаимодействия территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций (филиалов) с автоматизированной системой «Центральный каталог кредитных историй».
• Субъект кредитной истории (пользователь кредитной истории) вправе получить информацию о бюро кредитных историй, обратившись с запросом в письменной форме в любую кредитную организацию (головной офис, филиал или дополнительный офис кредитной организации).
• Разработаны Рекомендации по организации взаимодействия территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций (филиалов) с автоматизированной системой «Центральный каталог кредитных историй»

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 апреля 2007 г. № 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2007 г. № 17 ст. 1930.
• С 1 сентября 2007 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 2 300 рублей в месяц. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
• Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 133.1, касающейся установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. После заключения регионального соглашения работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, предлагается присоединиться к нему. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной»
Текст Постановления опубликован в «Российской газете» от 30 марта 2007 г. № 66, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 апреля 2007 г. № 14 ст. 1742.
• Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ законоположение, устанавливающее максимальный размер пособия по беременности и родам, который в настоящее время составляет 16 125 рублей.
• Конституционный Суд РФ признал норму о максимальном размере пособия по беременности и родам, в настоящее время действующую в редакции Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» (часть 1 статьи 13), не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данной нормой несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму. Данная норма утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления.
• Федеральному Собранию надлежит в течение шестимесячного срока внести в действующее законодательство изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Гражданское законодательство

Законопроекты

Депутатом Государственной Думы К.Ф. Затулиным был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Законопроект предусматривал внесение изменения в пункт 1 статьи 5 указанного закона, содержащий норму о праве создания филиалов и открытия представительств некоммерческих организаций на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством, дополнив ее таким правом в отношении территорий иностранных государств на основе международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.
Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства РФ (письмо № 123п-П44), отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму от 7 марта 2007 г. и был снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
Некоммерческим организациям, которые регистрируют свои уставы (изменения уставов) в Росрегистрации, могут быть интересны аргументы, приведенные в отзыве и заключении.
Как Гражданский Кодекс РФ, так и положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» не содержат запрета или каких либо ограничений на создание российскими некоммерческими организациями филиалов и представительств за рубежом. Не наделен таким правом лишь ряд некоммерческих организаций в соответствии со специальными законами о них (федеральные законы «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Поскольку некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, создание филиалов и открытие представительств вне пределов территории Российской Федерации должно быть обусловлено целями создания организации. Наличие международного договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством не является в данном случае обязательным требованием.

Защита прав организаций

Законопроекты

Государственной Думой 6 апреля 2007 г. принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством РФ.
Проект предполагает внесение изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в Налоговый кодекс РФ, в Трудовой кодекс РФ, в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в Федеральный закон «Об акционерных обществах», в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и некоторые другие федеральные законы.
Законопроект направлен на совершенствование действующего процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, в части, посвященной процедурным вопросам урегулирования так называемых корпоративных споров.
Законопроектом предусматривается внесение в АПК РФ изменений, уточняющих перечень категорий корпоративных споров, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда, и дополнение данного перечня указанием на споры, связанные с назначением (избранием), прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих (входивших) в состав органов управления и контроля юридического лица, в том числе ревизионных комиссий (ревизоров), а также лиц, входящих (входивших) в коллегиальные исполнительные органы или осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица.
По мнению разработчиков законопроекта, в связи с наблюдающейся тенденцией коммерциализации некоммерческих организаций выведение исключительно по формальным соображениям споров, возникающих в связи с участием в подобных организациях, за рамки компетенции арбитражных судов совершенно неоправданно, а потому законопроектом предполагается отнести к подведомственности арбитражного суда также споры, возникающие в связи с участием в кооперативах и некоммерческих организациях в форме некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, фондов, кредитных потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов.
В целях предотвращения инициирования корпоративных споров, тесно связанных между собой, в различных судах, законопроектом предлагается установить исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров (участников иных хозяйственных товариществ и обществ, членов кооперативов и некоммерческих организаций), связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ. В соответствии с законопроектом все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица.
В тех же целях законопроектом предлагается закрепить в АПК РФ норму, согласно которой введение мер по обеспечению исков и заявлений по указанным требованиям допускается лишь арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, а в случае, если таким судом рассматривается корпоративный спор с участием хозяйственного общества - в рамках дела по рассмотрению такого спора (но не в отдельном производстве). Законопроектом предлагается ввести ряд ограничений, направленных на упорядочение процедуры принятия обеспечительных мер, а именно: обеспечительные меры по делам, вытекающим из корпоративных споров, могут быть введены арбитражным судом по заявлению об обеспечении иска, рассматриваемому арбитражным судом в судебном заседании, о времени и месте которого должны быть извещены надлежащим образом лица, участвующие в деле.
В связи с закреплением широкой возможности соединения разнородных требований, возникших из корпоративного спора, в одно производство, а также введением в арбитражное процессуальное законодательство института коллективных исков, ориентированного на судебную защиту широкого круга лиц, законопроект предусматривает дополнение части второй Налогового кодекса РФ специальной нормой, уточняющей размер государственной пошлины при подаче заявления лицом, обращающимся в арбитражный суд в интересах других лиц, участвующих в корпоративном споре, по их просьбе, а также при подаче иных заявлений по корпоративным спорам.
В целях стабилизации оборота законопроект предусматривает включение в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» нормы о сокращенных сроках исковой давности по искам о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц, в том числе при их реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы.


Назад