русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за март 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 марта 2008 г. № 03-03-06/4/13
• Изложена позиция Минфина по вопросу налогообложения в случае размещения свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, иных видов целевого финансирования и целевых поступлений, на депозитных счетах в учреждениях банков, в акциях, в облигациях и других ценных бумагах.
• Поскольку при размещении на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений, конечные цели их использования не могут быть определены, то указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.
• По мнению Минфина России, в качестве критериев отнесения деятельности по размещению временно свободных остатков целевых средств в приносящие доход финансовые активы к предпринимательской деятельности могут использоваться следующие:
1) В отсутствие предпринимательской деятельности у НКО должны отсутствовать произведенные расходы, так как наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской.
2) Некоммерческая организация должна представить документальное обоснование принимаемых решений о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств.
3) Некоммерческая организация должна представить обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены НКО, с размещением свободных остатков таких средств на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах с получением дохода, по сравнению со стратегией полного использования средств в текущем периоде, в т.ч. обоснование того, что наличие временно свободных остатков целевых средств не приведет к сокращению масштабов деятельности НКО (ее прекращению), а получение дохода позволит за счет накопления средств наиболее эффективно достигнуть уставные цели.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 марта 2008 г. № 03-03-06/1/138
• Письмо касается порядка налогообложения налогом на прибыль операций по получению имущества в лизинг.
• Договор аренды, которым предусмотрен выкуп арендованного имущества, следует рассматривать как смешанный договор, содержащий элементы договора аренды и договора купли-продажи. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются арендные (лизинговые) платежи: общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества и на основании указанного пункта статьи 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Отнесение стоимости амортизируемого имущества к расходам организации для целей налогообложения осуществляется посредством механизма амортизации в соответствии со статьями 256-259 НК РФ. Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. При этом выкупная цена предмета лизинга в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
• Суммы, уплачиваемые в счет оплаты выкупной цены предмета лизинга, до перехода права собственности на предмет лизинга лизингополучателю (реализации лизингового имущества), следует рассматривать для целей налогового учета у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи.
• Договор лизинга может предусматривать, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя после уплаты всей суммы лизинговых платежей без указания в нем выкупной цены. В этом случае, для правильного применения положений главы 25 НК РФ стороны должны заключить дополнительное соглашение о размере выкупной цены в общей сумме договора лизинга и порядке ее выплаты. При этом следует учитывать, что для целей налогообложения прибыли налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет платы за пользование предметом лизинга и платы за выкуп лизингополучателем предмета лизинга.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 марта 2008 г. № 03-03-06/1/132
• По мнению Минфина, оборудование, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на балансе организации-лизингодателя на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», не может рассматриваться для целей Налогового кодекса как капитальные вложения, расходы на которые налогоплательщик вправе учесть в составе расходов в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств согласно пункту 1.1 статьи 259 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 февраля 2008 г. № 03-04-06-02/17
• Некоммерческая организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога. При этом источники финансирования выплат, производимых в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, не имеют значения. Поэтому ЕСН не надо платить и в тех случаях, когда заработная плата и вознаграждения по гражданско-правовым договорам выплачиваются за счет средств целевого финансирования и пожертвований.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 февраля 2008 г. № 03-11-04/2/38
• Разъяснен вопрос применения коэффициента-дефлятора, используемого для упрощенной системы налогообложения.
• Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения (20 млн. рублей), подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с указанным пунктом ранее.
• В 2006 году величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2006 году, составляла 22640 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,132). В 2007 году величина предельного размера доходов составляла 24 820 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,241). В 2008 году величина предельного размера доходов составляет 26 800 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,34).

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2008 г. № А31-567/2007-15
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку Организации и установила ряд нарушений, в частности неуплату налога на добавленную стоимость с операций по передаче нежилых помещений в безвозмездное пользование сторонним организациям. По мнению налоговой инспекции, предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование относится к реализации услуг, так как сводится к передаче права пользования данным имуществом и, следовательно, в данном случае является объектом налогообложения НДС.
Федеральный суд, основываясь на нормах Налогового кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, согласился с позицией налогового органа. При передаче имущества по договору безвозмездного пользования у ссудодателя возникает объект налогообложения по НДС в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг. При этом налоговая база по указанной операции определяется исходя из рыночной цены оказанных услуг, то есть исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях, в частности доходов от сдачи в аренду аналогичного имущества.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 марта 2008 г. № 03-05-04-02/14
Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», март 2008 г., № 11, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 25 марта 2008 г. № 12.
• В письме рассмотрен вопрос о представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу.
• Налогоплательщиками транспортного налога согласно признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность представлять налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по транспортному налогу для тех организаций, которые не признаются налогоплательщиками этого налога, в том числе организаций, на которые зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения.
• Организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана представлять в налоговые органы налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по этому налогу независимо от того, что имущество этой организации не признается объектом налогообложения.
• Налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики - организации, у которых возникает обязанность уплачивать этот налог (авансовые платежи по налогу).

Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 3 марта 2008 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 6 марта 2008 г. № 48, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 марта 2008 г. № 10 (часть I) ст. 895.
• Установлено право кредитных организаций образовывать внутренние структурные подразделения вне места нахождения кредитной организации или ее филиала, в формах и порядке, установленных нормативными актами Банка России.
• Изменения направлены на обеспечение условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации и более активного присутствия кредитных организаций в регионах с низкой степенью доступности банковских услуг.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание ЦБР от 5 февраля 2008 г. № 1977-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2008 г., регистрационный № 11234.
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 5 марта 2008 г. № 11.

• Если ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций предполагает предоставление создаваемому путем учреждения банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, должно быть представлено письменное подтверждение банка о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
• Обязанность банка по раскрытию неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, считается исполненной, если такая информация опубликована в «Вестнике Банка России» и размещена на сайте банка (одного из учредителей банка) в сети Интернет.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Указание ЦБР от 5 февраля 2008 г. № 1978-у «О внесении изменений в Указание Банка России от 11 декабря 2006 года № 1755-У «О порядке определения рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии), минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2008 г., регистрационный № 11235.
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 5 марта 2008 г. № 11.

• Установлен порядок определения рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала для вновь создаваемого банка или собственных средств (капитала) банка, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, ходатайствующего о предоставлении права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала для указанных кредитных организаций определяется в общеустановленном порядке - ежеквартально, не позднее пятого рабочего дня первого месяца текущего квартала на основании курса евро по отношению к рублю РФ, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Письмо ЦБР от 11 марта 2008 г. № 22-Т «О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года № 1755-У»
Текст Письма опубликован в «Вестнике Банка России» от 12 марта 2008 г. № 12.
• В первом квартале 2008 г. рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, собственных средств (капитала) действующего банка, а также небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, составляет 179 705 000 рублей. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации установлен в размере 17 970 500 руб., уставного капитала (собственных средств) вновь регистрируемого банка или банка, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, ходатайствующих о получении права привлекать во вклады денежные средства физических лиц, - 3 594 100 000 руб.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 178 «О Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»
Текст постановления размещен на сайте Правительства РФ ( http://www.government.ru).
• Образована Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. Утверждено Положение о комиссии.
• Среди основных задач Комиссии - рассмотрение и подготовка предложений по вопросам:
- определение мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и повышение ее эффективности;
- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и имущественным ресурсам;
- увеличение объемов средств, направляемых на кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, и упрощение соответствующих процедур;
- развитие института микрофинансирования.
• Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Письмо Фонда социального страхования РФ от 5 марта 2008 г. № 02-18/07-1931
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии» от 11 марта 2008 г. № 6, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 марта 2008 г. № 11, в газете «Экономика и жизнь», март 2008 г., № 11.
• Федеральным законом от 1 марта 2008 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» внесены изменения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В частности, установлен порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей. В связи с этим размеры пособий составят: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности - 325,5 руб.; единовременное пособие при рождении ребенка - 8680 руб.; ежемесячное пособие по уходу за ребенком: за первым ребенком - 1627,5 рублей; за вторым и последующими детьми - 3255 рублей. Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 6510 рублей.
• Нормы закона, касающиеся индексации указанных выше пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
• Разъяснен порядок перерасчета пособий.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2008 г. № 1457/08
Решением Арбитражного суда с заемщика в пользу займодавца взыскана сумма задолженности по договору займа и пени. Заемщик не предпринял мер по погашению задолженности, и займодавец обратился в суд с заявлением об индексации присужденной денежной суммы в соответствии с индексом потребительских цен на основании статей 183 АПК РФ и 395 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 183 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что федеральным законом индексация присужденных денежных сумм по спорам, вытекающим из договоров займа, не предусмотрена, условиями договора индексация не предусмотрена. Целью индексации является защита прав взыскателя от инфляционных процессов при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником решения суда. Статья 395 ГК РФ не предусматривает индексацию взысканных по решению суда денежных сумм. Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами возможно по результатам рассмотрения соответствующего искового заявления.

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2007 г. № 16599/06
Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции обратился с иском к Организации об обращении взыскания на заложенное имущество по договору об ипотеке, заключенному в обеспечение договора целевого займа. В удовлетворении иска отказано.
Судами установлено, что в обеспечение исполнения обязательств заемщика перед заимодавцем между Фондом (залогодержатель) и Организацией (залогодатель) подписан договор об ипотеке о передаче в залог части нежилого здания, принадлежащего залогодателю на праве собственности. Суды пришли к выводу о том, что на момент заключения договора об ипотеке в Едином государственном реестре отсутствовала запись о регистрации права собственности Организации на часть нежилого здания, подлежащей передаче в залог, в связи с чем указанное нежилое помещение не могло быть самостоятельным предметом ипотеки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обращения взыскания на заложенное имущество, суды исходили из недействительности договора об ипотеке ввиду его несоответствия требованиям пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», поскольку по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, право собственности на которое зарегистрировано в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Назад