русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 20 мая 2008 г. № 19, в журнале «Документы и комментарии», июнь 2008 г. № 11.
• Письмо касается учета налога на добавленную стоимость при осуществлении организацией операций по предоставлению займов в денежной форме.
• В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по предоставлению займов в денежной форме освобождаются от налогообложения. При этом на основании положений пункта 4 статьи 149 Кодекса налогоплательщик обязан вести отдельный учет таких операций для целей раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащих и не подлежащих вычету, в том числе по общехозяйственным расходам.
• Суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
• В случаях предоставления займов в денежной форме для определения данной пропорции, по нашему мнению, следует учитывать сумму денежных средств в виде процентов, предусмотренных при предоставлении займа, а сумму самого займа не учитывать.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2008 г. № 03-03-06/1/216
• Письмо касается вопроса квалификации бюджетных средств для цели определения дохода.
• Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде полученных грантов. Средства федерального бюджета, выделяемые в рамках финансирования федеральных целевых программ, грантами не являются.
• В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в том числе целевые поступления из бюджета. До 1 января 2008 года, согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств могли быть бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. С 1 января 2008 в соответствии со статьей 6 БК РФ получателем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
• Средства федерального бюджета, полученные организацией за выполнение работ в рамках федеральной целевой программы, должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) на основании статьи 249 НК РФ.

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 мая 2007 г. № ММ-20-02/397 «О порядке применения положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации недвижимого имущества»
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 29 апреля 2008 г. №17.
• Пунктом 3 статьи 271 НК РФ предусмотрено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
• Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Учитывая вышеизложенное, у продавца недвижимого имущества обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента перехода права собственности на недвижимое имущество, то есть на дату государственной регистрации прав собственности по данному имуществу у покупателя.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 апреля 2008 г. № 03-04-06-01/109
• В соответствии с пунктом 3 статьи 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
• Из положения данного пункта статьи 213 НК РФ следует, что суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников и членов их семьи, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Правоприменительная практика


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2008 г. № 4933/08
Автономная некоммерческая организация обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления налоговой инспекции ФНС о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Суды при рассмотрении спора установили, что волеизъявление и все действия организации были направлены на применение упрощенной системы налогообложения с момента создания организации. Руководствуясь положениями статей 84, 346.11, 346.12, 346.13 НК РФ, суды сделали вывод о том, что выбор специального режима - упрощенной системы налогообложения - носит уведомительный характер и подача заявления по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа организации в выборе специального режима налогообложения.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2008 г. № А38-1245/2007-17-123
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку кредитного потребительского кооператива граждан и установила, что Кооператив, являющийся плательщиком единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учел при налогообложении в качестве внереализационных доходов членские взносы, полученные по договорам займа, а отнес эти взносы к целевым поступлениям по пункту 2 статьи 251 НК РФ, что привело к неуплате названного налога. КПКГ не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Суды нескольких инстанций установили, что КПКГ (займодавец) заключал договоры займа с членами-пайщиками (заемщиками), на основании которых займодавец предоставлял заемщикам денежные средства Фонда финансовой взаимопомощи, а заемщики брали на себя обязательства возвратить полученные денежные средства и внести целевые и членские взносы из расчета нескольких процентов в месяц от суммы займа с учетом фактического срока пользования займом.
Суды пришли к выводам о том, что членские и целевые взносы, поступившие к Кооперативу на основании заключенных с членами-пайщиками договоров займа, не подпадают под понятие «безвозмездные целевые поступления», предусмотренное в статье 251 НК РФ, а фактически являются процентами, уплачиваемыми за пользование денежными средствами фонда финансовой взаимопомощи Кооператива в соответствии со статьей 809 ГК РФ, и поэтому признаются внереализационными доходами согласно пункту 6 статьи 250 НК РФ и объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.
Кооператив указывал на то, что «членские взносы» это добровольные взносы, которые уплачиваются Кооперативу членами-пайщиками за пользование займом в соответствии с договорами займа для ведения уставной деятельности Кооператива. Членские взносы не являются штрафами, пенями и (или) иными санкциями за нарушение договорных обязательств, учитываемыми в качестве доходов. Суд доводы Кооператива во внимание не принял.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты


Указание ЦБР от 28 апреля 2008 г. № 2003-У «О внесении изменения в пункт 2 Указания Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
Текст указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 28 мая 2008 г. № 25.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2008 г., регистрационный № 11707.

• Наличные деньги, принятые юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, от физических лиц в качестве платежей в пользу иных лиц в случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, не могут расходоваться и подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций (их структурных подразделений).
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты


Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 13 мая 2008 г. № 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 20 ст. 2290.
• Указом, в частности, переданы Министерству юстиции РФ функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий.
• Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. № ГКПИ07-1201
• Верховный Суд РФ решил признать недействующим пункт 7 формы № РНОООЗ Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (приложение № 1).
• Из пункта 7 заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, следует, что учредительные документы некоммерческой организации, в которые вносятся изменения, могут быть представлены в регистрирующий орган либо в новой редакции, либо в форме изменений; предлагается нужный вариант представления изменений отметить знаком "V".
• Подпунктом 2 пункта 5 статьи 13-1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение. Изменения в учредительные документы и в устав регистрируются в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация.
• По смыслу приведенных правовых норм для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.
• Настоящее решение вступило в силу 3 марта 2008 г. (информация опубликована в «Российской газете» от 9 апреля 2008 г. № 76).

Правоприменительная практика


Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации»
Текст постановления опубликован в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2008 г., N 5.
Пленум ВАС РФ дал арбитражным судам разъяснения по вопросам, связанным с применением статьи 169 ГК РФ, согласно которой ничтожными являются сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.
В качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов, а нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. К названным сделкам могут быть отнесены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение соответствующих видов оружия, боеприпасов, наркотических средств, другой продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан, и т.п.; сделки, направленные на изготовление, распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг.
Налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Судам необходимо учитывать, что указанное право может реализовываться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов. В частности, требование о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания в доход Российской Федерации полученного (причитавшегося) по сделке исполнения в соответствии со статьей 169 ГК РФ может быть предъявлено налоговым органом в рамках выполнения им задачи по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при оспаривании сделок, направленных на производство и сбыт продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан. В то же время требование налогового органа о применении предусмотренных статьей 169 ГК РФ последствий недействительности сделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа, так как взыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов.

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2007 г. № 6308/07
Совхоз обратился в арбитражный суд с иском к Банку о признании незаключенным договора залога поголовья молодняка.
В соответствии с кредитным договором Банк предоставил Совхозу кредит. В обеспечение обязательств Совхоза по возврату кредита между Банком (залогодержатель) и Совхозом (залогодатель) подписан договор залога. Согласно условиям договора предметом залога является поголовье молодняка, находящегося в обороте, залоговой стоимостью 2 145 960 рублей.
Суды пришли к выводу о том, что в договоре отсутствуют условия, позволяющие определить предмет залога, а именно количественные или весовые характеристики товара, переданного в залог, что приводит к неопределенности его предмета.

Рассматриваемые проекты законов


Проект федерального закона «О кооперации в Российской Федерации», внесенный членами Совета Федерации, снят с рассмотрения Государственной Думой в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
Законопроектом предлагалась унификация правового регулирования в сфере кооперации путем объединения регламентации деятельности производственных кооперативов, являющихся коммерческими организациями, и потребительских кооперативов, являющихся некоммерческими организациями.
По мнению Правительства РФ, не поддержавшего проект, большинство положений законопроекта дублируют нормы действующего законодательства о производственных и потребительских кооперативах либо носят декларативный и отсылочный характер.


Назад