русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июнь 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 мая 2008 г. № 03-02-07/1-180
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 17 июня 2008 г. № 23.
• Письмо касается вопроса применения статьи 40 НК РФ при выдаче денежных займов под различные процентные ставки взаимозависимым лицам.
• Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цен товаров, работ или услуг для целей налогообложения. В статьях 40 и 250 НК РФ не указано на то, что оценка доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, осуществляется исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июня 2008 г. № 03-04-06-01/164
• Письмо касается вопроса налогообложения НДФЛ сумм возмещения расходов работника по проезду к месту проведения командировки и обратно.
• В соответствии с пунктом 7 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», применяющейся в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, днем выезда в командировку считается день отправления транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия транспортного средства в место постоянной работы.
• Если работник проживает в Санкт-Петербурге, а местом его постоянной работы, указанном в трудовом договоре, является Москва и организация оплачивает работнику стоимость билета из места его жительства и обратно, указанная оплата не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой. В этом случае имеет место получение экономической выгоды работником в виде оплаты организацией проезда от места жительства до места командирования и обратно.
• Таким образом, оплата организацией сотруднику билета в командировку и обратно из его места жительства, отличного от места его работы, указанного в трудовом договоре, является его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит налогообложению в соответствии с положениям статьи 211 НК РФ.

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 мая 2008 г. № 03-1-03/1925 «О порядке выставления счета-фактуры»
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии для бухгалтера и юриста», июнь 2008 г. № 12, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 24 июня 2008 г. № 24.
• Письмо касается вопроса выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС организацией, применяющей УСНО.
• В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС. Такие организации при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) составлять и выставлять счета-фактуры не должны. В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
• Права на вычет НДС, предъявленного по такому счету-фактуре по приобретенным покупателем товарам (работам, услугам), у налогоплательщика НДС (покупателя) не возникает, так как на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщиком НДС (продавцом), в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ налогоплательщику НДС (покупателю) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ. В этой связи, суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику налога на добавленную стоимость, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июня 2008 г. № 03-07-11/212
• Письмо касается вопроса освобождения от налогообложения НДС услуг в сфере образования.
• По мнению Департамента, в отношении образовательных услуг, оказываемых в виде разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, продолжительность которых менее 72 часов, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не применяется. Позиция Департамента основывается на пункте 28 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610, согласно которому образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, документы государственного образца в случае, если объем программы составляет свыше 72 часов.
• Указано, что письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.
v

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 мая 2008 г. № 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 25 июня 2008 г. № 134.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июня 2008 г., регистрационный № 11811.

• Положение определяет порядок осуществления Росфинмониторингом и его межрегиональными управлениями контроля за исполнением требований Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля.
• Положение распространяется, в частности, на лизинговые компании; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. № 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2008 г., регистрационный № 11667.
• Методические указания определяют единые требования к назначению, проведению региональными отделениями Фонда социального страхования РФ и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию - плательщиков ЕСН, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
• При отборе страхователей для проверки используются следующие критерии: значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию; систематически получаемые ими значительные суммы, полученные от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию; рекомендации по результатам камеральной проверки.
• Может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная проверка не может продолжаться более одного месяца.
• По результатам рассмотрения материалов проверки составляется акт и может быть принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования; о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от ФСС; и т.д. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения Фонда не принимается.
• Подробно описан порядок осуществления различных социальных выплат за счет средств ФСС, поэтому указания могут быть полезны не только при подготовке к проверке, но и в текущей работе.
• Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. № 82 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2008 г., регистрационный № 11789.
• Определены критерии отбора страхователей для проверки: наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС; значительные расходы, произведенные страхователем в проверяемом периоде; резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности; рекомендации по результатам камеральной проверки; нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам ФСС.
• В разделе, касающемся правильности начисления страховых взносов, приведен перечень документов, которые должны быть изучены проверяющими: учредительные документы организации; положения, инструкции и решения работодателя, регулирующие систему оплаты труда; штатное расписание; приказы о приеме на работу; табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и т.д.
• Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июня 2008 г. № 03-02-07/1-206
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 17 июня 2008 г. № 23.
• Письмо касается вопроса ответственности за несвоевременное представление отчетности по уплате ЕСН и взносов в Пенсионный фонд РФ.
• Организация не подала вовремя в налоговую инспекцию расчет авансовых платежей по ЕСН. Может ли налоговая инспекция предъявить за это нарушение штраф по статье 119 НК РФ? Статьей 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчетов по авансовым платежам.
• Организация опоздала с подачей декларации по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании установлена статьей 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях. Ответственность, установленная НК РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах, не применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 9 июня 2008 г. № 2022-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 11 июня 2008 г. № 32.
• Начиная с 10 июня 2008 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 10,75 процента годовых.
• Указание вступает в силу с 10 июня 2008 года.

Указание ЦБР от 13 мая 2008 г. № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 4 июня 2008 г. № 28.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2008 г., регистрационный № 11772.

• Дана формула, по которой определяется полная стоимость кредита в процентах годовых.
• Указано, что включается в расчет полной стоимости кредита: платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения кредитного договора (по погашению основной суммы долга, по уплате процентов, сборы за рассмотрение заявки по кредиту, комиссии за расчетное и операционное обслуживание и т.д.), а также платежи заемщика в пользу третьих лиц (например, страховые компании, нотариальные конторы, нотариусы).
• Указано, что не включается в расчет полной стоимости кредита: платежи, связанные с несоблюдением заемщиком условий кредитного договора; комиссия за частичное (полное) досрочное погашение кредита и т.д.).
• Определен порядок доведения до заемщика информации о полной стоимости кредита.
• Указание вступает в силу с 12 июня 2008 г.

Указание ЦБР от 14 мая 2008 г. № 2009-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 сентября 2006 года № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 11 июня 2008 г. № 32.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2008 г., регистрационный № 11786.

• Изменения касаются порядка открытия и закрытия в РФ кредитными организациями банковских счетов (счетов по вкладам или депозитам) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся частной практикой, в валюте РФ и иностранных валютах. Большинство изменений носит технический характер.
• Установлено, что расчетные счета открываются некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.
• Определено, что банк принимает карточку, в которой подлинность подписей всех лиц, наделенных правом первой или второй подписи, засвидетельствована одним нотариусом.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Указание ЦБР от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 4 июня 2008 г. № 28.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2008 г., регистрационный № 11755.

• Оценка экономического положения банков осуществляется территориальными учреждениями Банка России путем отнесения банка к одной из 5 классификационных групп.
• Оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок: капитала; активов; доходности; ликвидности; обязательных нормативов, установленных инструкциями ЦБР; качества управления; прозрачности структуры собственности банка.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2008 г. № 119 «О мерах по реализации в 2008 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства»
• Утверждены Порядок проведения Конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, и иные документы.
• Среди утвержденных документов - Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2008 г. № 6155/08
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к Банку о признании незаключенным договора об ипотеке.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Согласно пункту 5 названной статьи, если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры. Ипотека, установленная в обеспечение исполнения кредитного договора или договора займа с условием выплаты процентов, обеспечивает также уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом (заемными средствами).
Кредитным соглашением установлено, что заемщик обязуется погасить не только сумму кредита, но и уплачивать ежемесячно проценты за пользование данным кредитом. Сроки (периодичность) уплаты процентов урегулированы кредитным соглашением.
Признавая договор об ипотеке незаключенным, суды исходили из того, что в этом договоре нет указания на сроки уплаты процентов по кредитному соглашению, то есть не согласовано условие о сроке исполнения основного обязательства.

Защита прав организаций

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2008 г. № 6683/08
Общественная организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения налоговой инспекции. До рассмотрения дела по существу Организация заявила ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу и службе судебных приставов осуществлять принудительное взыскание налогов, пени и штрафных санкций с расчетного счета Организации, а также за счет имущества.
Удовлетворяя частично заявленное Организацией ходатайство о принятии обеспечительных мер, суды учли характер деятельности Организации, так как она является общественной некоммерческой организацией, денежные средства которой формируются из вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований. Указанные денежные средства расходуются строго на выполнение уставных целей и задач, коммерческой деятельностью организация не занимается и прибыль не получает.
Исходя из этого суды сделали вывод, что расходование денежных средств на цели, не предусмотренные Уставом, могут причинить значительный ущерб заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.


Назад