русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июль 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2008 г. № 160.
• Внесены изменения в порядок исчисления следующих налогов: налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых.
• При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, налоговая база будет определяться как превышение суммы процентов, исчисленной исходя не из трех четвертых, как сейчас, а их двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБР.
• Освобождаются от НДФЛ суммы платы организацией за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. При этом не имеет значения, состоит ли лицо, обучение которого оплачивается, в трудовых отношениях с организацией.
• Освобождаются от НДФЛ суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
• Значительные изменения внесены в статьи главы 25 «Налог на прибыль организаций», касающиеся амортизации. При этом налогоплательщики в срок до 1 января 2009 года обязаны определить в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который будет применяться ими с 1 января 2009 года.
• Внесены другие изменения.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2008 г. № 160.
• Внесены изменения в главы Налогового кодекса РФ, регулирующие специальные налоговые режимы.
• В отношении упрощенной системы налогообложения отменены отчетные периоды. Соответственно, отменяется обязанность налогоплательщиков представлять квартальные декларации. Декларация подается по окончании налогового периода, т.е. один раз в год.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 июля 2008 г. № 156.
• Законом внесены изменения в размер и порядок предоставления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ.
• Стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода будет действовать до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 тысяч рублей (в отличие от применяемой в текущем году границы в 20 тысяч рублей).
• Налоговый вычет на ребенка увеличен с 600 до 1000 рублей. Граница действия налогового вычета установлена в сумме 280 000 рублей (сейчас – 40 000 рублей).
• Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июня 2008 г. № ШС-6-3/450@ «О порядке ведения с 1 января 2008 года раздельного учета НДС»
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 15 июля 2008 г. № 25, в журнале «Документы и комментарии», июль 2008 г. № 14, в газете «Экономика и жизнь», июль 2008 г. № 30.
• Письмо касается вопроса ведения раздельного учета сумм НДС, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, приобретаемым после 1 января 2008 года налогоплательщиками, осуществляющими операции, как облагаемые этим налогом, так и освобождаемые от налогообложения.
• Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
• Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.
• С 1 января 2008 г. на основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал. В этой связи с 1 января 2008 года определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по данным текущего налогового периода. Соответственно, распределение сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщикам начиная с 1 января 2008 года по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, также производится по данным текущего налогового периода.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июня 2008 г. № 03-11-04/2/89
• Письмо касается вопроса налогообложения некоммерческого партнерства, применяющего упрощенную систему налогообложения и предоставляющего процентные займы из средств, поступивших в виде вступительных и членских взносов.
• Предусмотренные пунктом 2 статьи 251 НК РФ целевые поступления (вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования и пр.) не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
• При размещении свободных остатков средств, полученных от вступительных и членских взносов, иных видов целевого финансирования и целевых поступлений, в виде выдачи процентных займов возникает вопрос о том, должна ли такая деятельность рассматриваться как предпринимательская и, соответственно, должно ли такое размещение средств рассматриваться как нарушение их целевого назначения, а сами средства в соответствии с пунктом 14 статьи 250 НК РФ включаться в состав внереализационных доходов организации.
• Поскольку при размещении в виде процентных займов свободных остатков средств, полученных от добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений конечные цели их использования не могут быть определены, то указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств. В связи с этим, суммы средств, источником которых служат добровольные имущественные взносы, иные виды целевого финансирования или целевых поступлений, размещенные в виде процентных займов, не учитываются при определении налоговой базы по налогу организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июля 2008 г. N 03-04-06-01/203
• Письмо касается порядка предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ лицам, от которых потребительское общество принимает сбережения по договорам сберегательного взноса и выплачивает по ним проценты.
• Установленные статьей 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода в течение действия договора сберегательного взноса, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода доходов, подлежащих налогообложению, на соответствующий установленный размер вычета. Если выплата дохода по договору сберегательного взноса производится в день окончания срока договора, то стандартный налоговый вычет подлежит суммированию нарастающим итогом и предоставляется за весь налоговый период.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 июля 2008 г. № 03-11-04/2/100
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 29 июля 2008 г. № 27.
• Письмо касается учета расходов налогоплательщиками, применяющими УСНО, которые приобретают и сдают имущество в финансовую аренду без права выкупа.
• В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, могут уменьшать полученные доходы на сумму расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение.
• В соответствии с пунктом 7 статьи 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). В связи с этим организация-лизингодатель, применяющая УСНО, при определении налоговой базы может учесть расходы на приобретение основных средств, переданных в финансовую аренду без права выкупа, в порядке, установленном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, если указанные основные средства учитываются на балансе лизингодателя.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июня 2008 г. № 03-04-05-01/240
• Письмо касается вопроса налогообложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом.
• В случае, если организацией выдан беспроцентный заем, налоговая база налогоплательщика определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России и оставшейся части долга по займу. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. В случае, если организацией выдан беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июля 2008 г. № 03-04-06-02/205
• Письмо касается вопроса налогообложения НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных организацией по договору добровольного медицинского страхования за лиц, не состоящих с организацией в трудовых отношениях.
• Согласно пункту 1 статьи 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные: (1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); (2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
• В соответствии с пунктом 3 статьи 213 НК РФ с 1 января 2008 г. при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
• Из положения данного пункта следует, что суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников и членов их семьи, а также лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, заключившей договор добровольного личного страхования в пользу таких лиц, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной налоговой службы от 24 июня 2008 г. № ММ-3-6/287@ «Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде(на основе XML) (версия 5)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы в Internet (http://www.nalog.ru).
• Утвержден формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) Часть II. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Версия 01).
• Настоящий приказ применяется для налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронном виде с 1 июля 2008 года.

Законопроекты

Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Статья 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (кредитные и страховые организации, лизинговые компании; профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д.). На такие организации возложены специфические обязанности.
Законопроектом предлагается дополнить перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, включив в него кредитные потребительские кооперативы.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 11 июля 2008 г. № 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 16 июля 2008 г. № 38.
• Начиная с 14 июля 2008 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 11,0 процента годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Письмо ЦБР от 1 июля 2008 г. № 77-Т «О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года № 1755-У»
• На третий квартал 2008 года устанавливаются рублевые эквиваленты: минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка в размере 184 538 500 рублей; минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте в размере 3 690 770 000 рублей.
• Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации составляет 18 453 850 рублей.
• Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) составляет 184 538 500 рублей. Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государственной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте составляет 3 690 770 000 рублей.
• Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка составляет 184 538 500 рублей.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2008 г. № 160.
• Установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (Напомним, что потребительские кооперативы могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства):
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
• Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Деятельность кредитных организаций

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Указ Президента РФ от 14 июля 2008 г. № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 29 (часть I) ст. 3473.
• Указом установлено, в частности, что Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.
• Указ вступает в силу со дня его подписания.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2008 г. № Ф09-4335/08-С1
Управлением Федеральной антимонопольной службы по обращению Общества с ограниченной ответственностью "ИнвестКапиталБанк" была проведена проверка деятельности Кредитного потребительского кооператива «ИнвестКапиталКредит» по вопросу соблюдения норм антимонопольного законодательства. По итогам проведенной проверки Управлением ФАС в отношении Кооператива вынесено решение, которым Кооператив признан нарушившим положения статьи 14 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в части использования фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием Общества, а также использования в рекламных объявлениях выражения «Принимает вложения средств населения», обещания населению о приеме их денежных средств под высокие проценты.
Кредитный потребительский кооператив обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы.
Суды отказали Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом анализа наименований организаций, рода и сферы их деятельности (деловой и территориальной), а также того, что на момент регистрации Кооператива фирменное наименование Общества, являющееся частью его товарного знака, зарегистрированного в установленном порядке, уже использовалось им, судами сделан вывод о том, что в действиях Кооператива имеют место нарушения Закона о защите конкуренции.

Законопроекты

Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан», внесенный депутатом А.А. Губкиным.
Проект является новой редакцией действующего федерального закона о кредитных потребительских кооперативов граждан.
Законопроектом предлагается, в частности, отменить существующее законодательное ограничение верхнего предела численности членов КПКГ и устанавливать его уставом КПКГ с учетом особенностей создания и деятельности КПКГ по признакам общности его членов.
Законопроектом предусматривается определить более четкий механизм реорганизации КПКГ, регламентировав процедуру реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования, а также возможность реорганизации кооператива по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование деятельности КПКГ (далее - уполномоченный орган).
Уточняется порядок приема в члены КПКГ, формы участия членов кооператива в управлении его делами, основания прекращения членства в кооперативе. Новеллой является введение обязанности КПКГ по ведению реестра членов кооператива и определение сведений, которые должны в нем содержаться.
Раскрывается и конкретизируется порядок созыва и проведения общего собрания членов кооператива, в том числе внеочередного и собрания, проводимого в форме заочного голосования, порядок избрания и компетенция органов управления: правления, наблюдательного совета и комитета по займам. Предлагается уменьшить до 50% плюс один голос кворум общего собрания членов КПКГ, а также ввести регламент проведения общего собрания членов КПКГ в форме собрания представителей, избираемых от определенного числа членов кооператива.
Предлагается закрепить нормы прямого действия, направленные на установление квалификационных требований к кандидатам на должности председателя правления и главного бухгалтера вновь создаваемых КПКГ. В случае отсутствия высшего финансового, экономического или юридического образования у кандидата на должности председателя правления КПКГ предлагается установить обязанность прохождения им обучения по программе послевузовского профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющими соответствующую лицензию.
Законопроектом предусматривается предоставить уполномоченному органу право устанавливать финансовые нормативы деятельности КПКГ, в том числе по формированию фондов КПКГ.
Новеллой является предоставление кредитным кооперативам права создавать кредитные потребительские кооперативы последующих уровней, членами которых могут выступать исключительно КПКГ, а также возможность КПКГ размещать в кооперативах последующего уровня временно свободные денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности и ликвидности.


Назад