русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за август 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 июля 2008 г. № 03-11-04/2/112
• Письмо касается вопроса определения доходов потребительским кооперативом при применении упрощенной системы налогообложения.
• На основании положений пункта 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Суммы компенсаций за несвоевременную оплату пайщиками (участниками) потребительского кооператива членских и целевых взносов и т.д., которые потребительский кооператив получает в счет возмещения убытков или ущерба, полученного от недобросовестного выполнения пайщиками (участниками) своих обязанностей, учитываются в качестве доходов при определении налоговой базы.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 июля 2008 г. № 03-03-06/4/48
• Письмо касается вопроса определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для цели уплаты налога на прибыль некоммерческой организацией через ее обособленное подразделение.
• Указанные в пункте 2 статьи 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
• Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует определять по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости основных средств, полученных в качестве целевых поступлений, а также основных средств, приобретенных за счет средств целевых поступлений и используемых для осуществления некоммерческой деятельности. При этом по основным средствам, полученным в качестве целевых поступлений, а также по основным средствам, приобретенным за счет средств целевых поступлений и используемым для осуществления некоммерческой деятельности, числящимся в составе амортизируемого имущества, но по которым амортизация для целей налогообложения прибыли организаций не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.

Письмо Минфина РФ от 6 июня 2008 г. № 03-04-07-01/90
• В письме разъяснен порядок реализации положений статьи 212 НК РФ, согласно которой не признается доходом материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.
• Если организация-заимодавец не является работодателем налогоплательщика, налогоплательщик должен представить подтверждение права на получение имущественного налогового вычета, выданное налоговым органом.

Правоприменительная практика


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июля 2008 г. № А11-10962/2007-К2-18/535
Кредитный потребительский кооператив граждан обратился в арбитражный суд с заявлением к налоговой инспекции о признании недействительным решения о привлечения к налоговой ответственности.
По мнению Кооператива, доходы, полученные Кооперативом в виде процентов по договорам займа, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не относятся к внереализационным доходам; выдача кредитов членам Кооператива является уставной деятельностью некоммерческой организации; расходы по выплате гражданам процентов за пользование их денежными средствами (личными сбережениями) не являются внереализационными расходами. Следовательно, начисление налога на прибыль неправомерно.
Суды пришли к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» передача денежных средств кредитным потребительским кооперативом граждан своим членам оформляется договором займа. Таким образом, КПКГ в ходе осуществления им деятельности по выдаче займов может получать доход в виде процентов за пользование займами. В пункте 6 статьи 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 НК РФ, является исчерпывающим, поэтому все иные виды доходов, не поименованные в этой норме, подлежат налогообложению в общем порядке.
Кооператив (займодавец) заключал договоры займов с членами-пайщиками (заемщиками), на основании которых займодавец предоставлял заемщикам денежные средства (займы) с выплатой компенсации за пользование займами в виде процентов, а заемщики взяли на себя обязательства обеспечить возврат сумм займов с начислением процентов. Следовательно, Кооператив необоснованно не учел в составе внереализационных доходов суммы процентов, полученные от членов-пайщиков за пользование заемными средствами. Ссылка Кооператива на тот факт, что предоставление займов является его уставной деятельностью, не учтена судом, так как осуществление предпринимательской или иной деятельности, в результате которой налогоплательщик получает доход, не является критерием для формирования налогооблагаемой прибыли.
Налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Так как Кооператив заключал с гражданами-вкладчиками договоры вклада, в соответствии с которыми вкладчики предоставляли Кооперативу личные сбережения (вклады); а Кооператив взял на себя обязательства возвратить суммы вкладов и выплатить компенсацию в виде процентов, то налоговый орган обоснованно отнес к внереализационным расходам экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы Кооператива в виде процентов, уплаченных вкладчикам за пользование их денежными средствами.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 августа 2008 г. № КА-А40/7002-08
Кредитный потребительский кооператив граждан обратился в арбитражный суд о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
В ходе налоговой проверки было установлено, что граждане-члены Кооператива на основании договоров передали в кассу Кооператива личные сбережения. Из указанных личных сбережений и средств, являющихся собственностью Кооператива, формировался фонд финансовой взаимопомощи. В том же периоде Кооператив производил не только выдачу займов под проценты членам кооператива, но и переводил значительные суммы денег Союзу КПКГ. Поскольку Кооператив действовал в нарушение Федерального закона № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», устава Кооператива, запрещающих использование личных сбережений граждан на иные цели, кроме выдачи займов гражданам-членам Кооператива, налоговый орган счел, что Кооператив использовал целевые средства не по назначению, начислил налог на прибыль и штраф.
Принимая судебные акты в этой части в пользу налогового органа, суды согласились с тем, что фонд финансовой взаимопомощи в силу ст. 3, 14, 19 Федерального закона № 117-ФЗ мог использоваться только для предоставления займов гражданам-членам Кооператива, а временно свободный остаток - на цели, указанные в законе (приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, хранения на депозитных счетах в банках). Кооператив перечислил средства Союзу КПКГ, т.е. на не предусмотренные законом цели. Кроме того, решение о перечислении средств общим собранием членов Кооператива не принималось. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды согласились с доводом налогового органа о том, что перечисленные Союзу КПКГ средства являются использованными не по назначению целевыми поступлениями, подлежащими включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ.
В кассационной жалобе Кооператив указал, что личные сбережения граждан не обладают признаками целевых поступлений. Однако суд кассационной инстанции учел, что личные сбережения граждан-членов Кооператива поступали в распоряжение Кооператива на определенные цели (выдача займов членам кооператива, а остаток - для приобретения ценных бумаг) и Кооператив, передавая денежные средства Союзу, распорядился ими не по целевому назначению.
Признавая решение налоговой инспекции недействительным в части начисления налога, пени и штрафа в связи с перечислением собственных денежных средств Союзу КПКГ, суды исходили из положений ст. 209 п. 2 ГК РФ, в соответствии с которым собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество, а так же из п. 4.6 устава Кооператива, предусматривающего, что Кооператив может совершать в отношении находящегося в его собственности имущества любые сделки, не противоречащие законодательству РФ и Уставу.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 августа 2008 г. № 03-11-04/2/118
• Письмо касается порядка ведения учета расходов налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, выбравшими объект налогообложения в виде доходов.
• Пункт 2.7 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н, устанавливает прямую обязанность ведения учета расходов только для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Вместе с тем, налогоплательщики упрощенной системы налогообложения, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, также вправе вести учет расходов в указанной книге.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты


Указание ЦБР от 15 июля 2008 г. № 2043-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 6 августа 2008 г. № 41.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2008 г., регистрационный № 12037.

• В связи с принятием порядка оценки экономического положения банков и отмены деления банков на категории. скорректирован порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. Банк-учредитель должен относиться к 1 или 2 классификационной группе.
• Установлено дополнительное требование к кредитной организации, ходатайствующей перед Банком России о расширении своей деятельности путем получения соответствующих лицензий. В частности, она должна выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России. Если эта организация является банком, она должна относиться к 1 или 2 классификационной группе, если же является небанковской кредитной организацией, отвечать требованию финансовой стабильности.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Указание ЦБР от 15 июля 2008 г. № 2044-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 6 августа 2008 г. № 41.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2008 г., регистрационный № 12036.

• После принятия решения о регистрации кредитной организации, созданной в результате слияния кредитных организаций, Банк России будет направлять каждой из реорганизуемых кредитных организаций телеграфное сообщение о необходимости раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Это сообщение будет направляться, если с даты государственной регистрации реорганизуемых кредитных организаций прошло менее двух лет и ходатайство о государственной регистрации кредитной организации предполагает предоставление лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
• Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна будет выполнять требования к размеру собственных средств (капитала).
• Аналогичные требования будут предъявляться и в случае реорганизации кредитных организаций в форме присоединения.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты


Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 25 июля 2008 г. № 158, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 30 (часть I) ст. 3615.
• Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено преимущественное право приобретать арендуемое ими недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
• Для этого необходимо, чтобы организация арендовала имущество не менее 3 лет, арендная плата перечислялась вовремя и арендованная площадь не превышала установленные законами субъектов РФ предельные значения. Недвижимость приобретается по рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком. Возможна рассрочка платежа, но до полной оплаты имущество останется в залоге. Срок рассрочки устанавливается законами субъектов РФ.
• Указанные преференции будут действовать до 1 июля 2010 г.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 626 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 27 августа 2008 г. № 180.
• Субсидии предоставляются Министерством сельского хозяйства РФ, в частности, в целях оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям при оформлении кредитов, привлекаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займов в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, а также в целях проведения обучающих и практических мероприятий, связанных с подготовкой специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.
• Предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ осуществляется, в частности, при условии реализация субъектом Российской Федерации региональной программы развития сельского хозяйства, предусматривающей мероприятия по осуществлению консультационной помощи сельскохозяйственным производителям и ее развитию.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2008 г. № 81-В08-11
Банк заключил с гражданином Л. кредитный договор. В обеспечение исполнения обязательств по указанному договору Банк в тот же день заключил с гражданкой П. договор поручительства, по которому гражданка П. обязалась отвечать перед Банком за исполнение гражданином Л. всех его обязательств по кредитному договору. Поскольку гражданин Л. умер, не выполнив обязанности по возврату банку денежных средств с причитающимися процентами, Банк обратился в суд и просил взыскать с гражданки П. сумму основного долга по кредитному договору, проценты и пеню. В суде было установлено, что наследники гражданина Л. (его отец и мать) свидетельство о праве на наследство не получали, поскольку какого-либо имущества их сын не имел.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее.
Согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Таким образом, наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Если в договоре поручительства содержится условие о согласии поручителя отвечать за любого нового должника, поручитель становится ответственным за исполнение наследником обязательства (п. 2 ст. 367 ГК РФ).
Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ). Учитывая, что в силу закона наследник отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (ст. 1175 ГК РФ), то при отсутствии или нехватке наследственного имущества кредитное обязательство прекращается невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Исходя из содержания приведенных правовых норм, поручительство прекращается в той части, в которой прекращается обеспеченное им обязательство, и поручитель должен нести ответственность перед кредитором в пределах стоимости наследственного имущества.
Таким образом, в случае смерти должника и при наличии наследников и наследственного имущества взыскание кредитной задолженности с поручителя возможно только в пределах стоимости наследственного имущества (если в договоре поручителя с кредитной организацией поручитель дал кредитору согласие отвечать за нового должника).


Назад