русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за октябрь 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 октября 2008 г. N 214, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 2008 г. № 42 ст. 4697.
• Внесены изменения в статью НК РФ, регулирующую порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость.
• Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Принятые Законом изменения распространяются на отношения по уплате налога за налоговые периоды начиная с третьего квартала 2008 г.

Информация Федеральной налоговой службы от 17 октября 2008 г. «О новом порядке уплаты НДС в бюджет»
Текст информации размещен на сайте Федеральной налоговой службы в Internet (http://www.nalog.ru).
• За третий квартал 2008 года НДС, исчисленный к уплате в бюджет по налоговой декларации, уплачивается: в размере 1/3 - по сроку 20 октября; в размере 1/3 - по сроку 20 ноября; в размере 1/3 - по сроку 20 декабря. В случае, если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округление в большую сторону проводится в последнем сроке уплаты.
• Налогоплательщик вправе уплатить в бюджет по первому и (или) по второму сроку уплаты налога сумму в размере большем, чем 1/3, установленной Федеральным законом по этим срокам. Неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соответствующим срокам уплаты (в размере меньшем, чем 1/3 от суммы налога, причитающегося к уплате за истекший налоговый период), будет являться нарушением законодательства о налогах и сборах и повлечет за собой применение комплекса мер принудительного взыскания, а так же обеспечительных мер для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 октября 2008 г. № 03-11-04/2/152
• В письме разъясняется вопрос сопоставимости займов, привлекаемых кредитным потребительским кооперативом, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доход минус расход». Кооператив привлекает заемные средства как от физических, так и от юридических лиц.
• На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно следующим критериям: выданы в той же валюте; выданы на те же сроки; выданы в сопоставимых объемах; выданы под аналогичные обеспечения.
• Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических или юридических лиц, считаются несопоставимыми.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 октября 2008 г. № 03-03-06/4/64
• В письме изложена позиция Департамента относительно налогообложения грантов в связи с изменением с 1 января 2009 года перечня иностранных грантодателей, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов. Будет ли являться объектом налогообложения остаток гранта, полученного в 2008 году, если иностранный грантодатель, входивший в перечень, не войдет в новый перечень?
• В случае если в соответствии с соглашением о предоставлении гранта часть программы в одной из областей, предусмотренных подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, должна быть реализована в течение календарного года, следующего за годом, в котором был предоставлен грант, то в целях налогообложения прибыли остаток средств полученного гранта по состоянию на первое число календарного года, в котором должна быть реализована указанная выше часть программы, не учитывается.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 03-07-11/344
• Письмо касается вопроса применения НДС при получении лизингодателем штрафов за нарушение обязательств по оплате по договору финансовой аренды.
• В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
• По мнению Департамента, суммы штрафных санкций, полученные лизингодателем от лизингополучателя, связаны с оплатой услуг финансовой аренды. Поэтому указанные суммы следует включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июля 2008 г. № 03-11-04/2/104
Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 23 сентября 2008 г. № 18.
• Налогоплательщики при применении УСНО должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБР.
• Организация должна отражать в графе 4 Книги учета доходов и расходов положительные курсовые разницы по мере их возникновения.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2008 г., регистрационный № 12523.
• Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
• Расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, являются проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору) и дополнительные расходы по займам. Дополнительными расходами по займам являются: суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги; суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора); иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).
• В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам); о суммах процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов; о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы; о величине, видах, сроках погашения выданных векселей, выпущенных и проданных облигаций; о сроках погашения займов (кредитов); о суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива; о суммах включенных в стоимость инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате займодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.
• В случае неисполнения или неполного исполнения займодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора).
• Приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2009 г.

Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2008 г., регистрационный № 12522.
• Приказом утверждены два положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) и «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).
• В частности, организациям предоставлено право самим утверждать все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности.
• Установлен новый порядок изменения учетной политики.
• Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
Текст приказа опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 21 октября 2008 г. № 39, в «Финансовой газете» от 23 октября 2008 г. № 43, в газете «Экономика и жизнь», октябрь 2008 г., № 43.
• Концепция системы планирования выездных налоговых проверок изложена в новой редакции.
• Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, выделены с отдельное приложение к приказу.
• В частности, высоким риском считается ситуация, когда налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). При этом расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении к приказу.
• Приведены источники, из которых можно получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации.
• Признается высоким риском значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. При этом расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении к приказу.
• Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски высоки, и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется, в частности, исключать сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период и уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков. Уведомление производится путем подачи в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС и изложенной в приложении к приказу.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 03-02-07/1-428
• В письме разъясняется вопрос об обжаловании актов налоговых органов с января 2009 г.
• Пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
• Согласно пункту 16 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» указанный пункт статьи 101.2 НК РФ применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 октября 2008 г. № 224.
• Федеральный закон направлен на поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов при наличии признаков неустойчивого положения банков.
• ЦБР и Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» уполномочены принимать меры по предупреждению банкротства банков. Агентство вправе принимать соответствующие меры до отзыва у банка лицензии, руководствуясь планом, согласованным с ЦБР. В частности, оно может оказать финансовую помощь инвесторам, готовым приобрести преобладающую долю акций (долю в уставном капитале) банка; временно выкупить преобладающую долю для ее перепродажи; передать третьим лицам обязательства банка, а также соответствующее им имущественное обеспечение; организовать торги по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка; исполнить функции временной администрации банка.
• ЦБР предоставлено право принудительно уменьшать уставной капитал банка до величины его собственных средств (капитала), в случае если такое решение не было принято учредителями (участниками) банка самостоятельно.
• Предупреждение банкротства банков будет осуществляться за счет средств инвесторов, Агентства, ЦБР, а также может осуществляться из средств федерального бюджета, предоставленных в качестве имущественного взноса РФ в имущество Агентства.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2011 года включительно.

Письмо ЦБР от 6 октября 2008 г. № 125-Т «О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года № 1755-У»
• На IV квартал 2008 г. установлены следующие рублевые эквиваленты минимального размера уставного капитала:
- вновь регистрируемого банка - 181 850 000 руб.;
- вновь регистрируемого банка с правом на привлечение во вклады денежных средств физических лиц только в рублях либо в рублях и иностранной валюте - 3 637 000 000 руб.;
- вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - 18 185 000 руб.
• Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии), а также небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, составляет 181 850 000 руб.
• Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государственной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц только в рублях либо в рублях и иностранной валюте, равняется 3 637 000 000 руб.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 17 октября 2008 г. № 218, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 2008 г. № 42 ст. 4821.
• Утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки. Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки не только на территории Российской Федерации, но и на территории иностранных государств.
• Работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Цель командировки указывается в служебном задании. Работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи. Минздравсоцразвития РФ должно определить порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы.
• Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
• Направление работника в командировку за пределы территории РФ производится без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы. В последнем случае даты пересечения государственной границы РФ определяются по отметкам в командировочном удостоверении, оформленном как при командировании в пределах территории Российской Федерации.
• Приведен перечень расходов, которые дополнительно возмещаются работнику при направлении его в командировку на территорию иностранного государства.
• Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по выданному денежному авансу на командировочные расходы.

Письмо Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2008 г. № ЧД-6-6/671@ «О применении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности при государственной регистрации»
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 28 октября 2008 г. № 40.
• В настоящее время действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), введенный Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. №454-ст, и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. № 329-ст.
• Федеральная налоговая служба обращает внимание, что для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).


Назад