русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за январь 2009 года



Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.

Изменения законодательства, требующие активных действий

Существенные изменения законодательства об обществах с ограниченной ответственностью включают в себя, среди прочего, требование об обязательном изменении уставов указанных обществ и вводят новый порядок формирования сведений об обществах в Едином государственном реестре юридических лиц. Организациям, которые являются участниками обществ с ограниченной ответственностью, необходимо изучить изменения законодательства и подготовить новую редакцию устава общества. Желательно представить новую редакцию устава на государственную регистрацию в начале осени, поскольку ООО – самая многочисленная форма юридических лиц и к истечению срока подачи документов (1 января 2010 года) регистрирующий орган будет перегружен.
Возможно, у некоторых участников общества с ограниченной ответственностью появится интерес выйти из общества до вступления в силу новых правил, т.е. до 1 июля 2009 года. (См. раздел «Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности».)

Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. № 267, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 13.
• Изменена пропорция зачисления налога на прибыль в различные бюджеты – сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; соответственно, в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке в размере 18 процентов.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1044 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 14 января 2009 г. № 2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 января 2009 г. № 2 ст. 236.
• Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» и в Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335.
• Из названия и текста постановления № 1046 исключены упоминания о контроле за целевым использованием технической помощи.
• Внесено дополнение, согласно которому оборудование и другие материально-технические средства должны использоваться исключительно для целей технической помощи, предназначенной для конкретных получателей, и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками проекта или программы технической помощи, проданы или сданы в аренду. Нецелевое использование средств технической помощи влечет за собой уплату налогов.
• Указано, что в ходе проведения Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи экспертизы документов у получателей технической помощи могут быть запрошены дополнительные материалы, помимо документов, перечень которых определен постановлением Правительства. Кроме того, Комиссией может быть принято решение о представлении получателями технической помощи в Комиссию отчетов о ходе реализации проектов или программ технической помощи, об их эффективности, а также данных о прибыли, полученной от их реализации, и распределении этой прибыли.
• Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2008 г. № ММ-6-1/873@
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 13 января 2009 г. № 1-2, в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь», декабрь 2008 г., № 52.
• В письме изложен согласованный с Пенсионным фондом РФ механизм действий по осуществлению зачетов (возвратов) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, впредь до внесения необходимых изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
• Сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов по итогу отчетного (расчетного) периода подлежит зачету или возврату страхователю по решению налогового органа по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/178
• Письмо касается вопроса налогообложения кредитного потребительского кооператива, применяющего УСН.
• Из содержания договора займа и Положения о порядке формирования и расходования средств кредитного потребительского кооператива граждан следует, что пайщики за получение и использование займа уплачивают кредитному потребительскому кооперативу граждан плату в виде компенсации за пользование займом, повышенную компенсацию за просроченную задолженность по займу, целевой взнос в резервный фонд и добровольный страховой взнос. Вышеуказанные доходы, получаемые кредитным потребительским кооперативом граждан, не поименованы в перечне доходов, предусмотренных в статье 251 НК РФ. Исходя из этого, указанные доходы учитываются при исчислении налога, уплачиваемого КПКГ в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 декабря 2008 г. N 03-11-04/3/557
• В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
• Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то организация вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм главы 26.2 Кодекса.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2009 г. № Ф08-8195/2008
Кредитный потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением к налоговой инспекции о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль.
Дело многократно рассматривалось судами различных инстанций.
Суды, которые удовлетворяли требование Кооператива, мотивировали свое решение тем, что полученные Кооперативом от его членов компенсационные выплаты (целевые членские взносы) не являются доходами Кооператива в виде процентов, полученных по договорам займа, а относятся к целевым поступлениям на содержание кооператива и ведение им уставной деятельности. Выдача займов пайщикам за счет их же личных сбережений в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ не является реализацией товаров, работ или услуг, поскольку необходимым условием реализации является возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В данном случае происходит фактическое предоставление займов пайщикам из средств самих пайщиков, в связи с чем компенсационные выплаты, выплачиваемые за пользование кредитом, являются доходом не кооператива, а пайщиков.
Суды, которые отказывали Кооперативу в удовлетворении требования, обосновывали отказ следующими аргументами.
Кооператив заключал со своими пайщиками договоры займа, согласно которым Кооператив (займодавец) предоставлял заем, а заемщики обязывались возвратить предоставленные им денежные средства и за их пользование уплатить компенсацию. Однако довод Кооператива о том, что полученные им денежные средства в виде платы за пользование заемными средствами являются доходом пайщиков, документально не обоснован. Кооператив не представил доказательства о том, что указанные доходы распределялись конкретным пайщикам и в определенной сумме, с которой исчислялся бы и удерживался налог на доходы. Фактически Кооператив получал от пайщиков проценты за пользование предоставленными займодавцем денежными средствами. Тот факт, что полученные Кооперативом денежные средства от предоставленных займов в дальнейшем поступают в фонд финансовой взаимопомощи и затем возвращаются пайщику, а также определение указанных денежных сумм в договорах займа как «компенсационных выплат», не влияет на установление правовой природы этих денежных средств как процентов, полученных налогоплательщиком по договорам займа. Доказательства того, что указанные поступления являются безвозмездными целевыми поступлениями в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ, Кооперативом представлены.
Следовательно, Кооператив необоснованно не учел в составе внереализационных доходов суммы процентов, полученные от членов - пайщиков за пользование заемными средствами. Осуществление предпринимательской или иной деятельности, в результате которой налогоплательщик получает доход, не является критерием для формирования налогооблагаемой прибыли.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2008 г. № ММ-3-6/689@ «Об утверждении формата уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).
• Утвержден формат уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета). Версия 5.02. Часть LXXXVII.
• Признан утратившим силу приказ ФНС России от 24 ноября 2008 г. № ММ-3-6/616@ «Об утверждении формата информационного сообщения содержащего сведения из доверенности, представленной в налоговые органы заявителем, о наделении его представителя полномочием по исполнению обязанностей в налоговых органах и формата уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета)».

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. № 267, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 23.
• Помимо закона «О банках и банковской деятельности» изменения внесены в часть первую Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
• Изменения касаются вопросов реорганизации банков и акционерных обществ, в частности, подробно урегулирована процедура раскрытия информации о готовящейся реорганизации (размещение информации в сети Интернет, иные способы публикации, письменное уведомление каждому кредитору и т.д.)
• В Государственном реестре юридических лиц будет делаться запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
• Изложена в новой редакции статья 60 ГК РФ – Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. № 267, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 20.
• Законом внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. В целом изменения направлены на совершенствование гражданского законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а также их участников.
• Наиболее существенные изменения внесены в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Так, из учредительных документов общества исключен учредительный договор. Таким образом, единственным учредительным документом общества будет являться устав общества. При этом в уставе общества не будут отражаться сведения о размере и номинальной стоимости доли участника общества. Существенно изменены нормы о выходе участника из общества. Установлено, что прекращение членства возможно в случае перехода доли обществу или иному лицу.
• Изменениями внесены множество уточняющих положений и нововведений, направленных на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми обществу, его участникам и третьим лицам, а также на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества.
• Изменения в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривают, что сведения об участниках общества и их долях должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц и переход их от одного лица к другому возможен только с момента внесения соответствующих изменений в данный реестр.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 года.
• Уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с изменившимся законодательством не позднее 1 января 2010 года.
• Учредительные договоры обществ со дня вступления в силу Федерального закона утрачивают силу учредительных документов.
• До 1 января 2010 года внесение в уставы обществ с ограниченной ответственностью, созданных до дня вступления в силу Федерального закона, изменений, предусматривающих право участника общества выйти из общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. № 267, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 18.
• Законом внесены изменения, в частности, в статью 78.1 Бюджетного кодекса РФ –«Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями».
• В соответствии с внесенными изменениями в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2008 г. № 266, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6249.
• Законом установлены: (1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; (2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; (3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; (4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
• Положения Закона не применяются к действиям государственных органов, в частности, при осуществлении прокурорского надзора, проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора.
• Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов. Генеральная прокуратура РФ размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Законом установлен порядок проведения проверок, перечислены основания для проведения плановой и внеплановой проверок. Внеплановая выездная проверка субъектов малого или среднего предпринимательства может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.
• Срок проведения как выездной, так и документарной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
• Законом урегулированы иные вопросы.
• Признаны утратившими силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и некоторые иные федеральные законы.
• Закон вступает в силу с 1 июля 2009 года, за исключением отдельных частей закона, которые вступают в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в статью 51.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 декабря 2008 г. № 265, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6221.
• К квалифицированным инвесторам отнесены некоммерческие организации в форме фондов, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», единственными учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и которые созданы в целях приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. № 267, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 26.
• Внесенные изменения касаются вопросов предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов, в частности, по займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
• К числу лиц, получающих такие займы, добавлены сельскохозяйственные товаропроизводители.
• Изменен размер возмещаемой части затрат. В новой редакции она определена в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБР, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат.
• Категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБР, устанавливаются Правительством РФ.
• Указанный порядок предоставления субсидий распространяется на кредиты (займы), оформленные в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах до 1 января 2013 года.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1096 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. № 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 января 2009 г. № 3 ст. 396.
• Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются Министерством сельского хозяйства РФ в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансированию региональных программ, предусматривающих, в частности, создание и развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных, включая кооперативы 2-го и последующего уровней. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор в соответствии с порядком, установленным Минсельхозом.
• Определены условия и порядок предоставления субсидий.
• Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2008 г. № 267, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 14.
• Внесены изменения в Закон РФ «О залоге», в часть первую Гражданского кодекса РФ, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и другие законы.
• Упрощены процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и процедуры реализации заложенного имущества. В частности, предусмотрена возможность заключения соглашения о внесудебной реализации предмета залога в любое время, а не после неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства; необходимость нотариально удостоверенного заявления залогодателя о согласии на внесудебный порядок для заключения соглашения о внесудебной реализации предмета залога; для обращения взыскания во внесудебном порядке введена исполнительная надпись нотариуса, подтверждающая факт неисполнения должником обязательства, в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю.
• В договоре залога, заключенном между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в обеспечение связанных с предпринимательской деятельностью обязательств и предусматривающем внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное движимое имущество, либо в соглашении о внесудебном порядке обращения взыскания на имущество, переданное в залог по такому договору, стороны вправе предусмотреть, что предмет залога поступает в собственность залогодержателя; или залогодержатель продает предмет залога третьему лицу без проведения торгов.
• Уточнены процедуры проведения открытых торгов при реализации заложенного имущества в части, касающейся сроков, проведения повторных торгов, снижения цены.
• Внесены другие изменения.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 декабря 2008 г. № 265, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6219.
• В Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» внесены многочисленные изменения, связанные преимущественно с оборотом закладных. В частности, законом введен институт депозитарного учета прав на закладные. Указано, что депозитарный учет закладных осуществляется в депозитариях – профессиональных участниках рынка ценных бумаг, имеющих выданную в порядке, установленном Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», соответствующую лицензию. Внесены изменения и дополнения в статьи, регулирующие вопросы содержания закладной, регистрации владельцев закладной, осуществления прав по закладной и исполнения обеспеченного ипотекой обязательства, восстановления прав на утраченную закладную и другие. В частности, установлено, что содержание закладной должно включать подтвержденную заключением оценщика денежную оценку имущества, на которое установлена ипотека, во всех случаях, а не только в случаях, если установление ипотеки является обязательным в силу закона.
• В Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесены изменения, связанные новым порядком оборота закладных, а также некоторые другие. Установлено, в частности, что государственная регистрация ипотеки жилых помещений проводится не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов, необходимых для государственной регистрации.
• Глава «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ дополнена указанием на то, что государственная пошлина не уплачивается за погашение регистрационной записи об ипотеке.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 16 декабря 2008 г. № 47.
• Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
• В соответствии со статьей 288 и пунктом 2 статьи 671 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан. Юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Вместе с тем назначение жилого помещения и пределы его использования определены также статьей 17 Жилищного кодекса РФ, согласно пункту 2 которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
• В соответствии со сложившейся судебной практикой решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными. Учитывая изложенное, представляется, что законодательство Российской Федерации не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Правоприменительная практика

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. № 36-В08-26
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru).
Банк обратился в суд с иском к С.О.В., С.В.М. о взыскании задолженности по кредитному договору, ссылаясь на то, что Банк заключил с Г.М.С. кредитный договор сроком на 5 лет и в обеспечение исполнения обязательств по указанному договору заключил с С.О.В., С.В.М. договоры поручительства. При этом договоры поручительства содержали в качестве одного из условий согласие поручителей отвечать перед кредитором также и за любого нового должника в случае перевода долга. Заемщик Г.М.С. скончался, не выполнив обязанности по возврату Банку денежных средств с процентами. Банк просил суд взыскать с ответчиков солидарно сумму основного долга по кредитному договору, проценты и неустойку.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила, что судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Удовлетворяя исковые требования Банка, суд первой инстанции исходил из того, что смертью должника кредитное обязательство не прекращается, а подлежит исполнению в данном случае поручителями как солидарными с заемщиком должниками, являющимися ответственными перед Банком в том же объеме, что и умерший должник. Кроме того, суд указал, что согласно пункту 2.8 договоров поручительства поручители приняли на себя обязательство отвечать за должника также в случае его смерти.
Между тем необходимо учитывать, что, если в договоре поручительства содержится условие о согласии поручителя отвечать за любого нового должника, поручитель становится ответственным за исполнение наследником обязательства (пункт 2 статьи 367 ГК РФ). Статьей 1175 ГК РФ установлено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Таким образом, наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (пункт 1 статьи 416 ГК РФ). При отсутствии или недостаточности наследственного имущества кредитное обязательство прекращается невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
Таким образом, в случае смерти должника и при наличии наследников и наследственного имущества взыскание кредитной задолженности возможно с поручителя в пределах стоимости наследственного имущества (если в договоре поручителя с кредитной организацией поручитель дал кредитору согласие отвечать за нового должника).


Назад