русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за февраль 2009 года


Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 февраля 2009 г. № 03-04-06-02/5 и
• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 февраля 2009 г. № 03-04-06-02/6

• В письмах рассматривается вопрос уплаты, в частности некоммерческой организацией, ЕСН с сумм суточных.
• Не подлежат налогообложению ЕСН суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Нормы расходов на выплату суточных в коммерческих организациях утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93, которое с 1 января 2009 года утратило силу. Поскольку специальные нормы суточных для некоммерческих организаций не установлены, а НК РФ нормы суточных для целей обложения ЕСН не предусмотрены, полагаем возможным использование в этих организациях до 1 января 2009 г. норм расходов на выплату суточных, как внутри страны, так и за рубежом, утвержденных постановлением Правительства РФ № 93.
• Суммы суточных, превышающие нормы, установленные постановлением № 93, до 1 января 2009 г. подлежали налогообложению ЕСН в некоммерческих организациях в общеустановленном порядке.
• С 1 января 2009 года не подлежат налогообложению ЕСН суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации.
• Статьей 217 НК РФ установлен размер суточных, не подлежащий налогообложению только налогом на доходы физических лиц. Поэтому в целях исчисления организацией ЕСН положения данной статьи не применяются.

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 января 2009 г. № ШС-22-3/83 «О порядке применения пункта 7 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации»
• В связи с внесением изменений в пункт 7 статьи 346.18 НК РФ, устанавливающий порядок переноса убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды, ФНС сообщает, что налогоплательщики, применяющие УСН и использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе будут применить новый порядок учета убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, при исчислении налоговой базы по итогам за 2009 год.
• Позиция ФНС России согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/16
• Письмо касается вопроса определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения в виде доходов.
• Налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
• Согласно пункту 2 статьи 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В связи с этим, при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за I квартал 2008 г., учитываются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные в январе 2008 г. за декабрь 2007 г., а взносы за июнь 2008 г., уплаченные в июле 2008 г., учитываются по итогам 9 месяцев 2008 года.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2009 г., регистрационный № 13290.
• Утверждена форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
• Утвержден Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
• Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2008 г. № ММ-3-3/694 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 4 февраля 2009 г. № 17.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2009 г., регистрационный № 13101.

• Приложение № 2 к форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год» изложено в новой редакции. Указанное приложение включает в себя следующие справочники: «Коды документов», «Коды доходов», «Коды вычетов» и «Коды регионов».
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 6 февраля 2009 г. № 20.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2009 г., регистрационный № 13222.

• Руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В перечень включаются: руководитель организации; руководитель филиала организации; заместитель руководителя организации (филиала); специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления; главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала); работники юридического подразделения организации (филиала), юрист; работники службы внутреннего контроля организации (филиала); иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов.
• Указаны возможные формы обучения, описаны требования к программам обучения. Проверка знаний и навыков работников проводится регулярно, но не реже одного раза в год. Организация ведет учет прохождения ее работниками обучения.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информационное сообщение Минфина РФ от 29 января 2009 г.
Текст сообщения опубликован в «Финансовой газете» от 29 января 2009 г. № 5.
• Сообщение адресовано пользователям аудиторских услуг: - аудируемым лицам и лицам, заключившим договор оказания аудиторских услуг, и содержит информацию, на которую следует обратить внимание в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
• В частности, указано, что с 1 января 2009 г. индивидуальный аудитор вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, за исключением некоторых организаций.
• До 1 января 2010 г. аудиторскую деятельность вправе осуществлять исключительно аудиторские организации и индивидуальные аудиторы: (а) имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых не истек до 1 января 2009 г.; (б) имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых истекает в период с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г.; (в) получившие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в 2009 г.
• С 1 января 2010 г. аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. До 1 января 2010 г. факт того, что аудиторская организация, индивидуальной аудитор не является членом саморегулируемой организации аудиторов, либо аудиторская организация не привела свои учредительные документы в соответствие с требованиями Федерального закона, не является препятствием осуществления такой аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудиторской деятельности.
• Действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г., не подлежат обязательному обмену. На этапе заключения договора оказания аудиторских услуг рекомендуется обратить внимание на то, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдает требование Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении ежегодного обучения по программам повышения квалификации. В противном случае квалификационный аттестат такого аудитора может подлежать аннулированию.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2009 г. № А21-4356/2008
• На организации, подлежащие обязательному аудиту, не распространяется освобождение от ведения бухгалтерского учета, предусмотренное пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Поскольку предметом обязательного аудита является ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудируемая фирма обязана представить на проверку бухгалтерскую отчетность, составленную на основании данных синтетического и аналитического учетов.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 30 декабря 2008 г. № 2162-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 9 февраля 2009 г. № 8.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2009 г., регистрационный № 13261.


• Упрощена процедура реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения.
• В частности, в рамках подготовительных процедур кредитная организация может направить в центральный аппарат ЦБР подготовленный пакет документов для того, чтобы ЦБР дал заключение об их соответствии установленным требованиям. Документы рассматриваются в течение 15 календарных дней.
• В территориальное учреждение ЦБР можно представить документы для согласования новых кандидатов на должности руководителей кредитных организаций (их филиалов), документы для подготовки заключения о соответствии установленным требованиям новых помещений для совершения операций с ценностями и т.д. Срок рассмотрения документов - 30 календарных дней.
• Сокращен перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации в форме слияния (изменений в учредительные документы присоединяющей кредитной организации). Документы о регистрации такой кредитной организации рассматриваются в течение месяца. Не требуется направлять документы предварительно в территориальное учреждение ЦБР.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание ЦБР от 30 декабря 2008 г. № 2164-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 9 февраля 2009 г. № 8.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2009 г., регистрационный № 13254.

• Для государственной регистрации кредитной организации, создаваемой в результате слияния (изменений в учредительные документы присоединяющей кредитной организации), документы направляются в ЦБР.
• Сокращен перечень документов, необходимых для регистрации в указанных случаях. Из перечня исключены, в частности, балансы реорганизуемых кредитных организаций (баланс присоединяемой кредитной организации).
• Для реорганизуемых кредитных организаций в форме ООО или ОДО необходимо представить протокол совместного общего собрания участников таких кредитных организаций.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»
• Приведен перечень характера и сроков заимствований, в связи с которыми предоставляются субсидии.
• Указаны условия, на которым бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия. В частности при наличии утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам).
• Представлены формулы расчетов суммы субсидий, определены иные условия.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации»
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь», февраль 2009 г., № 4, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 17 февраля 2009 г. № 7.
• Изложен порядок направления уведомления о начале процедуры реорганизации юридического лица. Перечислены сведения, указываемые при уведомлении, а также перечень документов, представляемых в регистрирующий орган одновременно с письменным сообщением о начале процедуры реорганизации.
• Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Объяснен порядок публикации.
• Рекомендуемая форма сообщения о начале процедуры реорганизации размещена на сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru.

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 15217/08
Между банком и Заемщиком был подписан кредитный договор. В обеспечение Заемщиком обязательств по кредитному договору между сторонами были заключены договор залога недвижимого имущества (ипотеки), согласно которому залоговая стоимость имущества составила 27 301 968 рублей, и договор залога оборудования, в соответствии с которым стоимость заложенного имущества составила 631 328 рублей. Заемщик обязанность по возврату полученного кредита и процентов по нему не исполнил.
Правопреемник банка (Кредитор) обратился в суд с иском к Заемщику об обращении взыскания на заложенное имущество. Заемщик подал встречный иск о признании договора залога недвижимого имущества (ипотеки) незаключенным. По мнению Заемщика, договор залога недвижимого имущества в силу статьи 339 ГК РФ является незаключенным, поскольку в нем указана общая залоговая стоимость объектов, не образующих единый имущественный комплекс, без определения оценки каждого объекта.
Суды удовлетворили первоначальный иск, во встречном иске было отказано. Суды указали, что стороны при оценке имущества указали в договоре залога его общую инвентаризационную и общую залоговую стоимости, позволяющих в силу статьи 431 ГК РФ признать условие договора об оценке предмета залога согласованным. Доказательств, подтверждающих, что указание в спорном договоре общей залоговой стоимости объектов залога без определения оценки каждого объекта не позволяет осуществить их реализацию в соответствии с требованиями статьи 350 ГК РФ, не представлено.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2009 г. № А57-949/2008
Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя задолженности по договору займа – суммы основного долга и повышенных процентов (пени) за пользование займом. Суд установил, что СКПК заключил с предпринимателем договор займа, в котором стороны предусмотрели, что в пределах срока пользования займом (до наступления обусловленного договором срока погашения займа) начисляется 14 процентов годовых, а при нарушении срока возврата займа уплачивается повышенный процент в размере 0,5% за каждый день просрочки из расчета невозвращенной суммы займа. Заемщик нарушил сроки возврата займа, и к моменту обращения СКПК в суд общая сумма повышенных процентов практически сравнялась с суммой основного долга.
В части взыскания основного долга суд удовлетворил требование Кооператива, однако существенно снизил взысканную сумму повышенных процентов, основываясь на следующем.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 263-О предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, – на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2009 г. № А42-1269/2008
Займодавец и Заемщик заключили договор займа, в соответствии с которым Займодавец передал в собственность Заемщика деньги, а заемщик обязался эту денежную сумму впоследствии возвратить. Пунктом 3.3 договора определено, что проценты за пользование заемными денежными средствами выплачиваются Заемщиком по ставке рефинансирования ЦБР на день окончательных расчетов. Начисление процентов происходит со дня зачисления заемных денежных средств на расчетный счет Заемщика. Окончательным сроком возврата заемных денежных средств установлено 31 декабря 2011 года. Заемные денежные средства были перечислены Заемщику.
Впоследствии Займодавец обратился в арбитражный суд с иском к Заемщику о расторжении договора займа и взыскании основного долга и процентов за пользование денежными средствами, так как, по мнению Займодавца, Заемщик не исполняет обязанность по уплате процентов, поскольку проценты по договору займа подлежали уплате не в срок до 31 декабря 2011 г., а ежемесячно в соответствии со статьей 809 ГК РФ.
Суд не удовлетворил требование Займодавца и указал следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Пунктом 2 той же статьи установлено, что при отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Статьей 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Если такое толкование не позволяет определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
На основании толкования условий заключенного договора суды пришли к выводу о том, что сторонами договора достигнуто соглашение о выплате процентов в срок до 31 декабря 2011 г. Следовательно, стороны договора в соответствии со своей волей определили иной срок выплаты процентов, чем установлен пунктом 2 статьи 809 ГК РФ. Таким образом, у Займодавца не возникло право требовать от Заемщика уплаты процентов по договору, так как срок такой уплаты не наступил. Заемщик не нарушил своих обязательств по договору, основания для его расторжения отсутствуют.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № Ф04-362/2009(20065-А27-40)
Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица налоговой инспекцией Владимирской области. В 2007 году Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (сведения о месте нахождения Общества). Инспекция зарегистрировала изменения и внесла в ЕГРЮЛ запись о новом местонахождении Общества в Кемеровской области. Регистрационное дело Общества было направлено в налоговую инспекцию Кемеровской области. Инспекцией Кемеровской области проведены мероприятия по обследованию помещения по указанному в уставе Общества адресу и составлен протокол осмотра, согласно которому по указанному адресу находятся другие юридические лица, которые договоры аренды с Обществом не заключали. Инспекция Кемеровской области, считая, что государственная регистрация изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица, произведена инспекцией Владимирской области на основании документов, содержащих недостоверные сведения, обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений и обязании налогового органа исключить из ЕГРЮЛ сведения, касающиеся нового места нахождения Общества. Суд кассационной инстанции требование налоговой инспекции удовлетворил, руководствуясь следующими основаниями.
Требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ, является законодательно установленным. ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации. Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ. Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений, в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра.
Представление полного пакета документов не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.


Назад