русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за апрель 2009 года


Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.

Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 апреля 2009 г. № 03-07-07/27
• Письмо касается вопроса учета НДС при осуществлении организацией операций по предоставлению займов в денежной форме, освобождаемых от налогообложения, а также операций, облагаемых НДС.
• Согласно нормам пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
• Поскольку стоимостью услуги по предоставлению займа является размер процентов, взимаемых заимодавцем с заемщика, при предоставлении займов в денежной форме для определения указанной пропорции, по мнению Департамента, следует учитывать сумму денежных средств в виде процентов, предусмотренных при предоставлении займа, а сумму самого займа не учитывать.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2009 г. № 03-04-05-01/143
• Письмо касается вопроса налогообложения НДФЛ доходов членов кредитного потребительского кооператива граждан.
• При получении членом КПКГ денежных средств за использование своих личных сбережений в соответствии с положениями Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан» у данного лица возникает экономическая выгода (доход), подлежащая налогообложению налогом на доходы физических лиц. К таким денежным средствам не могут применяться положения пункта 27 статьи 217 НК РФ, регулирующие налогообложение доходов в виде процентов по вкладам в банках. Оснований для освобождения от налогообложения указанных средств не имеется.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/57
• Письмо касается вопроса учета суммы безнадежного долга для цели налогообложения КПКГ, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
• Налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. При этом, перечень расходов носит закрытый характер. В связи с тем что пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ расходы в виде сумм списанных безнадежных долгов не предусмотрены, при определении налоговой базы данные расходы учитываться не должны.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/56
• Письмо касается вопроса налогообложения КПКГ, осуществляющего предпринимательскую деятельность и применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы». КПКГ интересуется, имеет ли он право уменьшать сумму единого налога, уплачиваемого при УСН, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные в целом с фонда оплаты труда. Соответственно, допустимо ли не делить фонд оплаты труда по удельному весу от предпринимательской деятельности и от целевых поступлений.
• В связи с тем, что упрощенная система налогообложения, применяется в целом по организации, то сумма налога, исчисленная кредитным потребительским кооперативом, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за всех работников кооператива, независимо от того, заняты ли они в уставной деятельности кооператива или в предпринимательской деятельности.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 марта 2009 г. № 03-03-06/4/26
• Письмо касается вопросов налогообложения операций по реализации некоммерческой организацией транспортного средства, приобретенного на целевые средства. • При реализации имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, некоммерческая организация вправе уменьшить доходы от такой реализации на величину остаточной стоимости реализуемого имущества. В связи с тем, что автомобиль эксплуатировался при осуществлении уставной деятельности фонда, не направленной на получение дохода, то убытки от реализации данного автомобиля не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ и, соответственно, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
• В случае если продажа имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, не соответствовала назначению целевого поступления, доход в виде стоимости полученного имущества включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ (как использованное не по назначению целевое поступление).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 марта 2009 г. № 03-03-06/4/24
• Письмо касается вопросов налогообложения операций, связанных с выплатой некоммерческой организации дивидендов по акциям, которые были получены НКО в качестве вступительного взноса.
• Пунктом 2 статьи 275 НК РФ установлено, что если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений пункта 2 статьи 275 НК РФ. Таким образом, российская организация, выплачивающая дивиденды некоммерческому партнерству, обязана исчислить, удержать у некоммерческого партнерства и перечислить в бюджет налог по ставке 9 процентов.
• Что касается акций, полученных в качестве вступительного взноса в некоммерческое партнерство, то их стоимость не является доходом организации на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 марта 2009 г. № 03-03-06/1/191
• Письмо касается вопроса налогообложения налогом на прибыль сумм возмещения расходов работника по проезду из места командировки в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой возвращения из командировки.
• По мнению Департамента, при отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения. Таким образом, вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения, расходы на приобретение проездного билета для проезда работника из места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли, если дата выбытия работника из места командировки к месту постоянной работы совпадает с датой, на которую приобретен вышеуказанный проездной билет, а также если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минфина РФ от 11 марта 2009 г. № 22н «О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 апреля 2009 г. № 16.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2009 г., регистрационный № 13688.

• Из Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) исключен абзац первый пункта 18. В исключенном абзаце содержался примерный перечень способов ведения бухгалтерского учета, принятых при формировании учетной политики организации и подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности (способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы).
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 апреля 2009 г. № ММ-7-6/228@ «Об утверждении форматов представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).
• Утверждены следующие форматы представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML): «Состав и структура показателей бухгалтерского баланса»; «Состав и структура показателей отчета о прибылях и убытках»; «Состав и структура показателей отчета об изменениях капитала»; «Состав и структура показателей отчета о движении денежных средств»; «Состав и структура показателей приложения к бухгалтерскому балансу»; «Состав и структура показателей отчета о целевом использовании полученных средств».
• Приказ вступает в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2009 года.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Информация ЦБР от 23 апреля 2009 г.
• С 24 апреля 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12,5% годовых.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
• Из сферы действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключен контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
• Изменен срок вступления в силу закона – теперь это 1 мая 2009 года (вместо 1 июля), за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу. • Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 марта 2009 г. № 94 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 г. № 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства»
• Приказ принят в целях приведения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
• По тексту приказа слова «малые предприятия» заменены словами «малые и средние предприятия».
• В подразделе 13.2 «Развитие микрофинансирования» определение микрофинансовой деятельности изложено в новой редакции – это деятельность некоммерческих организаций (фонды, потребительские кооперативы и т.п.), созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) субъектам малого и среднего предпринимательства.
• Подраздел 13.2 дополнен рядом подпунктов, касающихся государственных микрофинансовых организаций второго уровня и вопросов получения от указанных организаций займов на цели поддержки предпринимательства. Государственная микрофинансовая организация второго уровня – это некоммерческая организация, единственным учредителем которой является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Основным видом деятельности государственной микрофинансовой организации второго уровня является предоставление займов организациям для целей дальнейшего финансирования такими организациями субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Установлен перечень документов, которые представляются организациями, претендующими на получение займа от государственной микрофинансовой организации второго уровня:

Приказ Минсельхоза РФ от 3 марта 2009 г. № 82 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 апреля 2009 г. № 74. Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 апреля 2009 г., регистрационный № 13734.
• В целях реализации постановления Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» утверждены:
- перечни направлений использования кредитов (займов), полученных: на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, страхование сельскохозяйственной продукции и организационное обустройство; на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники; на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности.
- формы отчетов о расходах бюджета субъекта РФ (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета;
- форма отчета о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидий.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2009 г., регистрационный № 13706.
• Административный регламент устанавливает порядок государственной регистрации центральным аппаратом, территориальными органами Минюста России некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения).
• Минюст России (территориальные органы) исполняют государственную функцию в отношении НКО, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации НКО, установленный ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением, в частности, потребительских кооперативов).
• В Регламенте содержится описание заявителей, порядка информирования и получения консультаций об исполнении государственной функции; требований к составу документов, представляемых заявителем для государственной регистрации НКО; требований к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации; сроков исполнения государственной функции.
• Перечислены основания для отказа в государственной регистрации.
• Задана последовательность административных процедур, в том числе порядок приема документов от заявителя и выдача документов заявителю или направление уведомления об отказе в государственной регистрации.
• Указан порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минюста РФ от 25 марта 2009 г. № 84 «Об утверждении форм документов, необходимых для создания и осуществления деятельности на территории Российской Федерации филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 2009 г., регистрационный № 13666.
• Утверждены: форма уведомления о создании на территории РФ филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации; форма уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории РФ филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации; форма выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
• По сути формы не изменились (прежде действовали формы, утвержденные приказом Минюста от 17 апреля 2006 г. № 115), изменился лишь орган, в который направляются уведомления (вместо Росрегистрации – в Минюст России).
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2009 г., регистрационный № 13679.
• Обозначен предмет контроля. Проверки проводятся в отношении всех некоммерческих организаций, за исключением профессиональных союзов, а также филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
• Проверки в отношении некоммерческих организаций могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка может быть проведена не чаще одного раза в три года. Общий срок проведения проверки (с начала проверки и до составления акта по результатам проверки) не может превышать 30 дней. В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 дней. Проверка проводится за период деятельности некоммерческой организации, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
• Установлен порядок административных действий при осуществлении анализа отчетов, представляемых некоммерческими организациями, а также при участии должностных лиц Минюста России (территориальных органов) в мероприятиях, проводимых НКО.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 89 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по представлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2009 г., регистрационный № 13678.
• Регламент устанавливает порядок представления информации центральным аппаратом Минюста, территориальными органами Минюста физическим и юридическим лицам о некоммерческих организациях, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
• Перечислены сведения, которые Минюст России (территориальные органы) представляет физическим и юридическим лицам. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно для заявителей.
• Информация о зарегистрированных организациях представляется по запросу любого физического или юридического лица. Для получения информации заявителем представляется лично или направляется почтовым отправлением, электронной почтой (при наличии возможности проставления цифровой подписи) заявление о представлении информации. Перечислено, что следует указать в заявлении.
• Информация о порядке исполнения государственной функции представляется по телефону, электронной почте, в сети Интернет; в средствах массовой информации и информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.).
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. № 97 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2009 г., регистрационный N 13746.
• Символика НКО, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления, уполномоченным в соответствии с учредительными документами НКО.
• Указан порядок информирования и получения консультаций об исполнении государственной функции.
• В Регламенте перечислены лица, которые могут быть заявителями; определены требования к составу документов, представляемых заявителем для регистрации эмблем НКО; указан срок исполнения (не более 35 рабочих дней).
• Перечислены основания для приостановления исполнения государственной функции по регистрации эмблемы, а также основания для отказа в регистрации.
• Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия специалистов Минюста России во внесудебном и судебном порядке.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2009 г. № 14 ст. 1661, в «Российской газете» от 10 апреля 2009 г. № 63.
• Утверждено новое Положение о лицензировании образовательной деятельности, соответственно, признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
• Как и прежде, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
• Требования к образовательным организациям, претендующим на получение лицензии, не претерпели существенных изменений. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии, однако теперь экспертиза должна проводиться с выездом в образовательную организацию, за исключением ряда случаев. Лицензия выдается на срок до 6 лет.
• Постановление вступает в силу с 1 июля 2009 г.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 9 апреля 2009 г. № 56-ФЗ «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 15 апреля 2009 г. № 65, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 15 ст. 1778.
• Статья 825 части второй ГК РФ изложена в новой редакции, согласно которой в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать любые коммерческие организации, а не только кредитные и другие организации при наличии лицензии, как это формулировалось прежде.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Правоприменительная практика

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2009 г. № 46-В09-6
Банк обратился в суд с иском к Заемщику и Поручителям о взыскании задолженности по кредитному договору. Заемщику и Поручителям направлялись извещения с требованием погасить задолженность, но ответ получен не был и долг не погашен.
Решением районного суда с Заемщика в пользу Банка взысканы сумма задолженности по кредитному договору, а в удовлетворении исковых требований, предъявленных к поручителям, отказано. Отказывая в иске к Поручителям, суд сослался на то, что в договорах поручительства нет указания на срок, на который оно дано. В этом случае, в силу части 4 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается, если кредитор в течение одного года, со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Поскольку обязательства по кредитному договору не исполняются с мая 2006 г., кредитором пропущен срок предъявления иска к поручителям, так как иск предъявлен в ноябре 2007 г.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд кассационной инстанции. Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ считает, что с выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно кредитному договору, заключенному между Банком и Заемщиком 22 февраля 2005 г., срок возврата предоставленного Заемщику кредита определен датой 22 февраля 2010 г. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в договорах поручительства нет указания на срок, на который оно дано. Вместе с тем, суд не учел, что, согласно пункту 4 статьи 367 ГК РФ, в случае, когда в договоре не указан срок, на который дано поручительство, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иск к поручителю. Сроки исполнения Заемщиком обязательств по возврату заемных средств определены в кредитном договоре от 22 февраля 2005 г. Согласно договору Заемщик обязан был погашать кредит ежемесячно равными долями не позднее 10 числа месяца, следующего за платежным. Последний платеж по кредиту был осуществлен 4 апреля 2006 г., то есть следующий платеж Заемщик должен был быть произведен не позднее 10 мая 2006 г. Таким образом, право требования к Поручителям при неисполнении Заемщиком обязательств по возврату первой части кредита возникло 10 мая 2006 г. Иск заявлен Банком 15 ноября 2007 г., т.е. с пропуском срока, установленного п. 4 ст. 367 ГК РФ. Следовательно, поручительство в части истребования кредитных средств, подлежащих возврату за период до ноября 2006 г., прекратилось. Однако с учетом положений пункта 4 статьи 367 ГК РФ его нельзя считать прекращенным в части истребования кредитных средств подлежащих возврату за период после ноября 2006 г.


Назад