русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2009 года


Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 мая 2009 г. № 03-03-06/4/36
• В письме рассматриваются вопросы налогообложения сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и его ассоциированного члена – банка, который получает от кооператива ежегодные дивиденды в размере 6%.
• Понятия «дивиденды» и «проценты», применяемые в целях налогообложения, установлены статьей 43 НК РФ. Так, дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. Учитывая, что ежегодный доход ассоциированного члена кооператива заранее установлен, по мнению Департамента, данный вид дохода следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как доход в виде процентов и облагать по ставке 20 процентов.
• На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам. Согласно пункту 1 статьи 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2009 г. № 03-11-06/2/79
• Новая форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. № 154н.
• Если налогоплательщиком, применяющим УСН, Книга учета доходов и расходов была заверена в налоговом органе до вступления в силу вышеуказанного приказа, то новую Книгу учета доходов и расходов можно не заводить. При этом учет доходов и расходов должен вестись с начала 2009 года в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России № 154н, и главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ в редакции, учитывающей изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2009 года.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 апреля 2009 г. № 03-11-06/3/115
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь», май 2009 г., № 20.
• Письмо касается порядка применения УСН организацией, имеющей обособленные подразделения.
• В пункте 2 статьи 11 НК РФ указано, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Таким образом, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, то организация вправе продолжать применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм главы 26.2 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 мая 2009 г. № 03-11-06/3/138
• Письмо касается применения УСН организацией, заключившей договор о совместной деятельности.
• Согласно пункту 3 статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, в случае заключения налогоплательщиком, применяющим УСН в виде доходов, договора простого товарищества, налогоплательщику следует в установленном порядке либо изменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, либо перейти на общий режим налогообложения.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 мая 2009 г. № 03-11-06/2/86
• Письмо касается порядка перехода организации, применяющей УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на общий режим налогообложения.
• Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений вправе учесть в составе расходов расходы на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.
• Таким образом, при переходе с УСН на общий режим налогообложения налогоплательщик вправе учесть в составе расходов начисленные, но не оплаченные проценты по долговым обязательствам.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 марта 2009 г. № 03-03-05/46
Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 14 апреля 2009 г. № 8.
• В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей главы 25 имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ, внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.
• В случае если получение фондом помещения в бессрочное безвозмездное пользование не связано с возникновением у фонда обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать услуги), то стоимость такого помещения будет признаваться доходом фонда для целей налогообложения прибыли организаций на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2009 г. № 03-07-11/133
• Письмо касается вопроса применения НДС в отношении услуг по передаче имущества в безвозмездное пользование.
• Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях главы 21 НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией. Пунктом 2 статьи 689 ГК РФ предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды. Таким образом, услуги по безвозмездной передаче имущества в пользование подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
• Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Однако данная норма в отношении услуг, в том числе оказанных безвозмездно, не применяется.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 мая 2009 г. № 03-03-06/1/299
• Письмо касается учета расходов в виде сумм доплаты работникам до фактического заработка при временной утрате трудоспособности для целей налога на прибыль, а также применения ЕСН и НДФЛ в отношении таких доплат.
• Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Так, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 18 720 рублей, в 2010 году - 20 030 рублей, в 2011 году - 21 390 рублей.
• Если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с пунктом 15 статьи 255 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации. Отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли зависит от того, предусмотрены ли такие доплаты трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
• Доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования РФ максимальный размер пособия, не может рассматриваться в качестве государственного пособия, и, следовательно, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.
• Сумма доплаты подлежит налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Минфина РФ от 4 мая 2009 г. № 07-02-10/24
Текст письма размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).
• Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 329, не предусмотрено осуществление Минфином России функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.
• До 2004 года функция по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов осуществлялась Государственным комитетом РФ по статистике. Однако в ходе административной реформы данная функция признана решением Правительства РФ избыточной, подлежащей упразднению.
• Таким образом, ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 13 мая 2009 г. № 2230-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 20 мая 2009 г. № 32.
• Начиная с 14 мая 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 12 процентов годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 5 мая 2009 г. № 78, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 мая 2009 г. № 18 (часть I) ст. 2153.
• Статья 24 Закона «О банках и банковской деятельности» дополнена положением об обязанности единоличного исполнительного органа при освобождении от должности обеспечить передачу или сохранность имущества и документов кредитной организации.
• Целый ряд изменений внесен в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В частности, усилена ответственность руководителей, членов совета директоров (наблюдательного совета), учредителей (участников) или других лиц, имеющих право давать обязательные для данной кредитной организации указания. Такие лица, привлеченные к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам кредитной организации, не вправе приобретать акции (доли) иной кредитной организации, составляющие более чем пять процентов ее уставного капитала, в течение десяти лет со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом. Кроме того, они не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций в течение трех лет.
• Значительные изменения внесены в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Указанный закон дополнен новой главой - Оспаривание сделок должника. В частности, сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки (подозрительная сделка). Может быть признана недействительной сделка должника, влекущая за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами. Все, что было передано, а также изъято по сделке, признанной недействительной, подлежит возврату в конкурсную массу. Внесены и другие изменения.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 348 «О внесении изменений в Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 мая 2009 г. № 18 (часть II) ст. 2246.
• Дополнено, что субсидии предоставляются в связи с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на рефинансирование кредитов (займов), при условии, что суммарный срок пользования кредитами (займами) не превышает указанные сроки.
• Внесены некоторые другие изменения.

Постановление Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 406 «О внесении изменений в Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 20 мая 2009 г. № 89, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2470.
• Правила дополнены новым положением, согласно которому субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным, в частности, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами после 1 января 2009 г. на срок до 8 лет - на строительство жилья для граждан, проживающих и работающих в сельской местности.
• Внесены некоторые другие изменения.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2009 г. № 392 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 г. № 334 и от 30 мая 2007 г. № 335»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 мая 2009 г. № 19 ст. 2349.
• Изменения внесены, в частности, в постановление Правительства РФ № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля».
• Изменено наименование постановления.
• В соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними, за исключением, в частности, случаев, когда стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ. Изменениями, внесенными в постановление Правительства № 334, установлены следующие предельные величины: 3 млрд. рублей - в отношении лизинговых компаний; 200 млн. рублей - в отношении обществ взаимного страхования и кредитных потребительских кооперативов.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 мая 2009 г. № 85.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2009 г., регистрационный № 13915.

• Утверждена, в частности, типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. (Напомню, что юридические лица обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме.)

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минюста РФ от 21 мая 2009 г. № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 мая 2009 г. № 94. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2009 г., регистрационный № 13985.
• В семи субъектах Российской Федерации управления Минюста стали именоваться главными управлениями, что следует учитывать некоммерческим организациям, которые взаимодействуют с территориальными органами Минюста по вопросам государственной регистрации.
• Главными управлениями Министерства юстиции Российской Федерации стали управления:
• по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области,
• по Нижегородской области,
• по Новосибирской области,
• по Ростовской области,
• по Свердловской области,
• по Москве,
• по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Правоприменительная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 244-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Некоммерческая организация «Союз производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш», зарегистрированная 3 декабря 1998 г., обратилась в районный суд с заявлением о запрете другой некоммерческой организации, зарегистрированной под тем же наименованием 23 марта 2005 г., использовать в своем названии сокращение «Союзагромаш» и словосочетание «производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК», а также об обязании изменить название.
Решением районного суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией, было отказано в удовлетворении исковых требований. Суд указал, что статья 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», называющая среди оснований для возможного отказа в государственной регистрации НКО наличие ранее зарегистрированной некоммерческой организации с таким же наименованием, была введена в действие с 18 апреля 2006 года, т.е. после регистрации ответчика, и обратной силы не имеет.
Союзагромаш обратился в Конституционный Суд, однако в принятии к рассмотрению жалобы было отказано.
Конституционный Суд указал, что, принимая часть четвертую Гражданского кодекса РФ, федеральный законодатель пошел по пути закрепления исключительных прав на фирменное наименование, носящих имущественный характер, только за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями. Такой подход свидетельствует о том, что на наименования некоммерческих организаций правила параграфа 1 главы 76 ГК Российской Федерации не распространяются.
Суды пришли к выводу, что им не представлены доказательства нарушения прав Союзагромаша использованием другой некоммерческой организацией такого же наименования: истец не указал на наличие каких-либо отрицательных для него последствий и не привел факты, которые подтверждали бы намерение ответчика использовать наименование истца с целью введения кого-либо в заблуждение.

Защита прав организаций

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2009 г. № 4561/09
Центр микрофинансирования и консалтинга обратился в арбитражный суд с иском к должнику о взыскании задолженности, процентов за пользование займом и пеней за просрочку платежей по нескольким договорам займа.
Арбитражный суд возвратил Центру поданное им исковое заявление в связи с соединением в одном заявлении нескольких, не связанных между собой, требований. Суд установил, что требования Центра к должнику, соединенные в одном исковом заявлении, не связаны между собой.
В соответствии с частью 1 статьи 130 АПК РФ, пунктом 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, если они связанны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. Требования Центра о взыскании процентов и пеней возникли из различных договоров займа и не объединены общими доказательствами, следовательно, не могут быть соединены в одном иске.
Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с иском в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КГ-А40/1342-09
Банк обратился в арбитражный суд с иском к Обществу о взыскании задолженности по кредиту, процентам за пользование кредитом на основании договора о кредитной линии. Банк заявил о принятии обеспечительных мер по указанному иску в виде наложения ареста на имущество, принадлежащее Обществу, в пределах суммы требований. Заявление об обеспечении иска удовлетворено, наложен арест на имущество Общества. Суд исходил из того, что непринятие заявленных обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, принятые меры соответствуют и соразмерны заявленным требованиям.
Обществом была подана кассационная жалоба. Общество ссылается на то, что Банком не представлено суду доказательств того, что предполагаемый ущерб будет для него значительным. Общество указывает, что суд счел безусловным факт уклонения Общества от возврата денежных средств, полученных по договору кредитной линии, однако Общество не отказывалось от исполнения данного договора, не получало от Банка уведомления об одностороннем расторжении договора кредитной линии. Общество ссылалось и на другие обстоятельства.
В удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 июля 2003 года № 11 обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
Рассматривая спор, суд учел значительный размер задолженности, намерение Общества передать недвижимое имущество в аренду, отсутствие денежных средств на счете Общества и пришел к выводу, что исполнение судебного акта может быть затруднено или невозможно.


Назад