русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июнь 2009 года


Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 мая 2009 г. № 03-02-08/43
Письмо касается статуса письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
• Указанные разъяснения не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания. Письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию. Такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Эти письма не имеют статуса официального комментария к Налоговому кодексу.
• Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 мая 2009 г. № 03-03-06/1/348
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь», июнь 2009 г., № 24.
• Письмо касается учета отрицательных разниц, возникающих по договорам займа, при условии, что займы выражены в иностранной валюте, но подлежат оплате в рублях.
• В соответствии с пунктом 1 статьи 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), при оформлении долгового обязательства в рублях, принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,1 раза (в период с 01.09.2008 по 31.12.2009 - в 1,5 раза).
• В случае, если заемщик при возврате займа, выраженного в условных единицах, возвращает сумму в рублях в размере большем, чем он фактически получил, возникающую в данной ситуации отрицательную разницу следует рассматривать как плату за пользование займом и учитывать для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 269 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июня 2009 г. № 03-03-06/4/42
• Письмо касается учета в целях налогообложения прибыли курсовой разницы, возникающей от переоценки валютных средств, полученных в виде технической помощи и не учитываемых как доход в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
• По мнению Департамента, доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки средств и имущества в виде валютных ценностей, указанных, в том числе в подпункте 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 мая 2009 г. № 03-03-06/4/39
• Письмо касается налогового учета НКО средств пожертвований, выраженных в иностранной валюте.
• Статьей 251 НК РФ установлено, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При условии отдельного учета, а также целевого использования указанных средств, доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
• Пожертвования, выраженные в иностранной валюте, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли, при условии целевого использования таких пожертвований. При этом курсовые разницы по средствам пожертвований, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого ЦБР, являются доходами (расходами) полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 июня 2009 г. № 03-03-06/1/359
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 23 июня 2009 г. № 24.
• Письмо касается учета доходов и расходов по уступке (переуступке) прав требования по долговым обязательствам.
• Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены статьей 279 НК РФ. При этом обращаем внимание, что действие пунктов 1 и 2 статьи 279 НК РФ распространяются на налогоплательщиков-кредиторов, уступающих дебиторскую задолженность по долговому обязательству. У прежнего кредитора, уступившего дебиторскую задолженность по долговому обязательству, в случае отрицательного результата от уступки права требования образовавшиеся убытки признаются в целях налогообложения прибыли в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 279 НК РФ. Организация, приобретающая права требования по долговым обязательствам (новый кредитор по долговому обязательству), в налоговом учете отражает только расход от такой сделки, который по мере уплаты должником по долговому обязательству процентов и других платежей, будет постепенно погашаться.
• При переуступке новым кредитором ранее приобретенного права требования по долговому обязательству финансовый результат от такой сделки определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 279 НК РФ. При дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 июня 2009 г. № 03-03-06/4/46
• Письмо касается налогообложения прибыли некоммерческой организации, вносящей вклад в имущество коммерческой организации за счет членских взносов.
• Вступительные и членские взносы отнесены пунктом 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям. Целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Основным условием применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ является соблюдение их целевого назначения и установленных источником средств целевого финансирования условий их предоставления. Использование полученных средств не по целевому назначению или нарушение условий предоставления целевого финансирования, предусмотренных организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, влечет последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 НК РФ.
• По мнению Департамента, безвозмездная передача некоммерческой организацией денежных средств акционерному обществу, 100 процентов акций которого принадлежит данной НКО, не может рассматриваться как целевое использование средств целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности НКО. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ.
• При безвозмездном получении денежных средств от некоммерческой организации, доля участия которой в уставном капитале составляет 100 процентов, российская организация вправе применить положение подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июня 2009 г. № 03-11-09/206
• Письмо касается порядка применения положений главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ организацией, ставшей участником договора простого товарищества.
• В соответствии с пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно пункту 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено названной статьей НК РФ.
• Если налогоплательщик УСН с объектом налогообложения в виде доходов стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то он на основании положений пункта 4 статьи 346.13 НК РФ считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. Право изменять в течение налогового периода объект налогообложения в виде доходов на доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с заключением налогоплательщиком договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) глава 26.2 НК РФ не предусматривает.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 июня 2009 г. № 03-04-06-02/40
• Письмо касается вопроса уплаты ЕСН и НДФЛ с выплат по договорам подряда.
• Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера. Пунктом 2 статьи 709 ГК РФ определено, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Учитывая изложенное, объектом налогообложения ЕСН является только вознаграждение, выплачиваемое подрядчику за выполнение работ по договору подряда. Суммы документально подтвержденных расходов на переезд и проживание по месту осуществления работ по данному договору являются компенсационными выплатами и не подлежат налогообложению ЕСН.
• В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Учитывая, что расходы по проезду и проживанию физического лица при оказании организации услуг по договору подряда непосредственно связаны с получением им дохода по такому договору, оплата организацией данных расходов физического лица осуществляется в его интересах. Таким образом, суммы оплаты организацией расходов физических лиц, являющихся исполнителями по договору подряда, по проезду и проживанию признаются их доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц вне зависимости от способа оплаты.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09
Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы», по результатам которой принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. По мнению инспекции, расходы некоммерческой организации в виде арендных платежей, транспортных расходов, расходов на услуги связи, расходов на приобретение оборудования и тому подобные затраты, которые связаны с осуществлением коммерческой (предпринимательской) деятельности, являются общехозяйственными и должны производиться за счет целевых средств, поступающих на содержание такой организации. При этом, по мнению налогового органа, такие затраты не должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд.
Судом установлено, что Партнерство имело два источника доходов: средства целевого назначения, полученные на финансирование некоммерческой деятельности (вступительные членские взносы), и доходы от коммерческой деятельности. Суд кассационной инстанции отклонил довод налогового органа, согласно которому расходы НКО на аренду, оплату коммунальных услуг, транспортных расходов, услуг связи и т.п. должны производиться за счет целевых средств, поступающих на содержание НКО, поскольку инспекцией не приведены ссылки на нормы законодательства, которые предусматривают указанное ограничение, в то время как из положений статей 251, 270 НК РФ указанный вывод не следует.
Организации, созданные в установленном законодательством порядке в организационно-правовых формах НКО, при осуществлении налогового учета коммерческой деятельности, применяют общие нормы главы 25 НК РФ, регламентирующие порядок определения доходов и расходов. Налоговое законодательство не устанавливает перечень расходов, направленных на содержание НКО и ведение уставной деятельности, а также не определяет их размера. Делая вывод о том, что вышеперечисленные расходы должны производиться за счет целевых средств, поступающих на содержание НКО, суды также учли положения абзаца 4 пункта 1 статьи 272 НК РФ, в котором предусмотрено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Иное допускало бы различное применение норм налогового законодательства к коммерческим и некоммерческим организациям и противоречило принципу равенства налогообложения.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2009 г. № ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2009 г., регистрационный № 13983.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 3 июня 2009 г. № 99.

• Утверждены следующие формы сообщений:
№ С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)»;
№ С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях»;
№ С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации»;
№ С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации».
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2009 г. № ММ-7-6/318@ «Об утверждении форматов представления сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронном виде»
• Утверждены:
формат представления формы № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)» в электронном виде (версия 5.01) часть DVI;
формат представления формы № С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях» в электронном виде (версия 5.01) часть DVII;
формат представления формы № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации» в электронном виде (версия 5.01) часть DVIII;
формат представления формы № С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" в электронном виде (версия 5.01) часть DIX.

Приказ Федеральной налоговой службы от 5 июня 2009 г. № ШТ-7-6/313@ «О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).
• Внесены изменения в «Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00) часть XI. Состав и структура показателей расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (версия 3.00002)».
• Внесены изменения в «Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00) часть XXXV. Состав и структура показателей декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (версия 3.00002)».
• Приказ вступает в силу по истечении двухнедельного срока со дня его утверждения.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 4 июня 2009 г. № 2247-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 10 июня 2009 г. № 36.
• Начиная с 5 июня 2009 года, ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 11,5 процента годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. № 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. № 23 ст. 2758.
• Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных, в частности, на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Положения Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых, в частности, в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Поставщиком в контексте Закона является, в частности, юридическое лицо, за исключением кредитной организации, получающее денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Поставщиком может быть бюджетное учреждение. Плательщиком может быть только физическое лицо. Оператором по приему платежей может быть только юридическое лицо. Оператор заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Оператор может сам осуществлять деятельность по приему платежей и (или) заключить договор о приеме платежей с платежным субагентом. Оператор и платежный субагент именуются платежными агентами.
• Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.
• Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении ККТ.
• Платежные агенты вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику, обеспечивать в автоматическом режиме предоставление плательщикам информации, предусмотренной Законом, а также выполнять иные установленные законом функции. После 1 января 2010 года прием платежей без использования ККТ и выдачи кассовых чеков не допускается.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. № 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. № 23 ст. 2776.
• Статья 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» изложена в новой редакции. Статья 13.1 регулирует осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем. Такие организации и индивидуальные предприниматели именуются банковскими платежными агентами. Круг операций, осуществляемых банковскими платежными агентами ограничен. Банковский платежный агент должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы или банкоматы. Платежные терминалы или банкоматы, применяемые банковским платежным агентом, должны содержать в своем составе ККТ.
• В Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены операторы по приему платежей и установлено, в частности, что идентификация клиента, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Закон дополнен статьей 7.2 «Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств» и статьей 7.3 «Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных должностных лиц».
• Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» дополнен положениями, касающимися платежных терминалов и банкоматов.
• Внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. № 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. № 23 ст. 2770.
• Федеральный закон «Об акционерных обществах» дополнен статьей 32.1 «Акционерное соглашение». Акционерное соглашение – это договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность голосовать определенным образом, приобретать (отчуждать) акции по заранее определенной цене, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств. Допускается согласовывать иные действия по управлению обществом. В то же время соглашение не должно содержать требования голосовать согласно указаниям органов управления общества.
• Уточнены механизмы принятия решений советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Установлен особенный порядок принятия решений на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) по вопросу образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий, если уставом общества это отнесено к компетенции совета директоров общества. В случаях, если на двух заседаниях совета директоров, созванных в течение двухмесячного периода, не было принято решение по указанному выше вопросу (в том числе и по причине отсутствия кворума), то решение по этому вопросу принимается общим собранием акционеров как высшим органом общества.
• В новой редакции изложена статья, обязывающая акционерное общество обязано хранить определенный ряд документов.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июня 2009 г. № А32-832/2009-32/13
Банк обратился в арбитражный суд с иском к Обществу о взыскании долга по кредиту, долга по уплате процентов, пеней за нарушение сроков внесения платежей за пользование кредитом, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафа за нарушение срока возврата кредита. Решением суда иск удовлетворен.
Рассматривая кассационную жалобу Общества суд кассационной инстанции указал, что при взыскании неустойки не было учтено следующее. В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных в законе правовых способов, направленных на установление баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших для кредитора в результате нарушения обязательства.
В информационном письме от 14 июля 1997 г. № 17 «Обзор применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и др. При этом вопрос о применении статьи 333 ГК РФ может быть решен в любой судебной инстанции и независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком.
В период допущенных Обществом просрочек ставка рефинансирования Банка России колебалась от 12% до 13% годовых. В то же время согласно договору неустойка за просрочку внесения платы за пользование кредитом составляет 0,5% в день (или 180% годовых). При этом в силу пункта 4.1 договора Банк продолжает начислять плату за пользование кредитом по ставке 16% до дня фактического возврата кредита.
Поскольку размер предъявленных к взысканию неустоек многократно превысил ставки рефинансирования, действовавшие в период правонарушения, а в материалах дела отсутствуют сведения о наступивших для истца отрицательных последствиях в результате нарушения ответчиком обязательства, суд кассационной инстанции считает возможным снизить размер неустоек за просрочку возврата кредита и платы за кредит до 16% годовых приближенно к размеру процентов, установленных статьей 395 ГК РФ и являющихся отражением минимального размера потерь для Банка.


Назад