русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июль 2009 года



Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Изменения законодательства, требующие немедленных действий

В связи с вступлением в действие нового закона о кредитной кооперации кредитным кооперативам (кроме сельскохозяйственных) необходимо изучить новый закон, установить, какие положения устава не соответствуют закону и требуют изменения, готовить проект новой редакции устава, начать переговоры о создании саморегулируемой организации и совершить ряд иных действий (см. раздел «Гражданское законодательство»).
В целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитные потребительские кооперативы отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. В связи с появлением новых обязанностей кредитным потребительским кооперативам необходимо совершить ряд действий, в частности, разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, и т.д. (см. раздел «Финансовый и налоговый контроль».)

Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3641.
• Предельная сумма дохода, позволяющая перейти на упрощенную систему налогообложения, увеличена до 45 млн. рублей. Предельная величина дохода, позволяющая оставаться на упрощенной системе налогообложения, увеличена до 60 млн. рублей.
• Однако статьи, определяющие предельные размеры доходов при УСН, не отменены; их действие приостановлено. С 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. величина предельного размера доходов, ограничивающая право организации перейти на УСН, применяется в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году; с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. величина предельного размера доходов, ограничивающая право на применение УСН, применяется в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением положений, которые устанавливают новый размер дохода, позволяющий перейти на УСН. Эти положения вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2009 г. № 137.
• Вместо единого социального налога вводятся страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование. Сохраняется уплата взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.
• Объект обложения страховыми взносами практически не меняется по сравнению с объектом налогообложения ЕСН. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Эта сумма будет каждый год индексироваться. Установлен перечень сумм, не подлежащие обложению страховыми взносами.
• Сумма страховых взносов уплачивается организацией отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Установлены правила отчетности, правила взыскания недоимки, порядок проведения проверок и другие нормы. Определены санкции за правонарушения. Контроль за уплатой страховых взносов осуществляют ПФР и ФСС. Пенсионный фонд контролирует также уплату взносов на обязательное медицинское страхование.
• В 2010 году применяются следующие тарифы страховых взносов: ПФ - 20 %; ФСС - 2,9 %; ФФОМС - 1,1 %; ТФОМС - 2 %. Для организаций, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидам, для общественных организаций инвалидов, применяются следующие тарифы страховых взносов: ПФ - 14 %; ФСС - 0 %; ФФОМС - 0 %; ТФОМС - 0 %.
• С 1 января 2011 г. применяются следующие тарифы страховых взносов: ПФ - 26 %; ФСС - 2,9 %; ФФОМС - 2,1 %; ТФОМС - 3 %.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2009 г. № 138.
• Внесенные изменения касаются преимущественно законодательства о социальном обеспечении граждан. Однако некоторые новые нормы имеют отношение к деятельности организаций.
• Внесены изменения в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", касающиеся, в частности, представления отчетности и сведений.
• В Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены изменения, касающиеся, в частности, ответственности за правонарушения.
• Глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ признана утратившей силу.
• Организации, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», имеют право уменьшить уплачиваемый при УСН налог на сумму страховых взносов, уплаченных не только в Пенсионный фонд, но и другие фонды.
• В Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» несколько статей подверглись изменению и целый ряд статей утратил силу. Изменились тарифы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.
• Значительно изменен Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3639.
• При исчислении НДФЛ не признается доходом материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на приобретение на территории Российской Федерации земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
• Действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 НК РФ приостановлено по 31 декабря 2009 года (это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.). В период приостановления с 1 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положение, касающиеся уплаты НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах, вступает в силу с 1 января 2010 года.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3600.
• В целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитные потребительские кооперативы отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» Текст закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 2009 г. № 132, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3618.
• Целями Федерального закона являются поддержание стабильности банковской системы и защита законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.
• Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
• Процедура повышения капитализации включает: 1) размещение банком привилегированных акций; 2) эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа; 3) заключение договора мены привилегированных акций, размещаемых банком в соответствии с настоящим Федеральным законом, на облигации федерального займа, выпущенные Российской Федерацией. Установлены требования к банкам, которые смогут разместить привилегированные акции в рамках указанной процедуры.
• Определены права Российской Федерации, возникающие в связи с реализацией процедуры повышения капитализации банка, в частности, право вето при принятии решений о выплате дивидендов по акциям банка.
• Определены сроки и условия выкупа привилегированных акций акционерами владельцами обыкновенных акций банка и самим банком. После 1 января 2016 г. привилегированные акции можно будет приобрести у Российской Федерации в порядке приватизации.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указание ЦБР от 10 июля 2009 г. № 2259-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 15 июля 2009 г. № 42.
• Начиная с 13 июля 2009 года, ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 11 процентов годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Указание ЦБР от 14 апреля 2009 г. № 2214-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством передачи заявления через нотариуса» Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 15 июля 2009 г. № 42. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2009 г., регистрационный № 14252.
• Нотариус устанавливает личность обратившегося к нему лица и направляет для последующей передачи в ЦККИ на адрес электронной почты Федеральной нотариальной палаты запрос. После получения ответа ЦККИ из Федеральной нотариальной палаты нотариус информирует субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории) о наличии у него указанного ответа. Нотариус совершает нотариальное действие по передаче субъекту кредитной истории (пользователю кредитной истории) ответа ЦККИ, о чем в установленном порядке вносит запись в реестр регистрации нотариальных действий.
• Определены перечни представляемой информации и процедуры.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Положение ЦБР от 19 июня 2009 г. № 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации» Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2009 г., регистрационный № 14356.
• Установлены новые порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации. Для оценки финансового положения лица используются финансовые показатели: автономии собственных средств; обеспеченности собственными оборотными средствами; текущей ликвидности; платежеспособности; деловой активности; рентабельности.
• Утвержден перечень документов, представляемых для оценки финансового положения.
• Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3642.
• В целом Закон направлен на совершенствование процедур рассмотрения корпоративных споров. Внесены изменения в целый ряд федеральных законов, таких как закон «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и другие.
• В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» признана утратившей силу статья 25 «Обжалование решения общего собрания членов кооператива». Закон дополнен статьей 30.1 «Обжалование решений органов управления кооперативом». Установлены правила признания сделки кооператива недействительной.
• Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен, в частности, статьей, устанавливающей ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, участникам (акционерам, членам, учредителям) юридического лица в случае, если представление таких документов предусмотрено законом.
• Значительные изменения внесены в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Они касаются, в частности, вопросов обеспечения иска, отзыва на исковое заявление, сроков подготовки дела к судебному разбирательству, сроков рассмотрения дела и принятия решения, подачи жалобы и т.д.
• АПК РФ дополнен главой 28.1 «Рассмотрение дел по корпоративным спорам» и главой 28.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц». Установлено, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в том числе споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица; споры о созыве общего собрания участников юридического лица; споры об обжаловании решений органов управления юридического лица. Определены процедуры рассмотрения корпоративных споров.
• Установлено, что юридическое или физическое лицо, являющееся участником правоотношения, из которого возникли спор или требование, вправе обратиться в арбитражный суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц, являющихся участниками этого же правоотношения.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных пунктов. Дела, находящиеся в производстве арбитражных судов и не рассмотренные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат рассмотрению по новым правилам. Дела, которые по новым правилам отнесены к подведомственности арбитражных судов и которые находятся в производстве судов общей юрисдикции на день вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 2009 г. № 134, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3610.
• Без проведения конкурсов или аукционов могут быть заключены договоры аренды, договоры безвозмездного пользования (и некоторые другие договоры) в отношении государственного или муниципального имущества с некоммерческими организациями, созданными, частности, в форме ассоциаций и союзов.
• До 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за некоторыми исключениями. При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 149-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3586.
• Минимальный срок аренды имущества, по истечении которого субъект малого или среднего предпринимательства может реализовать преимущественное право на его выкуп, снижен с 3 до 2 лет. Условием реализации преимущественного права на выкуп является отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пени за аренду на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества либо на день подачи заявления о реализации преимущественного права на выкуп. Внесены некоторые другие изменения.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Гражданское законодательство

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 июля 2009 г. № 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3627.
• Закон регулирует деятельность следующих видов кредитных кооперативов: а) кредитный кооператив, членами которого могут являться юридические и физические лица, б) кредитный потребительский кооператив граждан, в) кредитный кооператив второго уровня - кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы. Действие Федерального закона не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения.
• Определены требования к порядку создания и уставу кредитного кооператива.
• Кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании: 1) договоров займа, заключаемых с юридическими лицами; 2) договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа.
• Государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется определяемым Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации. Определены права уполномоченного органа, в том числе право проводить проверки кредитных кооперативов.
• Установлен ряд ограничений деятельности кредитного кооператива. Определены обязательные финансовые нормативы (величина резервного фонда, минимальная величина паевого фонда, максимальная сумма займа, предоставляемого одному пайщику и т.д.).
• Определены права и обязанности члена кредитного кооперативы, органы кредитного кооператива (общее собрание, которое может проводиться в форме собрания уполномоченных; правление; единоличный исполнительный орган; наблюдательный совет, ревизионная комиссия или ревизор и т.д.)
• Ряд правовых норм Закона касается заинтересованных лиц, аффилированных лиц, конфликта интересов.
• Определены особенности деятельности кредитных кооперативов, членами которых являются физические лица, и кооперативов второго уровня. В частности, кредитный кооператив привлекает денежные средства граждан не по договору займа, а на основании договоров передачи личных сбережений. Дано определение такого договора.
• Саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации. Определены порядок создания, функции, права и обязанности саморегулируемой организации, обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации.
• Урегулированы другие вопросы деятельности кредитных кооперативов.
• Признаны утратившими силу Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», а также статья 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
• Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Требования закона к финансовым нормативам кредитного кооператива вступают в силу по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона. По истечении двух лет после дня вступления в силу Федерального закона начинает действовать требование, согласно которому кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства пайщиков и принимать в кредитный кооператив новых пайщиков.
• Учредительные документы кредитных кооперативов и иных потребительских кооперативов, осуществляющих микрофинансовую деятельность, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня вступления его в силу.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3607.
• Введена процедура приостановления государственной регистрации. Она применяется в тех случаях, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке. Регистрация приостанавливается до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление регистрации, но не более чем на три месяца.
• К основаниям отказа в государственной регистрации добавлены следующие:
- если решение о реорганизации, ликвидации НКО, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами НКО;
- если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
- если государственная регистрация была приостановлена, но недостатки в оформлении документов не были устранены в установленный срок.
• Сокращен до 14 дней срок отказа в государственной регистрации.
• Иностранной некоммерческой неправительственной организации не может быть запрещено осуществлять деятельность в России на том основании, что цели создания ее структурного подразделение создают угрозу национальному единству и самобытности, культурному наследию Российской Федерации.
• Отчеты по установленной форме будут представлять в Минюст не все НКО, а лишь следующие категории НКО: а) учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации, б) получившие в течение года имущество и денежные средства от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, в) получившие в течение года имущество и денежные средства на сумму три и более миллиона рублей. Прочие НКО будут представлять в Минюст (его территориальный орган) информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются Минюстом России.
• С 1 января 2010 г. НКО обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования либо отчет о своей деятельности по установленным формам, либо сообщение о продолжении своей деятельности (простое сообщение размещают те НКО, которые освобождены от обязанности представлять отчетность). Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определит Минюст России.
• Проверки НКО Минюстом будут проводиться не чаще, чем один раз в три года.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2009 года, за исключением требования о публикации отчетов либо информации, которое начнет действовать с 1 января 2010 года.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3603.
• Право застраховать риск своей ответственности перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по возврату кредита предоставлено любому заемщику, являющемуся залогодателем, а не только при заключении договора об ипотеке жилого дома или квартиры.
• Статья 55 (Обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке) дополнена пунктом 3.1, согласно которому имущество приобретается залогодержателем для себя или третьих лиц по цене, равной рыночной стоимости такого имущества, определенной в порядке, установленном законодательством РФ об оценочной деятельности.
• Закон дополнен статьей «Ипотека зданий, сооружений и нежилых помещений, приобретенных с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа».
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2009 г. № 133, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2009 г. № 29 ст. 3632.
• Изменения внесены преимущественно в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Ряд изменений связан с обращением взыскания на заложенное имущество. Так, в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением одной статьи.


Назад