русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2009 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за декабрь 2009 года



Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский Микрофинансовый Центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 ноября 2009 г. № 227, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 48 ст. 5731.
• Изменения части первой НК РФ носят технический характер. Существенные изменения внесены в часть вторую НК РФ - главу 21 «Налог на добавленную стоимость», главу 23 «Налог на доходы физических лиц» и главу 25 «Налог на прибыль организаций». Изменения касаются преимущественно исчисления налогов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и операциям РЕПО.
• Однако некоторые изменения затрагивают интересы некоммерческих организаций.
• В частности, исключено из объектов налогообложения НДС оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование НКО на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
• По налогу на прибыль внесено изменение в понятие целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ). Теперь к целевым поступлениям относятся не только целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, но и целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов.
• К целевым поступлениям относятся также имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 декабря 2009 г. № 252.
• Внесены многочисленные изменения в главу НК РФ «Государственная пошлина». В связи с этим изменен ряд других законов. Размеры государственной пошлины увеличены примерно в два раза.
• В частности. за государственную регистрацию юридического лица размер пошлины увеличен с 2000 до 4000 рублей. Установлена пошлина за внесение сведений о НКО в государственный реестр саморегулируемых организаций – 4000 рублей.
• За государственную регистрацию договора об ипотеке размер пошлины для организаций увеличен с 2000 до 4000 рублей.
• За проставление апостиля - с 300 до 1500 рублей за каждый документ.
• За право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц размер пошлины увеличен с 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
• Изменены формулы подсчета размера пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке. Минимальный размер пошлины увеличен с 200 до 400 рублей; максимальный – с 20 тыс. до 60 тыс. рублей. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера пошлина для организаций увеличена с 2000 до 4000 рублей.
• По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, минимальный размер пошлины увеличен с 500 до 2000 рублей; максимальный – со 100 тыс. до 200 тыс. рублей. При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными размер пошлины увеличен с 2000 до 4000 рублей.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2009 г. № 252.
• Изменения внесены в главу 21 «Налог на добавленную стоимость», главу 23 «Налог на доходы физических лиц», главу 25 «Налог на прибыль организаций», некоторые другие законы.
• В частности, действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 части второй НК РФ приостановлено с 1 января по 30 июня 2010 года включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года. В период приостановления при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 297-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 2009 г. № 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 48 ст. 5747.
• В 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 2009 г. № 246, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 51 ст. 6155.
• Заявительный порядок возмещения НДС представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки. Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют налогоплательщики, (1) у которых совокупная сумма нескольких налогов, уплаченная за три календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей или (2) предоставившие действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему), если решение о возмещении суммы налога будет отменено полностью или частично.
• Из перечня документов, необходимых для освобождения от НДС реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, исключена выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи товары (работы, услуги).
• Установлено, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной порядок вступления их в силу.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2009 г. № 255.
• В НК РФ внесены изменения, касающиеся действий налогового органа в ситуации, когда сумма неуплаченных налогов позволяет предполагать наличие признаков преступления.
• Внесены изменения в статью 199 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном и особо крупном размере. Теперь крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей (ранее было - более пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей (ранее было - один миллион пятьсот тысяч рублей). Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей (ранее было - более двух миллионов пятисот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей (ранее было - превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей).
• Дополнено, что лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
• Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен статьей, согласно которой уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов, прекращается в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб (т.е. недоимка, пени и штрафы), причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.
• Установлено, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов, если только подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо его личность не установлена; либо им нарушена ранее избранная мера пресечения; либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
• Внесены другие изменения.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/250
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 22 декабря 2009 г. № 48.
• По мнению Департамента, величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения в 2009 г. составляет 30 млн. 760 тыс. рублей.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 декабря 2009 г. № 03-04-06-02/87
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 22 декабря 2009 г. № 48.
• Письмо касается проблемы учета затрат на выплату компенсаций работникам, использующим личный автотранспорт в служебных целях.
• Пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДФЛ и ЕСН всех видов установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Так как установления специальных норм компенсации работникам за использование личного транспорта для целей налогообложения НДФЛ и ЕСН не предусмотрено, Департамент полагает, что использование в этих целях норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», не будет противоречить положениям пункта 3 статьи 217 Кодекса и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
• Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля, выплачиваемая работнику за время его нахождения в очередном отпуске или на больничном, т.е. за время, когда личный транспорт этого работника фактически не использовался в указанных целях, не может учитываться в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы при исчислении налога на прибыль.

Письмо Департамента организации администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ от 8 декабря 2009 г. № 30/187 «Образцы заполнения платежных поручений и коды КБК»
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 15 декабря 2009 г. № 47.
• Письмо содержит для сведения и использования в работе образцы заполнения платежных поручений, а также памятку для руководителей и работников бухгалтерских служб организаций и предприятий по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и в фонды обязательного медицинского страхования с 1 января 2010 года. Кроме того, представлен информационный материал по кодам бюджетной классификации.

Законопроекты

Самарской Губернской Думой внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на повышение привлекательности для граждан кредитных кооперативов как микрофинансовых институтов, повышение их финансовой устойчивости, снижение налоговой нагрузки на отдельные виды доходов членов кредитных потребительских кооперативов.
Законопроектом предлагается дополнить статью 217 НК РФ пунктом, предусматривающим освобождение от налогообложения НДФЛ части компенсации за использование кредитным потребительским кооперативом граждан личных сбережений члена КПКГ в размере ставки рефинансирования ЦБР, действующей в течение периода, за который получена компенсация, а также части процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займа, полученных от члена СКПК или ассоциированного члена СКПК, в размере ставки рефинансирования ЦБР, действующей в течение периода, за который получена компенсация.
Правительство РФ поддерживает представленный законопроект при условии его доработки.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной налоговой службы от 11 декабря 2009 г. № ШТ-7-6/593@ «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте, при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).
• Утверждены форматы:
- представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.01) часть LXXXVI;
- представления сведений уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронном виде (версия 5.03) часть LXXXVII;
- представления сведений квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) (Квитанция о приеме отчетности) в электронном виде (версия 5.01) часть XCV;
- представления сведений подтверждения даты отправки налогоплательщиком (представителем) декларации (расчета). (Подтверждение даты отправки) в электронном виде (версия 5.01) часть XCVI;
- представления сведений уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде (версия 5.01) часть XCVII;
- представления сведений извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронном виде (версия 5.01) часть XCVIII;
- представления сведений извещения о получении электронного документа (документов) в электронном виде (версия 5.01) часть XCIX.
• Пункты приказа, касающиеся утвержденных форматов, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение положений Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Приказ Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2009 г. № ММ-7-6/691@ «Об утверждении Порядка регистрации участников электронного документооборота для представления налоговых деклараций (расчетов) и иных документов в электронном виде и информирования налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).
• Порядок регистрации утвержден в целях унификации процесса информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов при представлении налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности и обмене электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи приказываю:
• Сроком ввода в действие Порядка считать дату издания приказа ФНС России о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение положений «Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@.
• В течение года будет производиться регистрация налогоплательщиков, на момент утверждения Порядка представляющих налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, по мере смены ключей ЭЦП.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 25 декабря 2009 г. № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 30 декабря 2009 г. № 78.
• Начиная с 28 декабря 2009 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,75 процента годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 2009 г. № 246, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 51 ст. 6147.
• Закон изменяет требования к сроку так называемой «перерегистрации» уставов обществ с ограниченной ответственностью.
• Уставы обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» при первом изменении уставов таких обществ. Таким образом, представлять документы на перерегистрацию можно и после 1 января 2010 года.
• Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1083 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» • Изменения внесены, в частности, в постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 г. № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля»:
• Установлены следующие величины стоимости активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и действий, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «О защите конкуренции»:
- 3 млрд. рублей - в отношении лизинговых компаний;
- 500 млн. рублей - в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов.
• Установлены следующие величины стоимости активов по последнему балансу финансовой организации, при превышении которых требуется уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, указанных в статье 30 Федерального закона «О защите конкуренции», не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий:
- 1 млрд. рублей - в отношении лизинговых компаний;
- 200 млн. рублей - в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов.
• Внесены другие изменения.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № ВАС-10649/09
Текст определения размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru).
Между ООО «А» (займодавец) и ООО «Б» (заемщик) был заключен договор займа. В обеспечение возврата займа между ООО «А» (залогодержатель) и ООО «Б» (залогодатель) заключен договор ипотеки (залога недвижимости), предметом которого является передача в залог залогодержателю нежилого здания и права аренды залогодателя земельного участка, на котором расположен предмет залога. Залогодержатель и залогодатель обратились в УФРС по Московской области с заявлением о государственной регистрации договора ипотеки. Регистрирующий орган отказал в осуществлении государственной регистрации вышеназванного договора на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: на государственную регистрацию не было представлено согласие собственника земельного участка (арендодателя) о передаче арендных прав в залог. Залогодатель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 2 статьи 615, пунктом 2 статьи 334, пунктом 3 статьи 335 ГК РФ, пунктом 1.1 статьи 62 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и исходил из того, что арендатор земельного участка при передаче в залог арендных прав не получил согласия собственника участка.
Десятый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции указал, что в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и пункта 5 статьи 22 Земельного кодекса РФ собственник здания, расположенного на арендуемом им земельном участке, закладывая одновременно по договору об ипотеке здание и права аренды участка, вправе заложить эти права без согласия арендодателя, но с уведомлением последнего об этом. Учитывая, что факт уведомления собственника земельного участка о передаче обществом арендных прав в залог подтвержден письмом, суд апелляционной инстанции признал отказ регистрирующего органа в осуществлении государственной регистрации вышеназванного договора ипотеки по изложенным основаниям незаконным.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя решение суда первой инстанции в силе, указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
По мнению ВАС РФ, выводы судов первой и кассационной инстанций являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с абзацем 2 статьи 69 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка. Согласно пункту 5 статьи 22 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Системное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что собственник здания, расположенного на арендуемом им земельном участке, закладывая одновременно по договору об ипотеке здание и права аренды этого участка, вправе заложить эти права без согласия арендодателя при условии его уведомления, то есть распорядиться своим имуществом в том числе и путем передачи его в залог.


Назад